Тему «Нужен ли кинорежиссеру театр?» обсудили вместе со зрителями кинопродюсер и директор образовательного форума «Время кино» Альбина Нафигова, театральный и балетный критик Айсылу Кадырова, театральный продюсер, соучредитель Фонда «Живой город» Инна Яркова и театральный критик Антон Хитров.
Скоростные кинорежиссеры и неспешные театральные постановщики
С помощью театральных лабораторий в театр привлекаются творческих людей из других профессий и от этого он только выигрывает. Очевидный пример дизайнер Ксения Шачнева, которая стала сначала театральным художником, а потом и режиссером, отметила соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова.
«Мне кажется подобные эксперименты очень полезны для театра, они расширяют его границы. Для кинорежиссеров это интересно тем, что это совершенно другой способ коммуникации со зрителем, когда нет камеры и зритель сейчас перед тобой», — добавила Яркова.
Например, на театральную лабораторию в Свияжск, когда туда приезжали театральные режиссеры, то они всегда долго выбирали артистов по фотография и описаниям, определялись с местом и быстро ставили спектакль.
У кинорежиссеров все иначе — как только собралась команда, сразу стала известна информация про материал, прошли многоуровневые кастинги, потому что было важно было посмотреть как живьем человек работает. Кинорежиссеры сразу начинают работать с территорией, для них очень важно сразу определится с локацией и в итоге подготовительный этап получается очень подробный, сложный и насыщенный.
«Театр похож на жену, кино — на любовницу» или наоборот?
Подобную ситуацию с кинорежиссерами объяснила директор образовательного форума «Время кино» Альбина Нафигова.
«Театр и кино две разные женщины, а мужчина один — режиссер. Театр- это вальяжная женщина, а кино — это вихрь и препродакшн там начинается очень бешеный», — подчеркнула Альбина Нафигова.
К тому же, у театра и кино абсолютно разные темпоритмы. Если в театре планируется премьера, то собирается пресс-конференция, потом приглашают определенного режиссера, шьют костюмы и все с нетерпением ждут премьеры. В кино — каждую неделю по три-четыре премьеры.
Шведский кинорежиссер Ингмар Бергман говорил, — «Театр похож на жену, кино — на любовницу». И Бергман хороший пример театрального режиссера, который всю жизнь занимался театром и всю жизнь к нему возвращался и утверждал, что театральная режиссура для него более здоровый вид творчества, чем работа в кино, подчеркнул критик Антон Хитров.
Что в театре общение со зрителем, то в кино монолог перед камерой
Следующим слово взял режиссер фильма «Водяная» Алексей Барыкин, который сидел в зале.
«Я давно хотел сделать театральную постановку и я точно знаю, что мне может дать театр, что мне не сможет дать кино», — сказал режиссер Алексей Барыкин.
Впервые режиссер понял это, когда ставил фильм про Зилантов монастырь. На примере жанра монодрамы Барыкин осознал, что монодрама — это жанр, который органично может существовать в театре, для кино он мучительный. Ведь когда на сцену выходит артист, зритель ждет общения и персонаж вдруг может начать жаловаться на свою жизнь и все это воспринимается в театре естественно. Однако если в кино на экране появился актер вышел и начал монолог перед камерой — то лента сразу перемещается в авторскую зону.
Барыкин привел пример фильма «Изгой» с Томом Хэнксом. Историю современного Робинзона, который попал на необитаемый остров, где нет никого, кто мог бы его послушать. Он находит выход в том, что рисует на волейбольном мяче лицо и это становится его вымышленный собеседник «Wilson», который дал ему право общаться и что-то говорить в кадре. Есть много вещей, которые естественны для театра и болезненно тяжелы для кино.
«Например я хочу ввести в спектакль героя — генерала и сшить для него наряд из мешковины. Зритель будет сидеть в зале поймет, что таким костюмом режиссер хотел показать, какая он дешевка. В кино же если костюм не будет соответствовать реальному кителю генерала, зрители будут недовольны», — сказал режиссер.
Таким образом театр дает право на символизм и абстракцию, которую в кино можно себе позволить, если только не уходить в фестивальную и авторскую плоскость, добавил Барыкин.
«Перспектива в театре и кино одинаковая, все зависит от везения»
Есть сериал «Хорас и Пит» комика Луи Си Кея, в котором женщина сидит в кадре одна и произносит монолог на камеру в течении 20 минут и все это время держит внимание зрителя из-за гениально написанного текста, привел пример Антон Хитров. Также, режиссер фильма «Горько» Жора Крыжовников поделился в своем интервью, что мог бы стать театральным режиссером, но решил, что карьера постановщика в театре развивается очень медленно, а на телевидении можно заработать популярность в разы быстрее.
Микрофон перешел к театральному и балетному критику, эксперту фестиваля «Золотая маска» Айсылу Кадыровой.
«Перспектива в театре и кино одинаковая, все зависит от везения и если человек отучившийся на режиссера решает начать с театра, то театр хороша школа, для режиссера, который потом что-то планирует делать в кино», — сказала Айсылу Кадырова.
Один из таких примеров Петр Фоменко, которого большинство знает как театрального режиссера, а он снял полнометражный фильм «Просто смешная история». А опыт кинорежиссера в театре практически всегда приводит к провалу. Театр — это школа, где можно делать ошибки. Он учится преодолевать и исправлять. В кино же совершенно другой ритм работы, общения с командой. «Театр учит видеть наперед и видеть возможности», — добавила Кадырова.
Кино снятое на смартфон, как способ самовыражения
Зрительница из зала привела в пример театрального режиссера и педагога Леонида Хейфеца говорил о театре в советскую эпоху, — «В период застоя люди откровенно могли разговаривать только в двух местах — это кухня и театр».
Сейчас уже другая эпоха и есть интернет, но по степени коммуникации, осмысления и новых явлений театр находится впереди кино и телевидения. «Ведь пока утвердят сценарий, снимут и смонтируют фильм проходит много времени», — поделилась продюсер Марина Галицкая.
«Экспериментов в театре много и примеров самовыражения тоже достаточно. Ведь сейчас снимают уже снимают фильм на телефон за 4 дня, который потом попадает на фестивали и в прокат, говоря например о „Фаготе“. Единственное театр позволяет настроить прямой диалог здесь и сейчас, а кинорежиссер оставляет все на суд зрителя», — парировала Альбина Нафигова.
На сегодняшний день мобильное кино не является нишевым материалом, который снимается из-за дешевизны. Сегодня это отдельный жанр, который позволяет интимно поговорить со зрителем.
Кино является помощником театра
Показы театральных постановок на больших экранах в 90-х годах помогли вытащить один из величайших театров мира — «Метрополитен оперу» из долговой ямы и это заслуга кино. Конечно видят постановки зрители глазами оператора, но выглядит это намного лучше, чем если бы купить билет сидеть в зале и не увидеть близко происходящее на сцене. «Кино — большой помощник для театра», подчеркнула Айсылу Кадырова.
Чисто физиологически, когда зритель смотрит кино, он является более пассивным наблюдателем, чем смотрит театральную постановку, потому что либо режиссер профессионально это управляет взглядом зрителя и его эмоциями. Театральный постановщик так сделать не может, потому что театр более статичная история и чтобы вовлекаться в театральную постановку зритель должен проделать гораздо больше работы внутри себя, чтобы понять спектакль.
«И то и другое важно, но без театра мы не будем квалифицированным зрителем в любом случае, потому что у нас атрофируются механизмы для восприятия», — сказала зрительница.
«Бывает очень высокое в плане требований к зрителю кино и бывает театр — абсолютная жвачка и не требует от зрителя ничего, только расслабится и получать удовольствие», — сказал Антон Хитров.
«Театр требует от меня большего эмоционального вовлечения в физическом плане. Потом есть различие в динамике, которые сейчас доступны кино, но не доступны театру и наоборот, есть интимные вещи, которые через экран передать гораздо сложнее, чем со сцены», — добавила одна из участниц дискуссии из зала.
Нет комментариев-