Новый фильм Кристофера Нолана «Довод» появился на экранах кинотеатров совсем недавно, однако уже успел сломать головы каждого из зрителей. Что ни поворот сюжета — то вопросы, а когда находишь на них ответы, появляется новая гора вопросов. Кстати, обзор новинки можно прочитать здесь.
Лично я покинул кинотеатр опустошенным — таким не умным я не чувствовал себя никогда, даже на ЕГЭ. Придя домой, прокрутив все увиденное в голове (и пересмотрев все объяснения фильма на YouTube), я паззл, кажется, сложил. У меня также появилось несколько теорий, основанных на просмотренной ленте и личности режиссера.
Кристофер Нолан — это робот
Как справедливо выражаются по поводу «Довода» комментаторы в Интернете: «Без ста грамм не разберешься». Режиссер вообще любит, когда кинотеатры покидают озадаченные люди. «Согласен ли я с тем, что мир стоит на слишком шатком столике и упадет, подуй на него небольшой ветерок?» — спрашиваешь себя после просмотра «Темного рыцаря». «Насколько человек может потонуть в себе?» — продолжаешь после просмотра «Начала». «Серьезно? Все победит сила любви?», — потешаешься над «Интестелларом».
После «Довода» я вышел со словами: «Очень интересно, ничего непонятно». Не хотелось бы в очередной раз произносить комплименты в сторону музыки, съемки, постановки, света, драк и так далее. Хотелось бы остановиться на смысле происходящего и поговорить о главном человеке этого фильма — режиссере и сценаристе Кристофере Нолане.
Он в своем познании настолько преисполнен, как будто уже сто триллионов лет проживает на триллионах и триллионах таких же планет, как эта Земля. Ему этот мир абсолютно понятен, и он здесь ищет только одного — покоя, умиротворения и гармонии от слияния с бесконечно вечным, от созерцания великого фрактального подобия и от замечательного всеединства существа, бесконечно вечного.
Причем все это возникло не на пустом месте — еще во время просмотра его предыдущего фильма «Дюнкерк» требовалось время, чтобы ответить на вопросы. «Как можно сделать фильм без главного героя?» — зритель и есть главный герой, ведь какая ему разница, где бояться войны: на корабле, самолете или на берегу, ответил я сам себе. Было тяжело, но я справился (до сих пор горжусь).
Что же было сейчас? Я посмотрел фильм. И какие можно вынести выводы? Вряд ли Нолан внезапно сдал, возможно, это мы чего-то не догнали. Так мы плавно подошли к объяснению подзаголовка.
Не секрет, что зачастую писатели-фантасты предугадывают будущее, о «Симпсонах» я вообще молчу. Но уже в 2005 году Аластер Рейнольдс рассказывал о Нолане в своей книге «Зима. Голубой период». Все верно, по ней потом сняли один из эпизодов сериала «Зима Блю».
Что там произошло? Коротко и со спойлерами: в далеком будущем известный художник по имени Зима собирается представить публике свой последний шедевр, после чего оставить живопись и уйти на покой. Он ведет скрытый образ жизни и перед своим перфомансом дает интервью, в котором рассказывает все о своей жизни.
Как оказывается, Зима — робот. Когда-то он просто чистил бассейны. Потом его постоянно модернизировали, и в результате он стал даже более развитым, чем человек. Он пошел в искусство, чтобы осознать свою значимость, природу и смысл. Придя ко всему этому, Зима понимает, что его запросы с каждым днём становятся всё сложнее и он забыл, что можно получать удовольствие от простейших вещей. Поэтому в финале Зима отказывается от всех высших функций для того, чтобы вернуться к своему изначальному предназначению.
Скорее всего, так и будет — через некоторое время Нолан настолько разовьется, что на премьере своего очередного фильма в далеком будущем просто скинет с себя человеческую оболочку и останется лишь робот-уборщик бассейнов. (Чтобы доказать теорию о «роботичности» режиссера мной был использован самый надежный и самый достоверный метод — проверка через маску в Instagram. Разумеется, Нолан тест не прошел).
Весь фильм «Довод» — ода России
Мы разобрались с главным для режиссера, однако остались ли загадки в фильме? О да, их разнообразие поражает. После объяснений на YouTube все кажется простым, однако главную шутку Нолан провернул не с героями фильма, а со зрителем.
Тему России режиссер не раз поднимает в своем фильме. Например, главный злодей — русский. Многие скажут, что это лишь отсылка к обожаемой Ноланом «бондиане», но если это тонкий намек? Посмотрев фильм, нельзя предполагать, что все так просто.
Или, почему на роль Андрея Сатора был выбран именно Кеннет Брана? Лишь немного покопавшись, находим. «Я очарован российской эпической литературой. Мне бы очень хотелось снять фильм „Идиот“ по Достоевскому, и я знаю, что для вашего телевидения уже делали картину по этому роману. Я люблю-люблю-люблю российские романы XIX века — Толстой, Достоевский, Тургенев», — говорил Брана в интервью.
Там же он отметил, что не прочь сниматься в России или сыграть в российском театре: «Мне вообще хотелось бы провести здесь побольше времени. Меня очаровала российская литература, территория и ее размах. В российских режиссерах и актерах меня привлекает их страсть».
Именно этот человек сыграл в фильме злого русского. Кстати, вы знаете, кто еще сыграл в фильме? Настоящий русский Юрий Колокольников. Нечасто российских актеров приглашают в такие масштабные фильмы, однако, как мы помним, «Довод» — ода России.
Официально режиссер не был в нашей стране, однако, как оказалось, знает многое о ее культуре. Ведь лента носит название «Довод», в оригинале — Tenet (дословный перевод — «принцип»). Что первое, что второе, является палиндромом (словами, которые можно читать и спереди, и сзади). А какой самый главный российский палиндром в культуре?
Разумеется, речь идет об песне группы Centr «Город дорог», а не о фразе «А роза упала на лапу Азора». Немного углубившись в рэп-индустрию, выясняем состав объединения: Гуф, Слим, Зануда и… Принцип. Да-да, как и название фильма в оригинале. Кажется невероятным, что англичанин знаком с творчеством российской группы, но все факты на лицо.
Также фильм немного задевает Украину, с которой у России, выражаясь дипломатическим языком, «терки». Это тоже своеобразный кивок.
Но почему же фильм именно восхваляет? Ну не ругает же, вот главное объяснение в нашей тяжелой политической обстановке.
Таким образом, «Довод» может довести даже до таких конспирологических теорий. Поэтому есть несколько выводов. Во-первых, зритель еще не готов к такому умному кино. Тем более, после пандемии, когда кинотеатры в принципе были закрыты, а зрители потеряли хватку. Возможно, стоило немного подготовить их, выпустив раньше что-то из MARVEL или DC. Естественно, если вывалить на первоклассника высшую математику, он ничего не поймет, поэтому его плавно к этому подводят (пример не очень, потому что подводят около 11 лет).
Ну, а во-вторых, возможно, именно поэтому и процветает российское кино и сериалы на канале «Россия» — это то, где абсолютно точно думать не нужно, а если начнешь, быстро разочаруешься в фильме и режиссере. И себе — потому что пошел на это.
Нет комментариев-