В беседе с ИА «Татар-информ» генеральный директор компании Олег Игнатов (О.И.) и технический директор Александр Недорезов (А.Н.) рассказали о том, как они сотрудничают с немцами и поддерживают платформу для визуализации данных.
Как началась ваша совместная работа с немецкой компанией?
О.И.: Мы делали выпускной индустриальный проект для профессора из Германии, который преподает в нашем университете — Себастиана Денефа. Он ведет курс «Human-computer interaction design» — «Проектирование взаимодействия человека и компьютера». Себастиан занимался исследовательской деятельностью в институте Фраунгофера, откуда как раз и вышел этот проект в виде стартапа, которым он сейчас занимается и для которого мы пишем отдельные модули. Он остался доволен результатом работы над индустриальным проектом, захотел продолжить. Так, мы открыли здесь свою компанию.
А.Н.: В команду Олега я попал случайно. Я учился у Себастиана, в начале этого года он впервые читал здесь компьютерный курс ««Проектирование взаимодействия человека и компьютера», в рамках которого он рассказывал про этот проект. Идея проекта показалась мне очень интересной. Когда Себастиан презентовал его в качестве индустриального проекта, на котором можно работать, я указал его первым в списке своих приоритетов. Но так как преподаватели старались формировать команды, одинаковые по техническим навыкам, мне этот проект не достался. К концу года мы как-то встретились с Олегом и, по-моему, даже выехали на отдых, обсуждали, кто чем планирует заниматься. Он сообщил об открытии компании прекрасной возможности вернуться к работе над этим проектом. Я согласился, прошел еще раз интервью с Себастианом и Татьяной, соучредителем компании. Так я присоединился к команде.
Чем занимается OWN в Германии?
О.И.: Это проект, который предоставляет возможности совместной работы людей и агентов - сервисов с искусственным интеллектом. Вначале это был исследовательский проект, который своей целью ставил улучшение взаимодействия распределенных команд, находящихся в разных частях земного шара. Они решили создать доску с хранением там документов и их визуализацией. Но до того, как мы начали разрабатывать агентов, это было лишь хранилище с визуализацией, то есть там было только взаимодействие между людьми, но не между людьми и агентами. В будущем это должно перерасти во взаимодействие с сервисами, которые предоставляют услуги с искусственным интеллектом, например, или machine-learning.
С кем они работают? Какие возможности предоставляет платформа?
О.И.: В их продукте заинтересованы такие компании, как баварская полиция (тестировали продукт), поддерживает такая компания как SAP SE (производитель программного обеспечения для организаций — прим. Т-и). Также у ООО “Оун” есть контракт с Роснано. Для той же баварской полиции — доска может стать местом для сбора материалов по какому-либо делу и затем получать постоянное обновление о каких-то связанных с ним событиях. Еще у ирландской полиции появился интерес к этому проекту. Это лишь мое предположение, но без общения с коллегами вряд ли бы заинтересовались. Кроме того, Себастиан регулярно проводит презентации потенциальным инвесторам, которые делятся восторженными отзывами о дальнейших перспективах.
Как думаете, почему они решили продолжить с вами сотрудничество?
О.И.: Себастиан был доволен нашей работой. Его цель и приоритеты немного уточнились в процессе разработки: сейчас платформа позиционируется не как сервис работы распределенных команд, а как сервис работы людей и искусственного интеллекта. А наша команда как раз разработала модули, которые позволяют связать то, что уже есть, с искусственным интеллектом и другими подобными сервисами. Поэтому Себастиан решил открыть здесь компанию.
Какие конкретные решения для компании предложили вы?
О.И.: Наш проект занимается разработкой так называемых агентов — это как раз те сервисы, которые позволяют брать документы с доски и обрабатывать их, автоматически получая результаты. Мы написали в процессе работы над проектом. Первый — поиск новостей по ключевым словам. То есть на доске содержится набор документов, мы их обрабатываем, выделяем ключевые слова — по ним каждые сутки обновляем ссылки на новости. Таким образом, человек, который работает на “доске”, не должен тратить время на обработку всех документов и поиск соответствующей информации.
Второй сервис, который более интересен людями, работающим с интеллектуальной собственностью, рассчитан на анализ интеллектуальной собственности конкурентов компании. Как это происходит: пользователь вводит название компании-конкурента, возможно, даже своей компании, и получает через некоторое время ответ по патентам указанной компании. Отчет включает в себя ссылки на последние патенты, динамику их получения, облако из слов (ключевые моменты, которыми занимается компания), ключевые моменты направления и еще несколько графиков.
Как вам взаимодействие с немцами?
О.И.: Очень здорово, впечатления просто... слов не хватает. Вообще здорово налажена коммуникация, Себастиан, в моем понимании, идеальный руководитель. От него очень хорошая обратная связь, достаточно просто узнавать, что нужно разрабатывать.
В планах есть поездки в Германию?
О.И.: Мы не первые люди из-за границы, с которыми работает Себастиан. В их компании есть традиция раз в год собирать всех в Берлине. Такая поездка запланирована и у нас. Надеюсь, будут еще какие-то интересные конференции, в которых мы сможем принять участие.
Сколько человек задействованы в проекте здесь?
О.И.: В нашей команде мы начали работать совсем недавно. Сейчас это 4 человека. Я исполняю обязанности генерального директора и разработчика, Александр Недорезов - технический директор и разработчик, Екатерина Гришина в Москве сейчас занимается фронт-эндом, и Александр Симоненко, который занимается разработкой мобильного приложения под Android.
Мы работаем по Scrum — это процесс разработки программного обеспечения, который происходит интерактивно. Сейчас спринты (итерации разработки - прим. Т-и) у нас длятся одну неделю. Каждый понедельник вечером мы созваниваемся с командой и Себастианом, обсуждаем результаты предыдущей недели и формируем задачи на следующую. Также каждый день у нас есть так называемые стендапы — это короткие видеовстречи по утрам, в которых мы рассказываем, что делали вчера и что собираемся делать сегодня, а также возникшие проблемы.
Scrum позволяет нам быть гибкими, быстро подстраиваться под меняющиеся требования рынка.
А.Н.: В компании я выполняю роль технического директора. Конкретно сейчас я занимаюсь обновлением серверной части платформы own.space, то есть back-end’а, а также курирую команду из Университета Иннополис — мы работаем с новыми студентами, которые составляют для нас требования к ПО.
Что можно делать с мобильными приложениями?
О.И.: Проект изначально создавался таким, чтобы он одинаково работала на всех платформах. Сейчас мы как раз создаем новую версию — это полноценное приложение для работы с сервисом, как раз с досками. Оно позволяет открывать доски, просматривать документы, загружать новые и использовать, в том числе, агентов. Пока все бесплатно, в будущем планируется ввести подписку для больших компаний.
Ваши разработки являются уникальными?
О.И.: Да, платформа для Отдельно сервисы такие существуют, конечно же. Но то, что все происходит именно в таком формате взаимодействия, который позволяет настолько легко человеку получить какую-то пользу от взаимодействия с искусственным интеллектом — такого нет.
Какие цели ставите перед собой?
О.И.: У Себастиана есть идея по созданию агента, который помогает учителям в процессе преподавания. Еще у нас есть планы по внедрению именно искусственного интеллекта в широком смысле.
До конца года нам нужно привлечь больше клиентов, и наша задача — увеличить команду, добавить трех сотрудников. У нас есть серверная часть, фронт-энд часть, приложения на iOS и Android, и всем этим занимается всего 4 человека. Мы бы хотели набрать побольше сотрудников, чтобы расширить набор скиллов в команде.
В том числе студентов рассматриваете?
О.И.: В том числе да, потому что есть идея опять подать заявку на индустриальный проект со студентами в этом году. Только в этом случае мы уже будем на другой стороне, то есть мы будем общаться с командой, которая может быть что-то для нас сможет сделать интересное.
Почему вы поступили в Университет Иннополис?
О.И.: Я закончил ВМК КГУ, потом пошел работать программистом. После того, как проработал определенное время, понял, что для последующего роста мне не хватает определенного набора как теоретических знаний, так и практических скиллов, они называются soft skills (коммуникации и навыки, необходимые для успешной работы с другими людьми). Обнаружилась такая шикарная возможность, как Университет Иннополис. Я приехал еще в 2015 году в первый раз сюда, но тогда уже набор закончился, к сожалению. Я познакомился с ребятами, которые уже учатся, и на следующий год подался.
А.Н.: Я родом из Ульяновска, ездил в Казань сдавать TOEFL ( международный экзамен по английскому), и когда гуглил адрес казанского университета, случайно наткнулся на рекламу Университета Иннополис. Программа мне показалась интересной, и, как мне казалось, для того чтобы попробовать свои силы, ничего особенного делать не придется — просто пройти несколько собеседований.
В апреле 2015 здесь не было ничего кроме общежития, университета и нескольких зданий. Первое впечатление было смазано тем, что шёл дождь и добираться до университета нужно было по странной красной глине, оставляющей впечатление что ты где-то на Марсе.
Когда мы перешли к прохождению собеседований с представителями индустрии и преподавателями, стало гораздо интереснее. Потому что это такие заряженные люди, которые знают, чего они хотят, и кого они хотят. Перед ними стояли определенные цели: набрать людей с горящими глазами я зарядился этой идеей и к концу года получил грант по результатам этого собеседования, и так я оказался в Иннополисе.
Изначально я планировал после университета уехать куда-то за границу, поступать в магистратуру — я выиграл грант от правительства Франции на поступление в вуз, но взвесив все за и против, ознакомившись с обеими программами, я выбрал Иннополис, поскольку здешняя программа “Управление разработкой ПО” показалась мне намного интереснее.
Были какие-то сложности в реализации проекта?
О.И.: Иногда долго приходилось ждать документов, которые должны были прийти по почте. Конечно, соседний город в 40 км, а идут 2,5 недели. Из-за этого затягиваются другие формальные процедуры. Это с точки зрения бюрократии. А других сложностей как таковых нет. То есть мы просто после университета уже все имеем опыт работы в процессах разработки программного обеспечения. Никого ничему учить не нужно, просто сразу начали работать.
Мне, как человеку, который достаточно взрослый, было сложно жить в общежитии. Когда поживешь некоторое время отдельно, а потом приходится жить еще с несколькими людьми — это создает некоторые неудобства. Плюс ко всему днем была достаточно большая загруженность, я возвращался поздно, ребята уже спали, мне неудобно было будить, и так далее. А в остальном здесь все здорово, здесь прекрасный спорткомплекс, здание университета, аудитории, с точки зрения быта здесь все расположено очень здорово.
А.Н.: Технологии очень быстро обновляются, и так как мы последний год занимались все-таки развитием менеджерских способностей, то первые две недели было сложно вернуться в эту колею, понять, что изменилось за год и в каком направлении всё начало развиваться. Но это довольно-таки быстро разрешилось, буквально за пару недель.
Свое будущее связываете именно с этой компанией?
О.И.: Да, пока только с этой компанией. Потому что у нас есть такая уникальная возможность создать что-то с нуля, построить корпоративную культуру, так и набрать команду. Создать какой-то интересный проект, который мы надеемся, будет востребован пользователями. Поэтому все мысли здесь, конечно.
А.Н.: Здесь можно получить опыт в создании компании с нуля. Не проекта, а именно компании. Что для этого нужно сделать, какие шаги нужно предпринимать. Все-таки одной идеи недостаточно, нужно еще именно большой networking — то есть людей, которые могут тебя поддержать, профинансировать и порекомендовать твой проект каким-то другим компаниям.
Можете дать совет начинающим предпринимателям?
О.И.: У меня опыта в этой сфере пока очень мало. Я бы посоветовал обращать внимание на советы, которые дают такие люди, как, например Морейнис (Аркадий Морейнис — инвестор, основатель «Антиакселератора» — прим. Т-и). У него есть канал в Telegram. Я его сам читаю. Не все применимо, конечно, к нашей ситуации. Но он дает очень структурированные кейсы, советы и ссылки, где можно прочитать про это подробнее.
Сейчас у меня большой такой марафон по изучению всяких бюрократических вещей: отчетностей и так далее, потому что штатного бухгалтера у нас пока не предусмотрено, кадровика тоже — всем этим занимаюсь я. И я интересуюсь такими книгами, которые позволяют именно набирать команду и управлять ею. Например, «45 татуировок менеджера» — есть такая очень хорошая книжка.
Есть какие-то особенные проблемы в России, с которыми сталкиваются предприниматели?
О.И.: Может быть, отсутствие или недостаток каких-то кадров и кадров, заряженных именно стартаперством. У нас все-таки немного сложнее в плане обеспечения самого себя и своей семьи. В Европе это теоретически можно сделать — например, половину или три четверти времени уделять основной работе, остальное время заниматься своим проектом. У нас это делается гораздо сложнее — вот так делить время между своим проектом и постоянным источником доходов. У меня здесь риска гораздо меньше. Потому что уже есть минимальный продукт, который интересен пользователям - мы продолжаем уже существующий проект, и это большой плюс.
Искусственный интеллект - это одна из самых горячих тем сейчас в индустрии, и у нас есть хорошая возможность использовать его для решения задач пользователей - создать инструмент, который полностью изменит способ взаимодействия людей и искусственного интеллекта. Это очень вдохновляет. Всем, кому интересно что мы делаем, предлагаю посетить https://info.own.space/ - это наш сайт, там есть информация о нашем проекте.
А.Н.: На первый взгляд в России относительно хороший климат для IT-сферы. Однако по разговорам с иностранными коллегами понимаешь, что если на западе основная ориентация в работе над программным обеспечением — это его качество, то в России смотрят на дешевизну рабочей силы — стараются сэкономить на разработчиках. На западе не престижно выплачивать низкую заработную плату разработчикам, поскольку она является показателем качества продуктов производимых вашей компанией. А перспектива для развития здесь хорошая, не смотря на большое количество разработчиков, огромному количеству компаний их недостает. Поэтому становиться разработчиком программного обеспечения сейчас довольно-таки актуально.
Нет комментариев-