Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Трамвай на сцене, письмо Сталина и золотые часы Тинчурина: тайны закулисья театра им. Г. Камала

Трамвай на сцене, письмо Сталина и золотые часы Тинчурина: тайны закулисья театра им. Г. Камала
Как во время войны театр собирал деньги в фонд Победы. Личные вещи в комнате Галиаскара Камала. Бутафоры, которые могут сделать из поролона и бумаги все на свете. А также инженеры-авиастроители, которые создали трамвай специально для спектакля и пустили его по сцене. Какие еще интересные факты хранит закулисье театра им. Г. Камала, узнал корреспондент ИА «Татар-информ».

Письмо Сталина и Станиславского с благодарностью театру 

Заведующая музеем театра Луара Шакирзянова рассказала о самых значимых экспонатах — благодарственном письме Сталина театру и письме Константина Станиславского с поздравлением. 

«Из интересных документов у нас хранится письмо Иосифа Сталина времен войны. Он поздравил коллектив татарского театра за то, что театр в фонд победы отправил большую сумму денег», — сказала заведующая музеем театра Камала, народная артистка РТ Луара Шакирзянова. 

Театр собирал эти деньги за счет внеплановых спектаклей и концертов. 

Есть также письмо Константина Станиславского 30-х годов. В Москве в 1938 году учились актеры оперной студии, они были первыми родоначальниками татарской оперы. Станиславский увидел талантливую оперную группу татарского театра в Москве и отправил письмо с поздравлением. Станиславский поздравил театр с молодыми и талантливыми кадрами. 

«В шкафу еще хранится почетная грамота и высокая награда того времени — орден Ленина, их подарили театру в 1957 году», — говорит Луара Шакирзян. 

Комната с личными вещами Галиаскара Камала 

К столетию в театре работники музея подготовили уголок с интерьером комнаты и личными вещами Галиаскара Камала. Там стоит книжный шкаф, большой писательский стол, венские стулья, буфет, зеркало и часы. 

«Из этих мемориальных вещей самого драматурга появилась комната, которая очень нравится зрителям», — сказала заведующая музеем театра Камала.

Самые дорогие экспонаты музея театра Камала — это личные вещи Карима Тинчурина. Он стал жертвой сталинизма. В 1937 году его арестовали, а уже в 1938-м расстреляли. Его жена Захида Тинчурина в течение многих лет хранила личные вещи драматурга. Позже их передали на хранение в театр им. Г. Камала. Самым дорогим и ценным экспонатом театра являются золотые часы Карима Тинчурина, подаренные ему труппой «Сайяр». 

Музейные ценности в архиве костюмерного цеха, платье-кольчуга из спектакля «Король Лир» 

Большинство костюмов шьют прямо в театре, но что-то приобретается, например для современных постановок. Каждый костюм в театре — это эксклюзив, ведь в архивном зале находятся и музейные ценности. Например, платье из спектакля «Король Лир», сейчас таких уже не шьют. Для изготовления костюма использовано особое плетение, и платье напоминает скорее кольчугу.

В каждом спектакле используются только свои костюмы, однако есть момент, когда спектакль списывают и он уходит в архив. Когда выходит премьера другого спектакля, художник может выбрать элементы из архивных костюмов, их вводят в премьерный спектакль. 

«Зал, который находится ближе к выходу, — это у нас играющие спектакли, дальний зал через проход — списанные костюмы», — говорит заведующая костюмерным цехом Гульсина Хазиева. 

Из приобретенных в костюмерном цеху есть военные шинели, которые использовали для спектакля «Три сестры». Также много национальных костюмов на все вкусы, которые разделены на повседневные и праздничные. Сейчас в костюмерном цеху хранится столько костюмов, что работники даже не знают их точного количества. 

Над костюмами для спектакля «Принцесса Турандот» в пошивочном цеху театра Камала работали художник и режиссер из Китая 

В пошивочном цеху с актеров снимают все мерки и шьют и для них костюмы и платья по эскизам художника. Если взять исторические спектакли или фантазийные, то там портным и закройщикам приходится подключать воображение и ломать голову — что к чему присоединить, чтобы все функционировало и грамотно сочеталось. 

Одними из самых больших и объемных спектаклей для работников пошивочного цеха оказались «Ходжа Насретдин», «Меня зовут Красный», «Принцесса Турандот». 

«В спектакле „Ходжа Насретдин“ войлочная фактура костюмов, а это обычно толстая ткань, и все это нужно было стегать. Кройку подбирали отдельно для каждого актера», — говорит Нияз Игламов. 

Над эскизами и костюмами к спектаклю «Принцесса Турандот» трудились вместе с работниками театра им. Г. Камала и китайские художник Биен Вентонг и режиссер Ма Дженгхонг. 

Есть разные национальные костюмы — праздничные и для повседневной носки, поэтому швеям театра необходимо соблюдать историческую достоверность. Например, для «Принцессы Турандот» нужно было создать эффект именно тех времен. 

«Отделка, аппликация, также была очень большая ручная работа, потому что для костюмов использовали бархат. Для таких тканей нужен особый подход», — говорит заведующая пошивочным цехом Фирая. 


Венера Милосская в натуральную величину, раки, доспехи, голуби или всемогущие бутафоры 

В цеху бутафоров всегда кипит процесс, но перед сдачей спектакля приходится особенно потрудиться. Бутафоры делают всё, что нужно для спектакля, то есть реквизит и декорации по эскизам художника. Каждый спектакль для работников бутафорского цеха труден, ведь у каждой постановки есть свои нюансы. Основные материалы, из которых бутафоры творят, — это бумага, ткань, поролон, изолон и пенопласт. 

«Сейчас готовимся к спектаклю „Исэнмэсез!?“ (художник Сергей Скоморохов). В прихожей уже стоят сделанные камыши, сейчас готовим к ним верхушки. Вот котел сделали для спектакля, раков, и сейчас Наталья Петровна делает голубей. И для этого спектакля нам нужен макет шикарного дома», — говорит заведующая бутафорским цехом Неля Абдуловна. 

Порой бутафорам приходится делать редкие доспехи со сложным орнаментом, или, например, из простого стула нужно было сделать стул XVIII века. Работникам цеха нужно знать не только технологию, но и стиль века, направление спектакля, то есть в каком ключе он решается. Ведь бывают юмористические постановки, драматические, и порой нужен 100-процентный натурализм. Всю информацию бутафорам приходится искать самим. Художник говорит, что делать в общих чертах или порой просто обозначить, и остальное они уже сами должны додумывать, искать материалы и решения. 

«Венеру Милосскую делали. Еще часто приходится делать лошадей. Скульптуры сложные, бюсты. На спектакль „Кукольная свадьба“ пришлось сделать большое количество кукол, и процесс изготовления осваивали впервые», — говорит работник бутафорского цеха Наталья Петровна. 


Как на сцене оказался трамвай и кто над этим трудился 

Механику, безопасность труда, чтобы ничего не рухнуло на сцене — за все это несет ответственность заведующий постановочной частью театра. Декорации, которые театр возит на гастроли, через Атлантический океан в США, потом возвращаются побитые. Заведующему постановочной частью приходится следить за такими моментами. 

"Легкой работы не бывает, сложности постоянно возникают. Мы делаем всё. От одежды до декораций — всё лежит на нашей ответственности. Мы заказываем материалы, ткани, металл, пиломатериалы, фанеру, гвозди, инструменты, одежду, мотоциклы. Все, что вы видите на сцене во время спектакля и репетиций, проходит через наши руки»,- говорит заведующий постановочной частью Рафаэль Саттаров.

На постановке «Банкрот» по сцене театра ходил трамвай. Его заказали для спектакля специально. Настоящий трамвай затащить на сцену не получится, поэтому нужен был легкий, самоходный агрегат. Для его постройки работники театра обратились за помощью к инженерам, которые занимаются самолетами. Они изобрели этот трамвай, и он успешно катался по сцене.

«Еще на сцене был электрокар. Хотели купить настоящий, так он бы дешевле обошелся. Однако оказалось, что в театре нет возможности его обслуживать. Для него нужно специальное помещение, которого в театре не нашлось», — сказал Рафаэль Саттаров. 

Сейчас в постановочном отделе работают три человека, и все они занимаются снабжением и следят, чтобы задумка художника на сцене выглядела так же, а может, даже и лучше. Основную работу делают бутафоры, столяры, монтировщики, реквизиторы, костюмеры, декораторы. 

Как на сцене появляются декорации и надувные слоны 

С монтировщиков начинается ежедневный рабочий процесс в театре. Именно их усилиями на сцене волшебным образом возникают декорации — художественное оформление спектакля. 

«Работа не из легких, опасности присутствуют. Технику безопасности соблюдаем, потому что подвески тяжелые бывают. Наша работа заключается в монтировании света, декораций и в последующем их демонтировании для перевозки», — рассказал заведующий монтировочным цехом Ильфар Ямалиев. 

Монтировщики готовили сцену для спектакля «Ходжа Насретдин», устанавливали декорации и надували слона. Обычно в театре все декорации стоят в собранном виде, а когда нужно отправляться на гастроли, то все разбирается, до каждого болтика. 

«Основные сложности у нас возникают на гастролях, там действительно и рабочих рук не хватает, а дома справляемся», — добавил Ямалиев. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев