Сотовые операторы хотят продавать сами
За последние два-три года рынок сотового ритейла кардинально изменился, начал беседу глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Раньше более половины продаж на нем обеспечивали два крупных игрока. Теперь же мобильные операторы сами трансформировались в полноценных участников рынка.
«Они уже вышли за узкие рамки продаж сим-карт и сервисного обслуживания абонентов, и стали полноценным ритейлом. Поэтому исследование их точек продаж во многом отражает реальное положение вещей в целом по отрасли», – отметил Кусков.
Аналитики наняли «тайных покупателей» и разослали их по 48 казанским точкам продаж мобильных операторов. Каждый из таких визитеров имел при себе анкету с 37 вопросами к персоналу ритейлеров. Итоги показали – проблемы есть у всех игроков и в целом телеком-отрасли пока далеко до идеала.
Продавцы-консультанты: «залипают» в телефонах и не знают, что продают
Ключевая характеристика, по словам экспертов, — отзывчивость продавцов и качество их работы. Несмотря на то что практически в каждой компании есть центры для обучения персонала, уровень работников регионального сотового ритейла сейчас оставляет желать лучшего.
Ни для кого не секрет, что основной показатель торговой точки — работа продавца-консультанта. Если продавец безучастен к покупателям, то даже хороший ассортимент и скидки не помогут.
«К сожалению, во многих торговых точках мы видели, что продавцы далеко не всегда вообще реагируют на приход покупателей. Зачастую они так и продолжают сидеть и переписываться с кем-то в своих телефонах», – отметил Денис Кусков.
Также при просьбах покупателей рассказать о тарифах или характеристиках товаров продавцы зачастую не владеют этой информацией. По мнению спикеров, это большая проблема и ее не решили даже федеральные игроки. Заметная проблема есть и с культурой общения со стороны работников мобильного ритейла, говорится в докладе.
«Большинство „тайных покупателей“ заявили, что основное разочарование у них вызвало общение с консультантом. Потому что он не мог предоставить необходимую информацию и вел себя некорректно», – отметил спикер.
Местный телеком: низкие результаты и высокие цены
Низкие результаты проверки показал местный ритейл. В Татарстане, как и в других регионах, местные представители сотовых сетей не могут выдержать уровень, заданный федеральными игроками. Речь идет о недостаточных размерах торговой точки, выкладке товаров и продавцах.
«Кроме федеральных игроков мы исследовали часть локального ритейла, чтобы понять их возможности. Как правило, республиканские игроки выбирают небольшие, тесные торговые залы. Из-за этого им очень трудно качественно выложить товары, всегда нужно звать продавца. А последние зачастую совмещают на себе сразу несколько функций — от консультанта до администратора», — объяснил представитель TelecomDaily.
То же самое и с ценами — большие федеральные операторы закупают товары миллионами штук, из-за этого конечная цена становится ниже. Местные игроки покупают небольшие партии, а значит, и конечный ценник в их магазинах более высокий.
«Федеральные сотовые операторы здесь имеют преимущество — вместе с телефонами и планшетами они могут продать и подходящий для них тарифный план. Да и ценовые характеристики в их точках более интересные», – отметили участники круглого стола.
При этом спикер подчеркнул — в Казани местный сотовый ритейл имеет наименьший удельный вес по отношению к федеральным игрокам. В Москве, Ростове-на Дону и Нижнем Новгороде доля локальных участников мобильного рынка оказалась выше.
Новых клиентов — нет
Недочетами местных игроков пользуют их федеральные коллеги, переманивая покупателей к себе. По словам экспертов, современный рынок телекома республики (так же, как и федеральный) имеет очень высокую конкуренцию.
При этом количество потенциальных клиентов падает из года в год — практически каждый житель РТ уже и так является абонентом одного или нескольких мобильных операторов.
«Новых абонентов у операторов нет. Поэтому идет борьба за лояльность уже имеющихся клиентов, чтобы они приходили в салоны снова. Задача ритейлера сейчас не столько продажа товара, сколько дополнительных услуг, чтобы покупатели приходили именно в их салоны», – заметил Денис Кусков.
Онлайн-продажи не вытеснят обычные салоны
Как выяснилось, операторы не очень жалуют популярную сегодня тему онлайн-продаж. Нужно отличать онлайн-обслуживание от цифровых продаж, заметил представитель крупного федерального оператора. Одно дело поменять тарифный план на сайте, и совсем другое — купить смартфон за десятки тысяч рублей, считают операторы.
Их представители добавили – сейчас цифровые услуги уже прочно вошли в обиход пользователей не только в Татарстане, но и по всей России. Совсем по-другому обстоят дела с продажи техники, где этот показатель значительно ниже.
«Пока онлайн-продажи у нас не вошли в активную привычку покупателей. Это всего около 5% нашей выручки», – поделился данными участник «большой четверки» операторов.
Причина — отличие в поведении между отечественным и зарубежным покупателем. Россияне меньше доверяют цифровым продажам, нежели жители США, Японии или Китая, считает эксперт.
«Наш рынок отличается от американского и азиатского. У нас люди любят зайти в офлайновый магазин и потрогать товар руками, прежде чем сделать покупку», — объяснил представитель ритейлера.
Поэтому, по его словам, онлайн-покупки обязательно найдут свою нишу на отечественном сотовом рынке, но в обозримом будущем никак не заменят обычные точки продаж.
При этом спикеры подчеркнули — в последние два года и в регионах, и в Москве россияне стали покупать более дорогую мобильную технику. Механизм работает даже тогда, когда очередной смартфон не по карману покупателю, — люди просто берут устройство в кредит.
Качество связи: «мертвые зоны» и установка станций на крыши домов
Несмотря на все технологии, даже в таком крупном городе, как Казань, до сих пор есть «мертвые зоны» сотовой связи — там не только не зайдешь в интернет, но и позвонить удается с трудом, отметили эксперты.
При этом такие «белые пятна» связи — явление динамическое, они могут исчезать и появляться в разных точках города. Все дело в активном строительстве — появляются новые дома-преграды для сети, растет нагрузка на базовые станции.
Еще одна проблема, характерная не только для Татарстана, — нежелание людей жить рядом с одной из таких базовых станций. Но в условиях большого города их установка зачастую возможна только на крышах домов. Для этого нужно согласие жильцов, получить которое для оператора — целая эпопея.
«Вспомните любой новый микрорайон нашего города. Там почти нет нежилых помещений, и, чтобы поставить станцию на дом, нужно согласие жильцов. Жильцы говорят — связь нужна, но базовую станцию к нам не ставьте, делайте это у соседей», — пожаловался региональный руководитель крупного мобильного оператора.
Он добавил, что в настоящее время для решения вопроса представители сотовых компаний обсуждают с казанским исполкомом упрощенную процедуру установки новых станций.
Росту цен на тарифы — быть
Последней и самой больной темой круглого стола стали тарифы, а точнее, их рост. Представители операторов традиционно не стали комментировать эту неудобную тему, лишь отметив наличие «бюджетных» тарифов в своих линейках.
Однако представитель TelecomDaily отметил — опрос руководителей «большой четверки» операторов показал неутешительные выводы.
«81% опрошенных топ-менеджеров высказались о том, что повышения цен уже были в этом году и продолжатся в 2019 году», — подчеркнул аналитик.
При этом он добавил, что будущий рост тарифов — мера вынужденная. В качестве причин он назвал исполнение «Закона Яровой» (сбор и хранение данных абонентов) и повышение НДС до 20%. Еще один отрицательный фактор — колебания курса валют, которые сильно влияют на закупки зарубежного коммуникационного оборудования.
«Все это требует от операторов дальнейших инвестиций в сети. Поэтому повышения цен не избежать. По словам топ-менеджеров, он будет на уровне от 8 до 15 процентов. Но даже несмотря на это российские цены на связь все равно одни из самых низких в мире», — заключил эксперт.
Нет комментариев-