Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тинчуринский театр: можно ли выжить без грантовой поддержки и репертуарной политики?

Тинчуринский театр: можно ли выжить без грантовой поддержки и репертуарной политики?
Театралы, вы обратили внимание, как в последние годы «угасает» театр Тинчурина? На различного уровня фестивалях его нет – то ли не участвует, то ли участвует, но не побеждает. Нет и премьер, замеченных театральным сообществом. Когда-то он с передвижного вырос до стационарного, получил имя великого деятеля татарской культуры Карима Тинчурина. В наши дни сумел провести прекрасный ремонт в своем здании в центре города. Здесь работает уже успевшая стать легендой татарского театра Исламия Махмутова… И сегодня этот театр на глазах утрачивает свои позиции.

Театры с грантами и без

Прошедший сезон для татарских государственных театров получился по-настоящему удачным. Практический каждый из них выпустил солидные дорогостоящие спектакли, используя различные гранты, и смог успешно выступить с этими работами на различных фестивалях. Театры из городов Татарстана организовали гастроли в столице и с гордостью продемонстрировали свои достижения. Одним словом, государственные театры доказали, что у них есть потенциал и что они готовы свернуть горы, если им будет оказана материальная помощь.

Во-первых, театрам Татарстана были выделены миллионы в рамках проекта «Театры малых городов». Театры Альметьевска, Мензелинска, Нижнекамска, Буинска, Бугульмы каждый выпустил новые спектакли, в основном с приглашенными режиссерами. Без гранта остался Атнинский театр – из-за того, что Большая Атня имеет статус села, однако стараниями татарстанского отделения инициатора проекта – партии «Единая Россия» в этом году Атнинский театр также получит свой грант.

Во-вторых, второй театральный проект «Единой России» был направлен на детские театры. В рамках этого проекта грантовую поддержку получили еще четыре наших театра – татарский государственный театр кукол «Экият», Челнинский государственный театр кукол, Казанский ТЮЗ и Татарский ТЮЗ имени Габдуллы Кариева.

В-третьих, три академических театра республики получают президентские гранты: это Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Русский государственный академический театр имени Василия Качалова, Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала.

Получается, только два театра у нас остались без федеральных и республиканских грантов, и они оба татарские. Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина и Набережночелнинский государственный драматический театр.

Однако последний и без грантов сам себя поддерживает – главный режиссер челнинского театра Рашат Файзрахманов ставит спектакли по произведениям самой популярной татарской писательницы Зифы Кадыровой. Эти и другие спектакли делают театру кассу.

Без денег остался один Тинчуринский театр.

Фото: Султан Исхаков

Замкнутый в своем мире

Нужда заставляет театр переходить на малобюджетные постановки, по крайней мере в последние годы наблюдается такая тенденция. Раньше, когда спектакли всех республиканских театров стоили примерно одинаково, разница была незаметна. Но как только другие театры стали привозить в столицу свои дорогостоящие спектакли – тут «эконом-вариант» Тинчуринского начал бросаться в глаза. А ведь театр активно работает – за 365 дней в году он показал 382 спектакля, сыграл 134 спектакля на гастролях. Очень жаль, что у такого театра нет возможности производить дорогие постановки. Можно понять, когда в репертуаре среди премьер появляются один-два бюджетных спектакля – например, для небольших сельских сцен. Но когда недорогие постановки появляются раз за разом, при этом разнообразия авторов и режиссеров тоже не наблюдается… Одним словом, жаль, что театр, который носит имя великого Карима Тинчурина, снова приобретает черты передвижного. Хочется в XXI веке в татарском театре видеть богатые, современные декорации, дорогие, стильные костюмы. Не только в Казани, но и в селе. Извините, но ведь то, что казанский зритель любит «дорого-богато», русские театры давно уже поняли. Вон взгляните на премьеры оперного театра!

Во-первых, Тинчуринский не приглашает режиссеров со стороны. Все спектакли ставят главный режиссер Тинчуринского театра – заслуженный артист России, заслуженный деятель культуры РТ Рашит Загидуллин и его ученица, второй режиссер театра Резеда Гарипова. В данное время Резеда Гарипова в декретном отпуске. Поэтому все спектакли в театре Рашиту Загидуллину приходится ставить самому.

Единственное произведение приглашенного режиссера в репертуаре театра – опера Георгия Ковтуна «Кара пулат» («Черная палата»). Хотя опера, написанная Эльмиром Низамовым и Ренатом Харисом, вошла в репертуар театра, она была поставлена как отдельный проект при поддержке фонда «Возрождение». Из артистов театра в постановке задействован лишь Зуфар Харисов. В театре оперу показали всего несколько раз.

Во-вторых, нет разнообразия драматургии. Мы видим, что в театре преобладают произведения одного автора. Главный автор театра – Ильгам Гали. В действительности такого драматурга не существует. Татарская литература такого писателя не знает. Ильгам Гали – это псевдоним, который главный режиссер Рашит Загидуллин и заведующий литературным отделом театра Шамиль Фархутдин используют на двоих. В спектаклях, поставленных несколько лет назад, таких как «Алтын коз», «Их, алмагачлары» авторами указаны два человека – Шамиль Фархутдин и Рашит Загидуллин. Но в последние годы эти же авторы объединились и стали Ильгамом Гали. То есть главный режиссер сам пишет, сам и ставит.

Интересно то, что самые популярные и кассовые спектакли не имеют никакого отношения к этим двум авторам и двум режиссерам театра. По словам директора театра Фаниса Мусагитова, самый кассовый спектакль театра – «Мэхэббэт чишмэсе», который написала, поставила и сама же сыграла народная артистка Татарстана и России Исламия Махмутова. То, что этот спектакль кормит театр, подтвердил также директор театра на пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной закрытию театрального сезона. Премьера спектакля состоялась 31 октября 2004 года, значит, он идет при полных залах уже 14 лет.

Фото: Салават Камалетдинов

Большая часть бюджета спектакля уходит на гонорары, самые высокие – у режиссера и художника

«Мы теперь ставим спектакли только исходя из своих возможностей. Финансируем сами. Действительно, лишь два театра остались без гранта. По этому вопросу мы уже написали и Президенту РТ, и в Министерство культуры. И на гранты подаем. Вроде бы и изменения ожидаются. Пока не могу сообщить подробности, – сказал Фанис Мусагитов. – Есть такая тема – финансирование проекта. Я ездил обучаться тонкостям этой работы».

По словам Мусагитова, самый большой татарстанский грант, выдаваемый театрам, составляет 300 тысяч рублей, за последнюю премьеру театр получил 250 тысяч рублей. Конечно, это не те деньги, на которые в государственном театре можно выпустить спектакль.

«Чтобы сделать спектакль, нужны 1 млн 200 тысяч. Львиную долю этой суммы, сказать честно, забирает гонорарный фонд. Если, скажем, бюджет среднего спектакля 800 тысяч рублей, 600 тысяч из них уходят на гонорар. Это гонорары режиссера-постановщика, художника, хореографа и других. Больше всего – режиссеру и художнику. А ведь еще у этого гонорара есть невидимая часть, например выплаты в Пенсионный фонд», – поделился тонкостями распределения бюджета спектакля директор театра.

«Приглашенные режиссеры могли бы поставить и за меньшие суммы. Но ведь это не только от меня зависит. Договора с директором театра и главным режиссером составляет министерство, – сказал Фанис Мусагитов. – За последние три года уровень репертуара очень сильно упал. Для меня это настоящая головная боль», – говорит он.

Дирекция по мере своих возможностей пытается решить проблему посещаемости. Например, билеты продают предприятиям.

Фанис Мусагитов говорит, что театр кормит не касса. «Что касается зрителя, 80 процентов от продажи билетов приходит через предприятия, 20 процентов – через кассу. Из них 10 процентов люди покупают в кассе театра, 10 процентов приобретают онлайн. Московские театры 100 процентов продают из кассы, они даже не знают, что такое продавать билеты по предприятиям», – говорит директор Тинчуринского театра.

Ясно, что только административными ресурсами зрителя не соберешь, здесь надо серьезно заняться вопросами репертуарной политики и грантовой поддержки.

Ребрендинг

Одним словом, театр в тупике. Очевидно, что ему нужен ребрендинг. Естественно, обратно передвижным театр стать не может, хотя здесь любят возобновлять успешные спектакли того периода. Если взглянуть на график гастролей, театр и так не отказывается от гастролей по районам.

Возможно, Тинчуринский в дальнейшем примет направление музыкального театра. Татарам нужен музыкальный театр – с этим уже никто не спорит. И хотя разговоры о нем идут давно, результата нет. Примечательно, что при затрагивании темы музыкального театра многие оглядываются на Тинчуринский.

Не секрет также, что самые певучие артисты татарских театров – в Тинчуринском. Чего только стоит песня Ясмины в исполнении Исламии Махмутовой в спектакле «Кыр казлары артыннан»! Резеда Тухватуллина, ставшая известной как эстрадная певица, тоже особо не была использована театром. Зульфия Валиева тоже нашла себя на эстраде.

Раньше у театра был и свой оркестр, правда, он был распущен, сейчас его собирают заново. В спектакле «Алай тугел, болай ул» этот оркестр даже немного был задействован.

Директор театра Фанис Мусагитов говорит, что в будущем ему хотелось бы выпускать музыкальные спектакли.

Но это лишь один вариант. Конечно, заменить один театр другим не выход из положения. Было бы лучше и правильнее создать музыкальный театр, не трогая Тинчуринский. Но ребрендинг Тинчуринскому театру все равно нужен. Или надо, чтобы Министерство культуры Татарстана глубоко исследовало проблему и приняло меры, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев