Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Три дня спали на чердаке, кур поднимаем на крышу»: в Татарстане — весенний паводок

«Три дня спали на чердаке, кур поднимаем на крышу»: в Татарстане — весенний паводок
В Татарстане более трех тысяч малых и средних рек. В дни весеннего половодья в зоне подтопления оказываются более полусотни населенных пунктов. Какие деревни в этом году могут быть затоплены, как готовятся жители к половодью? Об этом — в материале ИА «Татар-информ».

«Деньги утекают в воду»

Жительница села Большие Уськи Мамадышского района Фарида Ибрагимова рассказала, что с наступлением весеннего потепления деревню затапливает, и так каждый год, в течение последних тридцати лет. «Вся вода с полей идет на наши улицы. У нас за огородами дамба, посередине дамбы заложена труба. Через эту трубу течет талая вода. Десять хозяйств на нашей улице остаются по колено в грязи, ходить невозможно. Дорожные службы не разрешают закрыть эту трубу. Было бы лучше, если бы на пути воды поглубже заложили другую трубу, а эту закрыли. Сколько раз об этом говорили главе сельского поселения! Такое у нас с тех пор, как подняли дамбу, — уже 30 лет», —рассказала сельчанка.

Фарида ханум беспокоится и о финансовом ущербе: вода размывает дорожное покрытие. «Уже боимся, думаем, насколько сильная придет вода. Улицу заливает. Эту улицу еще недавно благоустроили на деньги самообложения жителей деревни, а вода с полей смывает песок дорожного покрытия. Деньги сельчан утекают в воду!» — переживает собеседница.

Жители Больших Уськов к паводку готовятся заранее — поднимают картофель из погребов, рассказала Фарида Ибрагимова.

«Вода заливает наши огороды»

изличного архива Фарида Ибрагимовой

Деревня Бурундуки Кайбицкого района расположена на берегах реки Бирля. Какие меры принимает администрация села для предотвращения подтопления? С этим вопросом наш корреспондент обратился к главе сельского поселения Алмазу Гайнутдинову.

«Река пока не вышла из берегов. Вчера приехали из МЧС, подорвали лед. В этом году покрытие на реке толстое, больше метра. Пока об опасности подтопления сказать сложно. Если резко потеплеет и пойдут дожди, вода может подняться. Еще и снега ведь много. Но пока по ночам холодно, это тоже помогает, сдерживает половодье», — объяснил ситуацию глава.

Старожил села Роза апа Саттарова поделилась воспоминаниями. «Бирля течет прямо посередине нашего села. В половодье вода заливает наши огороды. И на улицы приходит, а иногда и в наши дома. А так во дворах вода бывает каждый год. В 2018 году вода в доме держалась два дня, мы ночевали у соседей. Холодильники, всю технику пришлось поднять. В таких случаях приезжают сотрудники МЧС, помогают. Спасибо им. Остальная мебель стоит в воде — что поделаешь, все ведь не вынесешь. Конечно, портится. 

В этом году тоже боялись, что затопит, но слава богу, из-за холодов паводок немного припозднился. 

Мы уже подготовились — все почистили, вынесли все вещи из подвала и погребов. Картошку подняли. 

Каждый год так. Вода ведь близко, поэтому готовимся. Я уже 50 лет здесь живу, очень редко бывает так, чтобы не подтопило. Бывало, спали на чердаке, на крыше сарая.

В 1979 году вода пришла 1 мая, три дня спали на чердаке. Больше такого мощного половодья не видела. 

Стенки, шкафы освобождаем от вещей. Раньше для скота делали высокую площадку, сейчас уже скот не держим. Кур поднимаем на крышу сарая. 

Конечно, всегда надеешься, что в этом году вода не дойдет до наших домов. Переживаем. По ночам теперь не спим. И успокаиваю себя — за 50 лет не унесло же водой. Хорошо, что уже неделю в деревне электричество не отключают», — говорит Роза апа.

Обряд «Боз озату» («Проводы льда») 

Директор Дома культуры села Чита Пестречинского района Миннур Шамсутдинов тоже вспоминает прежние годы: после подъема воды поля напоминали море, а на реке Меша проходил традиционный обряд проводов льда — «Боз озату».

«Вода в Меше поднималась, выходила из берегов, попадала в дома, погреба. Сейчас люди готовятся заранее, роют канавы для отвода талой воды, разбрасывают снег. Строения в хозяйствах у людей сейчас крепкие.

В этом году снега много, но это по сравнению с последними годами. А когда мы были маленькие, снега действительно было много. Поднимался до проводов линии электропередач, под заборами снег оставался до мая. Сельхозтехника могла заезжать только на центральные улицы. 

А сейчас Меша во время половодья едва поднимается до моста. Раньше мост затапливало, вода заливала луга, поля, со стороны посмотришь — будто море.

Бывало, люди уходили рыбачить на ту сторону реки, и за несколько часов оставались оторванными из-за подъема воды, оказывались на острове. Односельчане их забирали на лодках.

А еще справляли древний обряд «Боз озату» («Проводы льда»). К реке шли и взрослые, и дети, устраивали большой праздник с песнями и танцами, говорили пожелания, варили кашу на свежем воздухе. Таких праздников уже давно нет, но люди до сих пор спускаются к Меше, чтобы посмотреть, как отходит лед. Приезжают односельчане из города», — рассказал директор школы.

«Улицу невозможно перейти»

А вот жителям села Кибячи Пестречинского района не так весело — в дни весеннего половодья вода заходит в их дома, поднимается выше пола. 

«Вещи поднимаем, заносим чурбаны. Вся мебель от воды и сырости портится. До середины лета вода из-под пола не уходит, так и стоит. 

Погреба заливает, бани. В этом году тоже готовимся — постоянно проверяем подпол. Купили десять машин щебня, чтобы двор не так сильно затапливало, положили по периметру. Иначе воды так много, она течет с завихрениями, иногда кажется, что всем домом уплываешь. Пол постоянно подметаем, дежурим, иначе ил оседает. В этом году ожидаем мощное половодье. В прошлом году, хоть снега было мало, дом все равно затопило, а в этом году снега много», — строит предположения жительница села Гулирам ханум.

По ее словам, деревню затапливает из-за того, что из-за строительства дороги запрудили реку.

«Недалеко от нашей деревни есть речка, весной она выходит из берегов, даже мост затапливает. Люди не могут попасть в деревню и выехать оттуда. Раньше такого не было. Вот уже десять лет, как вода попадает в подпол, поднимается выше пола. Реку запрудили, хотели дорогу сделать. Вот там вода и не может пройти. У соседей весь огород под водой, скоро и в дом придет, окружила совсем. И до конца мая вода так и будет стоять. Вот так мучаемся. Еще бобры все деревья повалили, мужчины из нашей деревне уже несколько раз чистили. Неделя не проходит — бобры опять свои жилища построили», — сетует Гулирам ханум.

По словам женщины, в половодье переход через улицу превращается в опасное занятие — вода приносит большие деревья, бревна. «В такое время запасаемся водой, мукой и печем хлеб дома. Мы ведь остаемся на острове», — говорит она.

Елена Крысова с семьей приезжает в Кибячи на лето. «Наш дом стоит немного выше. Но все равно баню, гараж затапливает. Вещи заранее поднимаем. Раньше вода стояла не больше одного-двух дней. А сейчас все заросло кустарником, ивой. Вода быстро не уходит, по десять дней стоит. Вода под полом остается до середины лета. Через неделю хотим уже ехать в деревню, пока не знаю, как там дела обстоят», — рассказала Елена.


из личного архива Елены Крысовой
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев