24 января в набережночелнинском суде начался процесс над одной из самых «интеллигентных» группировок последних лет. На скамье подсудимых — жители Москвы, Ижевска, Уфы и Красноярска. Среди 12 обвиняемых — представители коммерческих структур, программисты, преподаватели и даже один сотрудник Национального исследовательского ядерного университета.
Судя по тому, как общались в зале суда обвиняемые, не все из них были знакомы друг с другом до возбуждения уголовного дела.
Втянуться в «сертификационное» дело заставила, по утверждению подсудимых, банальная потребность в деньгах.
Судя по ходатайствам и заявлениям защитников, сделанным в зале суда, у кого-то серьезно болеют родители, кто-то один воспитывает ребенка, кто-то в начале «криминальной карьеры» оказался без работы.
Точкой отсчета нелегального бизнеса стал момент появления законодательной нормы, согласно которой иностранцу для того, чтобы получить патент на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство, нужно приобрести сертификат, подтверждающий его знание русского языка, истории и основ законодательства РФ. А для этого, в свою очередь, необходимо пройти тестирование и сдать комплексный экзамен.
По каждому предмету объем «необходимостей» получается довольно внушительным. Так, например, для того, чтобы подтвердить, что мигрант с русским языком на «ты», он должен пройти тесты по чтению, письму, продемонстрировать знание русской лексики и грамматики, пройти аудирование (ответить на аудиовопросы, выбрав из предлагаемых правильный ответ), а затем сдать устный экзамен.
Сотрудники тестовых центров уверяют, что вопросы иностранцам задаются довольно простые. По мнению же подсудимых, ответить на некоторые из них не по зубам даже гражданам РФ.
«Вы, например, знаете, когда запустили метро в России?» — спросил корреспондента «Татар-информ» один из участников процесса. Сошлись на мнении, что «без “Гугла” тут не обойтись». «А вот мигрантов об этом спрашивают», — заметил мужчина. Причем, по его словам, про метро спрашивают не только в столичных центрах тестирования иностранцев, но и на периферии. «Зачем узбеку, приехавшему в Ижевск, знать историю Московского метрополитена?» — недоумевает создатель сети.
Сертификат в центрах тестирования выдается не бесплатно. Курсы по подготовке к тестам и экзаменам тоже стоят денег, консультирование перед комплексным экзаменом также влетает приезжим в копеечку. Экзамен мигрант может провалить. А пересдача, которую, правда, можно отложить, несет за собой дополнительные расходы.
Если учесть, что мигранты приезжают в Россию в основном в поисках работы и занимают тут порой самые низкооплачиваемые места, то вполне понятно, почему закон, вступивший в силу 1 января 2015 года, почти сразу дал «побочный эффект». Появились люди, которые решили заработать на «плохом знании» русского языка и других основ.
По версии следствия, во главе группировки стояли несколько человек. Один из них – уроженец Уфы – организовал агентурную сеть по стране. Так называемые исполнители искали в Москве, Уфе, Казани, Набережных Челнах, Ижевске, Красноярске и в ближайших районах мигрантов, нуждающихся в сертификатах.
«Поисковиков» подбирали из числа сотрудников школ по иностранным языкам, которые по совместительству еще были и экзаменаторами в центрах тестирования мигрантов, а также из числа других работников, которые имели непосредственное отношение к приезжим кадрам.
«Выправить документ» они предлагали за умеренную плату — от 3,6 до 4 тысяч рублей. При этом мигранту не надо было готовиться к сдаче. Если человек соглашался на обходный вариант приобретения сертификата, то ему сообщали, какие документы от него требуются, а позже называли счет банковской карты, на которую нужно было перечислить определенную сумму.
Услугами группировки, как установило следствие, успели воспользоваться граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Китая, Турции.
Собранные документы мигрантов отправлялись в Москву, где подельники приступали к изготовлению фиктивных бумаг.
Подтасовывались результаты тестирования, документы о проведении комплексного экзамена. И даже подделывались аудиозаписи, которые должны были доказать, что у мигрантов все в порядке с разговорным жанром и пониманием окружающей обстановки.
Потом составлялись сводные таблицы результатов тестирования, куда вносились недостоверные сведения. Все это передавалось в МОО «ПСТ-мигрантов», после чего фиктивные сведения попадали Единую интегрированную распределительную систему информационного обмена результатов тестирования. На основании этих данных сотрудники РУДН и МГУ оформляли сертификаты и передавали их изготовителю подделок.
С этими сертификатами мигранты обращались в территориальные подразделения УФМС РФ с заявлениями о выдаче патента на работу, разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Участникам группировки были предъявлены обвинения по двум статьям: «Незаконное приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права» и «Организация незаконного пребывания иностранных граждан в РФ, совершенная организованной группой».
Судебное разбирательство по делу проходило в особом порядке, поскольку все подсудимые признали свою вину полностью.
В начале суда их защитники выступили с ходатайствами о прекращении уголовного дела по факту незаконного приобретения документов с формулировкой «за истечением срока давности уголовного преследования». Суд их удовлетворил.
Что же касается обвинения в организации пребывания иностранных граждан в РФ, то прокурор Марат Абдулкасимов был суров. В прениях он потребовал для подсудимых реальные сроки лишения свободы.
Так, три участника группировки, по его мнению, заслуживают по три с половиной года лишения свободы с выплатой штрафа по 300 тысяч рублей с каждого. Еще трое — по 3 года лишения свободы и штрафы по 200 тысяч рублей с каждого, остальным — по два года колонии общего режима и по 150 тысяч рублей штрафа.
Какое решение примет суд, станет известно в начале февраля.
Нет комментариев-