Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Том Сойер Фест» шагает по стране: как боролись, уговаривали, находили единомышленников и женились во время ремонта домов

«Том Сойер Фест» шагает по стране: как боролись, уговаривали, находили единомышленников и женились во время ремонта домов
В Казани прошла первая всероссийская конференция городов-участников волонтерского движения по сохранению исторической среды «Том Сойер Фест». Энтузиасты из 11 городов России делились с единомышленниками историями о том, как неизвестные воровали у них баннеры и инструменты, со складов коммунальных служб бесследно «испарялись» оставленные на хранение стройматериалы, подписывались бумаги о сносе только что отремонтированных добровольцами домов, а также игрались свадьбы и подключались к делу американские публицисты.

По опыту Казани, Самары, Бузулука, Томска, Калуги, Боровска, Рязани, Саратова, Хвалынска, Оренбурга и Костромы, вовлеченных в проект, «Татар-информ» составил карту градоспасительных действий общественников в 2017 году в масштабах большой страны.

Объединяющее начало, истоки общероссийской национальной идеи, в поисках которой Россия находится в последнее время, увидела в волонтерском движении участница конференции заведующая кафедрой реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ, доктор архитектуры Ханифа Надырова. Напомнив, что до Октябрьской революции в России существовали смотрители общественных мест (зданий, парков, площадей и пр.), которые следили за ними и при необходимости сами могли что-то починить, она сравнила волонтерское движение «Том Сойер Фест» с подобным смотрительством.

«С утратой этого института здания пришли с течением времени в упадок. А все вокруг ждут ремонта, который будет, возможно, только через 20 лет, поэтому расширение участников «Том Сойер Феста» несет огромную пользу нашим городам и людям», – сказала Ханифа Надырова.

А между тем, как заметил председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Артем Демидов, в России всего 5–6 процентов памятников находится под охраной государства, так что большая часть наследия остается брошенной. А это и деревянное зодчество, и каменное, сады, парки, ландшафты...

Топтание на месте в XXI веке ведет к гибели, поэтому мы должны все время двигаться.  К настоящему времени мне написали представители еще около 20 городов», – сообщил идейный вдохновитель фестиваля, житель Самары Андрей Кочетков.

Первый фестиваль прошел в Самаре в 2015 году. На следующий год движение подхватили энтузиасты Казани и Бузулука, а затем и других городов. Силами добровольцев по стране восстанавливаются старинные, преимущественно деревянные дома, не относящиеся, тем не менее, к объектам культурного наследия.

А может, стройматериала-то и не было?..

Самыми невосприимчивыми к начинанию волонтеров оказались жители Калуги. Город в этом году впервые присоединился к движению: на Луначарского, 3 был отремонтирован деревянный дом в стиле модерн 1910 года постройки. Несмотря на то что последние лет восемь из-за старых коммуникаций его первый этаж затоплен, в нем до сих пор живут пять семей. Тем не менее к инициативе волонтеров жильцы отнеслись более чем настороженно. По словам руководителя калужских добровольцев Даниила Кузнецова, энтузиастам пришлось на камеру подписывать протокол, что они не имеют никаких наследственных, финансовых и иных причин и не претендуют на имущество. Только после этого волонтеры приступили к работе.

«В дальнейшем конфликтов с жителями не было, но они и не помогали. По открытию даже «Русский репортер» из всех городов решил сделать публикацию именно о «Том Сойер Фесте» в Калуге. А на второй день после открытия фестиваля у нас украли баннер, на седьмой – инструмент», – констатировал Даниил Кузнецов.

Однако это оказалось не самым аморальным поведением калужан в отношении добрых намерений «Том Сойер Феста». Собрав все необходимые материалы для укрепления фундамента дома, волонтеры попросили помощи у коммунальщиков – все-таки дело непростое. Пообещав помочь, последние посоветовали до поры оставить заготовленные стройматериалы на своем складе. Спустя месяц, так и не начав укрепление фундамента, на просьбу вернуть оставленное на хранение коммунальщики заявили волонтерам, что никакого материала нет и не было. Вернуть «бесцеремонно зажатое» удалось лишь с помощью депутатов городской Думы, и то за исключением песка.

Ребята все-таки укрепили фундамент своими силами, перетянули весь фасад, покрасили и, что является особой гордостью волонтеров, отреставрировали чудом сохранившуюся входную дверь.

Вскоре стало известно, что в августе 2018 года дом планируют снести.

Сейчас мы ждем, когда жильцам дадут квартиры, потом попытаемся перевести дом в статус памятника регионального значения. Обидно, конечно, для нас этот дом как объект искусства, который возродился, но быстро умрет. Проходившие мимо люди после ремонта стали говорить: «Наверное, здесь будет музей. Городские власти молодцы!» А ведь дом восстановлен благодаря средствам и силам волонтеров, собравшим 310 тысяч рублей», – заключил Кузнецов.

Самара-городок: первая свадьба в среде волонтеров «Том Сойер Феста»

В этом городе волонтеры взялись за лишенный статуса объекта культурного наследия дом на улице Самарской, 179а. Он входит в архитектурный ансамбль усадьбы Зеленко вместе с Домом журналиста, чей фасад в этом году отреставрировали по поручению главы Самары Олега Фурсова. Как признался Андрей Кочетков, общественники поначалу боялись подступать к объекту, так как он большой и сложный, но на руку сыграло то, что среди жильцов дома оказались профессиональный архитектор и штукатур. До участия энтузиастов «Том Сойер Феста» соседи никак не могли найти общий язык, чтобы договориться о ремонте здания, а после большую часть работ жильцы с радостью выполнили сами.

«Мы первый раз имели дело с таким большим зданием (всего в Самаре за три года существования движения отремонтированы 11 домов. – Ред.). Правда, за сезон не доделали один угол, но уверены, что жители доведут дело до конца. Но некоторые жильцы соседних домов деморализованы подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году: город приводит в порядок фасады некоторых старинных зданий, конечно, у них это получается быстрее, чем у нас, и нам ставится в упрек, что мы «копаемся», – сообщил идейный вдохновитель всего движения.

Самым же ярким событием фестиваля в Самаре, да и, пожалуй, среди всех городов-участников в этом году, стала свадьба его волонтеров. Отмечали прямо на лесах. 

«ТОМск Сойер Фест» завербовал американского публициста

Куратор томичей Андрей Иванов организовал работы по восстановлению облика дома на Дзержинского, 17, построенного мастеровыми людьми – братьями Кузнецовыми в 1898 году. В городе, как рассказал на съезде гость Казани, чтобы препятствовать экспансии высотников (высотному строительству. – Ред.), создано Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Кроме того, подобные средовые исторические объекты охраняются в Томске «перечнем 711» – утвержденным решением Гордумы Томска списком особо охраняемых объектов. Однако финансирования работ на них этот документ не подразумевает.

«Мы выбрали этот дом, так как он никогда не будет включен в муниципальную программу, при этом входит в территорию нашего ТОС и у него есть забор (чтобы не получилось, как у Калуги: хранить негде, того гляди растащат)», – признался Андрей Иванов, вызвав улыбку на лицах собравшихся.

По словам представителя томских волонтеров, городские и областные чиновники шли на разговор с энтузиастами движения, но на деле заняли выжидательную позицию.

«Но их можно понять, конечно. Кто знает, что из нашей затеи получится. Но зато вместе с нами в ремонте дома принял участие американский пенсионер, который приехал на время в Томск по своим делам, чтобы писать заметки по интересующим его темам. И вот он с удовольствием брал кисточку и работал вместе с нами», – поделился Андрей Иванов.

Хвалынск опутал сетью волонтерства оператора сотовой связи и детский дом

Благодаря энтузиазму хрупкой Ирины Летягиной «Том Сойер Фест» в городе Хвалынск Саратовской области поймал в свои сети в качестве спонсора одного из крупнейших российских операторов сотовой связи.



В результате в городке с населением не больше 12 тысяч человек волонтеры за сезон отремонтировали фасад старинного дома на одной из центральных улиц – под Маркиной горой, на углу улиц Росреспублики и Петрова-Водкина.

«Этого дома было совсем не видно из-за его неухоженного состояния. Живет в нем одна семья: на первом этаже бабушка, на втором ее внуки. Они такие разные! Если бабушка помогала нам с крыльцом, угощала, то ребятам сверху было все равно. Еще помогали волонтеры, которые приехали в Домик со львом (местная достопримечательность – крестьянский дом 1910 года с расписным интерьером, выявленный в 2009 году. – Ред.). Леса предоставила церковь. Но мы столкнулись больше не с помощью горожан, а с гадостями в соцсетях: например, писали, что у нас несертифицированные леса…» – рассказала Ирина Летягина.

Только когда обновляемый фасад открыл белоснежную резьбу декора на гранатовом фоне, хвалынцы, наконец, стали говорить, что это, оказывается, красиво. Волонтеры заподозрили сильное арабское или татарское влияние на архитектуру дома: гранат, в цвет которого он был окрашен, – символ благосостояния и плодородия на востоке. Возможно, его жильцы были выходцами из Азербайджана, предположили участники всероссийского съезда движения. А сами хвалынцы теперь называют дом Гранатовым.

Активными участниками ремонта стал семейный детский дом. Как подчеркнула Ирина Летягина, таким образом «Том Сойер Фест» в Хвалынске стал самым настоящим приключением, как у Тома Сойера.

А еще хвалынцы с помощью друга движения, архитектора из Питера выиграли грант «Культурная мозаика малых городов и сёл» Фонда Тимченко на восстановление резьбы крылец домов. В следующем году благодаря этому будут восстановлены четыре крыльца.

Один в поле воин: в Костроме покрашен забор и ошкурен фасад дома паломников

Александр Семенихин, переехавший жить в Кострому поближе к деревянному зодчеству несколько лет назад, стал инициатором восстановления облика дома 2/33а в Кадыевском переулке. Как «Дом фабриканта Корзинкина» здание является памятником культуры и принадлежит епархии, которая размещает в нем паломников, которые так же, как и энтузиасты «Том Сойер Феста», ездят по области и восстанавливают здания, только это культовые религиозные объекты РПЦ.

«В администрации мне обещали помочь и выполнили на деле обещание. Подобрали колеры, нашли архитектора, который сделал замеры. Но непосредственно работы делал фактически я сам и волонтеры из нашего молодежного комплекса «Пале». Кстати, баннер мне сразу посоветовали убрать. Послушав калужан, я понял, что правильно сделал, прислушавшись к совету. Однажды приходили покрасить те, кто жил в доме раньше. Была и медийная поддержка, но не нашелся ни один сумасшедший, который загорелся бы этой идеей и взялся за дело», – констатировал Александр Семенихин.

Как признается в том числе сам себе костромчанин, команду сколотить он просто не успел, по той же причине не работал на привлечение спонсоров.

«Финал нашего «Том Сойер Феста» – покрашенный забор. Плюс фасад ошкурили. Это для меня одного приличные деньги, около 30 тысяч рублей», – заключил «один в поле воин». 

Оренбург: волонтеры воскресили дом-ровесник Ленина

Из 80 проголосовавших в опросе в соцсетях 7 действительно пришли красить, рассказал о фестивале в Оренбурге координатор Александр Алексеев. Энтузиасты привели в порядок фасад дома на Маврицкого, 72. По документам он датируется 1917 годом, но, по заключению привлеченных архитекторов-реставраторов, вероятно, был построен в 1870-е.

«То есть практически ровесник Ленина, – подчеркнул Александр Алексеев. – Состояние у него было стандартно убитое: сам дом обуглен, лепнина сбита. Здесь до сих пор живет семья, поселившаяся в доме еще с 40-х годов. А бывшая хозяйка дома – Мадина Фатхеевна Рахимкулова действительный член географического общества СССР».

За сезон движение провело рустовку фасада, у которого оказались замазаны придающие дому очарование декоративные швы. Фасад заиграл снова. Кроме того, сначала сняли и затем восстановили лепнину, которая уже еле держалась.

Средства собирали, открыв символический сбор «на кисточку»: минимальный взнос – 100 рублей.

Саратов: предусмотрительная стратегия выбора – не под снос

В этом городе силами добровольцев отремонтирован дом на Северной, 5. В нем проживают шесть семей, в том числе молодые. Но, как сообщил представитель движения в Саратове Александр Ермишин, к затее добровольцев присоединились лишь люди в возрасте, которые в результате, помимо наружных работ, сами поменяли проводку. 

«Дом мы выбирали по принципу «не под снос», – подчеркнул спикер, намекая на печальный опыт движения в Калуге.

Казань: первая потеря «Том Сойер Феста» – не стало Нурании-апы

В Казани в этом году отремонтировали фасады четырех домов – на Волкова, 29, 42-1, 66 и на Лесгафта, 19. На закрытии фестиваля, в День Республики Татарстан, 30 августа, присутствовал Президент РТ Рустам Минниханов, напутствовавший добровольцев сразу на 10 домов в будущем году. А через месяц не стало одной из старейших жительниц Старо-Татарской слободы и Казани в целом, также активно принимавшей участие в волонтерской затее, – Нурании-апы Биктемировой. 

Бузулук – сердце деревянного модерна России

В Бузулуке (Оренбургская область), как и в Казани, фестиваль проходил второй сезон. Добровольцы восстановили фасад дома на Ленина, 15.


Если не сожгут...                                                                       

Андрей Кочетков, инициировавший движение «Том Сойер Фест» в России, говорит, что в старую Самару он влюблен с детства. Хорошо помнит, как гулял там с отцом и любовался наличниками. С годами и опытом он называет это теперь «гуманной средой и сложными ритмами фасадов» и признается, что сам хотел бы жить в подобном доме. Правда, оговаривается: если удастся накопить денег и получить гарантии, что завтра его дом не сожгут. 

«Это самая большая проблема. Конечно, страшно жителям в Самаре, потому что на них давят застройщики, жгут, поэтому они очень деморализованы и сидят на чемоданах десятилетиями. Еще в 2000 году в нашем городе реставрировались единичные памятники – на пяти-семи в год одновременно шли работы и необязательно, что они заканчивались. Но исторической средой вообще никто не занимался. За три года фестиваля мы отремонтировали 11 домов», – сказал Кочетков. 

Никто из единомышленников не понимает, как этому самарскому парню пришла в голову такая простая и понятная, но не высказанная никем ранее идея, объединяющая тех, не хочет оказаться в плену однотипно безвкусных бетонных новостроек. 

«Я не понимаю, что Андрея мотивировало. Наверное, это должно быть какое-то необычное утро, когда человек идет и вдруг его захватывает мысль: «Все, я найду денег и сделаю этот дом!» – признался Даниил Кузнецов из Калуги. По словам Андрея Кочеткова, за время существования движения с ним связались заинтересованные еще примерно из 50 российских городов. Писали про запуск. 

«Я даже названия некоторых впервые слышал. Но важны те, кто дошел до реальных действий», – подчеркнул Андрей Кочетков, тактично уклонившись от перечисления потенциальных союзников градоспасительных баталий на карте России.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев