Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Теплица плавала в воде, я смотрела и плакала…». Жители села Бурундуки Кайбицкого района считают ущерб от весеннего половодья

«Теплица плавала в воде, я смотрела и плакала…». Жители села Бурундуки Кайбицкого района считают ущерб от весеннего половодья
Село Бурундуки Кайбицкого района почти каждый год страдает от большой воды. Как жители пережили потом этой весны – в материале «Татар-информ».

«Для нас это нормальное явление, как будто, так и должно быть», – говорят они.

Добравшись до Бурундуков, первым делом решили заглянуть в сельский продмаг – где-где, а здесь всегда найдется собеседник, решили мы. Не тут-то было – на двери магазина висел большой замок. Оказалось, магазин не работает, а за продуктами народ ходит в магазин на другой конец села. Сказать честно, шагать по улице было нелегко – на каждом шагу к обуви прилипает килограммы речного ила. Большая вода ушла, оставив на улицах села после себя грязь, ил и чернозем, в котором, между прочим, и увязла машина и нашей редакции.


«Мост построили, но от воды он не спасает»

В маленьком магазине было не провернуться, но ассортимент богатый. Продавщица Гулия Тухватуллина наводнение этого года считает «серьезным».

– Построили мост, чтобы была хоть какая помощь. Но, несмотря на это, вода все равно заходит в дома. Что поделать… В дни половодья людей вывозили на тракторах – по-другому нельзя было ни пройти, ни проехать. Нынешнее половодье нанесло большой ущерб дому моей матери. В погребе дома полно воды, задний огород, баня – все в воде. Не знаю, когда все высохнет…

В Бурундуки вода пришла из реки Бирля. По данным Министерства чрезвычайных ситуаций РТ, в весеннее половодье в Бурундуках затопило 27 дворов.

«Лед надо взрывать!»

В магазин за хлебом заглянула Гульгена Абдрахманова. По слезам на ее глазах при рассказе о половодье было понятно все. Сельчанка считает, что если бы заранее были приняты меры, то наводнения можно было бы избежать.

– Надо было заблаговременно взорвать лед на реке Бирля! Только и всего. Руководство села должно было знать об этом. Знать и принимать хоть какие-нибудь меры! Весной они собираются и что-то обсуждают, конечно. Говорят, мол, нужно взрывать лед, но будет нанесен вред мосту, поэтому так и оставляют. Из-за этого случился затор льда. Мост не пропускает. Весной всюду тают снега, с полей, с деревни вода течет в реку. Воды становится больше, лед на реке начинает подниматься, но уплыть не может, случается затор, а он становится причиной наводнения. Поэтому о взрывании льда нужно было позаботиться заранее, считаю я.




«После половодья в огородах – море»

После магазина мы направились к Зульфие Губаевой. Нам рассказали, что ее двор и дом пострадали больше остальных. Зульфия ханум проживает на улице Ленина. Все бытовые приборы и мебель в доме подняты. Диван расположили на стульях. В другой комнате стиральную машину поставили на диван. Во дворе, погребе, в подполе, бане, надворных постройках и сараях Зульфии ханум – вода буквально везде!

– Никто не помогает после весеннего половодья. Да и кому помочь – от воды пострадали все. Я, например, в доме ходила в резиновых сапогах. Да и у других ситуация не лучше. А про сад и огород и говорить нечего. Только на лодке и можно было выйти. В бане вода поднялась до половины. Тут было словно море. До сих пор вода до конца не ушла, ходить невозможно, в огород выйти невозможно… До бани вообще два дня добраться не могли. Сейчас меня волнует единственный вопрос: когда я смогу затопить баню и нормально помыться? Когда все высохнет? В бане с печи смыло всю глину. Словами не описать все, что здесь происходило. Вот смотрите сами… Все перед глазами. В дни половодья я очень много плакала, плакала и плакала… Я ведь совсем одна. Помочь совсем некому. 11 апреля это было. Вода пришла стремительно и мгновенно. За минуты, секунды огород остался под водой. К сожалению, тут таких домов много… Вот у моих соседей, например, огороды до сих пор под водой остаются.

– Вода не уходит. Вот когда тут можно будет сажать картофель? Тут и сейчас как море. И неизвестно, когда почва созреет для посадки. Ходила по воде, собирая кур в коробку, занесла в веранду, – рассказывает она. – Сидела одна дома, со двора выйти не смогла. Потом пришли сотрудники МЧС. Вот им спасибо, приплыли на лодке, вывезли мои вещи. Открыли большие ворота – по-другому было не зайти. Трое парней вывезли ценные вещи. Откуда взяли лодку – так и не узнала, я смотрела на все из окна своего дома. Руководство района тоже приехало, смотрели. Они и до половодья приезжали, и в наводнение тоже приехали.

Зульфия ханум считает, что жители села уже привыкли к таким сюрпризам весны.

– Честно говоря, мы видим половодье не первый год. Нам как будто бы так положено, что ли… С первым дыханием весны начинаем ожидать половодье. По возможности после наводнения привожу в порядок надворные постройки. Что не в силах сделать – так и ждет своей очереди. Пенсии на все не хватает, – говорит Зульфия ханум.

В Бурундуках большая вода задержалась на сутки. Сотрудники МЧС расчистили заторы и постепенно вода начала убывать.

– Сказали, что ночью нашу безопасность охраняли и работники МЧС, и бригада скорой помощи, и пожарные. Обо всем этом узнали после, в дни затопления никого не видела, ни с кем не говорила. Дожила в Бурундуках до 65 лет, – рассказала о себе Зульфия ханум.

Конечно, по улицам села на машинах передвигаться было невозможно. Жители оставляли свой транспорт прямо на обочине трассы.


«Теплица плавала в огороде…» 

Побывали мы и у соседей Зульфии Губаевой. Живущие здесь супруги попросили не называть их в публикации. Соседка Губаевой отметила, что дом от наводнения пострадал не сильно, а вот двор и новые стройматериалы – серьезно. Хозяева не успели вынести вещи и продукты из погреба, картофель и все остальное испорчены.

– В пять утра разбудил дед, говорит: вставай, нас затопило. Принялись спасать живность. Хлев затопило быстро. Все инструменты остались под водой. А теплица плавала в огороде. Стройматериалы для новой бани и для ремонта дома тоже затопило. Вот и считайте, какой ущерб… В погребе все пропало. Страшно было, конечно, сильно испугались.


«В весеннее половодье мужчины тоже плачут!»

Зашли в хозяйство Марата Гиззатуллина, живущего неподалеку. Мужчина прослезился, рассказывая о половодье.

– В воде находились баня и хлев. Теплица чуть не уплыла – если бы не решетки, уплыла бы в Бирлю, к счастью, зацепилась. Вода зашла в бани, в надворные постройки, во двор. Руководство что?! Помогают уж, страховые выплачивают. Этих денег на устранение последствий, конечно, не хватит, но что поделать… Хоть какая польза. Испугались, не то слово. У меня ведь еще есть больная мама, с ней живу. Вот построили тут новый мост, он хотя бы держит село.

Затопило дорогу, ведущую до здания школы и детского сада Бурундуков. По словам жителей села, это происходит каждый год, а в школу можно добраться окружным путем с задней стороны здания.

«Вода от Всевышнего, и я тут бессилен»

Поговорив с пострадавшими, мы пришли в Бурундуковское сельское поселение, чтобы пообщаться с главой Рифатом Гимадиевым. Но руководителя на месте не оказалось – уехал по делам. Побеседовали по телефону.

– Вода прибывает, а что делать? Что я сделаю с половодьем? Мост построили, а чтобы специально для борьбы с половодьем – нет ничего. Природная река, природная вода. Ничего с этим не сделать. Вы говорите, что люди плачут. Они ведь получили страховые деньги. Обычное это дело, что тут поделаешь. Тут я ничего сделать не могу. Вода от Всевышнего. Никаких сооружений для спасения от воды придумать невозможно. Не уйдет вода, пока время не придет. Народ пожаловаться любит. Кто-то и от себя добавить горазд…

Село Бурундуки Кайбицкого района находится в 24 километрах от районного центра – села Большие Кайбицы, в 6 километрах от Железнодорожной станции Куланга, в 53 километрах от пристани Вязовые. Село Бурундуки – центр сельского поселения. Село Бурундуки значится в списке названий сел Казанского ханства. Название села упоминается в писцовой книге Свияжского уезда (включает в себя 1565-1567годы). В работе И. П. Ермолаева «Казанский край во второй половине XVI-XVII вв.» Бурундуки упоминается по дате 23 декабря 1674 года.

По данным Главного управления МЧС России по РТ на 24 апреля, в одном муниципальном образовании подтоплены шесть приусадебных участков в одном населенном пункте. Подтоплены два низководных моста и один участок грунтовой автомобильной дороги. Прибыль воды отмечается на реках Улема, Шошма, Казанка, Вятка. На остальных реках республики наблюдается стабилизация и понижение высоты уровней воды.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев