Смартфон на колесах: как живется с электромобилем в Татарстане

Автомобиль на электричестве едет бесшумно, заряжается от розетки, стоит недорого, и даже в центре Казани его можно парковать бесплатно. Но с другой стороны, на подзарядку нужны часы, да и удлинитель приходится скидывать с 9-го этажа. О плюсах и минусах электромобиля ИА «Татар-информ» рассказали автовладельцы.

Электромобиль: доступный или шикарный, как у Ди Каприо

Вы садитесь автомобиль, и в абсолютной тишине машина начинает движение — очень непривычное и необычное чувство. Полная тишина. Безмолвный двигатель, нет звука выхлопа, даже шуршания шин не слышно. Вот она, магия экотранспорта...

Каждый день такое испытывают 68 участников клуба электроавтомобилистов Татарстана. Большинство из них выбрали для себя праворульного «японца» Nissan Leaf, причем привезли его из-за границы. В отечественных дилерских центрах машину не найти — официально электромобиль у нас не продаётся. Но подержанный вариант можно пригнать за 350-600 тыс. рублей, уверяют владельцы. Дело того стоит, ведь в такой машине буквально нечему ломаться, а «прокормить» ее дешевле, чем бензиновую.

«Нет замены масел, фильтров, свечей. Моей машине скоро 2 года, и она ни разу не потребовала ремонта. Только зимняя, летняя резина, и всё. Это большая экономия» владелец Nissan Leaf Георгий

Распиаренную Tesla в Татарстане тоже сложно найти, а вот Audi E-tron есть в салоне у официального дилера. Те, кто боится резкого перехода с бензина на электричество, покупают Chevrolet Volt или знаменитую Toyota Prius — именно на такой катается Леонардо Ди Каприо.

В общем, электрические авто бывают на любой вкус и кошелек. Их распространению в республике мешает только отсутствие официальных продавцов и проблема с зарядкой — инфраструктура не везде доросла до уровня умных машин.

Зарядка: от домашней розетки с 9-го этажа

Татарстанские владельцы «электричек» в основном заряжают авто дома от обычных розеток. Конечно, такой вариант удобнее для жителей частных домов, но есть энтузиасты, готовые кидать удлинитель из окна многоэтажки.

Счета за электричество приходят не космические. Если заряжаться по «ночному» тарифу, то проехать 100 км будет стоить около 30 рублей, а машина на бензине за это расстояние потребует 300 рублей. От 220 вольт аккумулятору нужно питаться довольно долго — до 12 часов. В общем, все как со смартфоном: поставил на ночь, убрал с зарядки утром — и готово.

Бесплатные станции подзарядки есть в общественных местах. Они мощнее розеток, но все равно машину придется оставить на несколько часов. Карта таких станций доступна в приложении Plugshare.

Более мощные платные станции тоже бывают. Одна из таких стоит на заправке «Татнефть» в технополисе «Химград», там аккумулятор можно зарядить с 30 до 80% всего за 15 минут.

Как выглядит пауэрбанк для машины

Заехать к черту на кулички и заглохнуть — страшный сон автомобилиста. Электромобилю для подстраховки нужен переносной зарядный блок. Такой есть у автовладельца из Набережных Челнов. Покупал в рязанской «Промэлектронике» за 250 тыс. рублей, заряжает не дома, а в своем автосервисе от розетки на 380 вольт. Выходит выгоднее бензина.

«Такой переносной зарядный блок для электромобиля Nissan Leaf заряжает за 30 минут, Tesly мы заряжали за 3,5 часа через переходник» автовладелец Борис из Набережных Челнов

Кстати, у электрокаров есть индикатор низкой зарядки — черепашка на приборной панели. На 2 кВт машина сама включит режим жесткой экономии и поможет водителю дотянуть до пункта зарядки.

В центре Казани «электрички» паркуются бесплатно

Большим плюсом электромобилисты считают бесплатную парковку там, где всем остальным приходится платить. Процедура простая. Сначала электромобиль нужно поставить на учет и получить госномер, потом отнести документы в Комитет по транспорту исполкома Казани. Там номер машины внесут в реестр парковочных исключений, и всё — больше никаких трат.

«Я работаю в центре, и когда у меня была обычная машина, приходилось уезжать километра за два, чтобы нормально и бесплатно припарковаться. На автобусе ездить не хотелось. Тогда решил купить электромобиль, и проблема решилась — паркуюсь удобно и бесплатно»автовладелец Георгий

Машина для города: каково ездить с правым рулем

Анна пересела на «электричку» почти два года назад. Машина оказалась очень удобной для города и вместительной внутри, несмотря на внешнюю миниатюрность. Но приехала из-за границы, поэтому пришлось привыкать к рулю справа.

«Это городская машина, по трассе практически не езжу, поэтому проблем никаких. Самая большая сложность с правым рулем — обгон. А в городе обгонять практически не приходится, вместо этого есть опережение и перестроение. За все время владения я обгоняла кого-то раза два»владелец Nissan Leaf Анна

Гибрид: на грани между бензином и электричеством

Резко пересесть с обычной машины на электромобиль решится не каждый. Некоторые решают попробовать нечто среднее — гибрид, в котором электродвигатель помогает основному бензиновому мотору. Такая машина совмещает в себе лучшее: бесшумность и автономность — ее не приходится часами держать на зарядке.

«Я пока не готов перейти на полный электромобиль. Часто езжу далеко, а поездка на электромобиле до Питера была бы целым приключением. Даже при наличии станций для зарядки это плюс по времени, потому что бензин заливается за пару минут, а зарядка, даже самая быстрая, займет минимум минут сорок»автовладелец Руслан

Пока любителей электромобилей в Татарстане, да и по всей стране не так уж много. Но, возможно, скоро их число значительно вырастет. Ведь для некоторых регионов России отменили таможенную пошлину на электромобили, транспортный налог, а станций подзарядки становится все больше.