Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Театру Камала нет места на улице Татарстан?

Театру Камала нет места на улице Татарстан?
Культурный обозреватель ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова отследила хронологию событий вокруг возможного переезда главного татарского театра.

Апрель. Перед самым началом гастролей Башдрамтеатра, которые должны были пройти на сцене Камаловского, появились слухи, что казанский театр закроют на ремонт. Кое-кто даже успел предположить, что это делается специально, чтобы не пустить башкирский театр, например, в ответ на отмену концертов Фирдуса Тямаева в соседней республике. Однако это, конечно, были просто домыслы. Гастроли театра Гафури в Казани состоялись.

На тот момент речь действительно шла о ремонте существующего здания театра. Тогда заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов сообщил, что ведутся проектные работы. Обещал на следующей неделе ответить на вопросы по срокам ремонтных работ, однако тема как-то не нашла продолжения.

30 апреля появилась информация о том, что в театре Камала состоялась «сессия по проектированию изменений в преддверии масштабной реконструкции».

«37 профессионалов из области культуры, театра и архитектуры обсудили, каким может стать театр Камала. Старейший национальный театр России, функционирующий с 1906 года, планирует масштабную реконструкцию и расширение своего здания на берегу Кабана», – говорилось в сообщении пресс-службы театра.

На фотографиях с обсуждения были замечены помощница Президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, а также «свободный художник», танцор, хореограф Нурбек Батулла. «На сессии собрали 37 экспертов: 15 ключевых сотрудников театра, 11 ведущих российских специалистов из театральной и архитектурной сферы и 11 друзей театра из числа казанских профессионалов культуры», – сообщили представители театра.

Июнь. Очередная встреча министра культуры РТ с журналистами состоялась в театре Камала. Ираду Аюпову спросили о предстоящем ремонте и как театр изменится в результате «масштабной реконструкции». На это министр ответила, что театр сохранит свой национальный колорит.

«Реконструкция должна открыть для театра новые возможности. В свое время театр был большой опорой для татарского народа. Но времена изменились. Поэтому и в театре должны быть перемены. В настоящее время мы с архитекторами создаем концепцию. В первую очередь надо сохранить лицо театра», – сказала тогда министр.

Тогда же директор театра Камала Ильфир Якупов говорил о расширении здания и оборудовании дополнительных мест парковки. «Расширение здания, создание парковки – все будет предусмотрено. Нынешнее здание функционирует с 1986 года. В следующем году ему будет 35 лет. Сюда с удовольствием приезжают со всего мира. Конечно, нельзя портить театр. Самое сложное – не испортив здание в центре Казани, дать ему новые возможности», – сказал он корреспонденту «Татар-информа».

Журналистам также рассказали, что в реконструированном здании театра появится возможность в производственном цехе монтировать декорации и доставлять их на грузовом лифте в специальный карман сцены, а гримерки для артистов станут просторнее, появятся детские студии и в планах открыть кафе с выходом на озеро Кабан.

Представителям прессы устроили экскурсию на крышу здания – оттуда открывается потрясающий вид на город.

Новое место для театра Камала – между улицей Такташа и Нижним Кабаном

11 июля пресс-служба Президента Татарстана сообщила о решении руководства республики построить новое здание для театра Камала.

«Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов совершил объезд строящихся и реконструируемых объектов в историческом центре Казани. В ходе объезда было принято решение о строительстве нового здания Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, расположенного на ул. Татарстан 1», – говорилось в сообщении.

Рассматривались два варианта – участок на пересечении улиц Тукая и Ахтямова, а также участок между улицей Хади Такташа и Нижним Кабаном: «В качестве площадки для строительства выбран второй участок – между ул. Хади Такташа и озером Нижний Кабан».

Речь идет о новом здании театра Камала. Хотя в официальной информации упоминалось лишь здание, некоторые СМИ интерпретировали это как дополнительное здание к уже существующему театру.

«Пояснения давала помощник Президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова. В обсуждении приняли участие министр культуры РТ Ирада Аюпова, главный режиссер театра Фарид Бикчантаев. Проект будет выбран по итогам международного архитектурного конкурса, с обязательным условием участия в команде татарстанских архитекторов. В настоящее время имеющиеся общественные пространства театра не соответствуют современным требованиям. Кроме того, театру им. Г. Камала необходимо больше пространства, так как недостаточно репетиционных площадей», – говорилось в коротком сообщении.

Справка. Нынешнее здание театра Камала открылось в январе 1987 года постановкой классики «Голубая шаль».

Автор проекта – тогда главный архитектор Казани Мунир Агишев. Соавтор – Георгий Горлышков (Москва). Здание театра было удостоено всесоюзных премий.

Это был один из долгостроев Казани – возведение здания шло с 1972 года по 1986 год. К этому времени также завершились очистительные работы в озере Кабан.

Тут есть одно примечание, которое ныне уже практически никем и нигде не упоминается. Говорят, что проект здания и инфраструктуры театра был реализован не полностью, а в урезанном виде. Много лет руководивший театром Шамиль Закиров в свое время тоже говорил о необходимости ремонта. При этом он отмечал, что на самом деле изначально проект был довольно большой.

Минтимер Шаймиев: «Будто это место для театра выбрано самим Всевышним»

Лирическое отступление. В сентябре 2020 года в рамках Ютуб-проекта камаловцев «Әле…» вышло интервью с первым Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Говорили в том числе и о здании театра.

Минтимер Шаймиев: «В нашей истории нас спасала Татарская слобода. Это ворота, ведущие от озера Кабан в Татарскую слободу. В самом начале улицы Татарстан, в центре Казани. Памятник Тукаю стоит на одной стороне Булака. Когда ставили памятник Сайдашу, мы решили – пусть друг на друга смотрят. В то же время они смотрят и на наш театр. Тукай достаточно большую часть жизни провел в номерах Булгар. Поэма «Кисекбаш» была написана здесь. Мы ведь сидим прямо рядом с Сенным базаром. Труппа «Сайяр» здесь нашла себе место в Восточном клубе. Здесь же мы открыли памятник Марджани. Здесь сконцентрирована история.

Будто сам Всевышний велел, чтобы здесь был театр. Нам еще надо работать, усиливая эту мысль. Это такое место! Я его называю “парусный театр”. То, что он обосновался именно здесь, – это судьба».

Руководство театра: «Готовы переехать в отвечающее современным требованиям здание»

Руководитель пресс-службы ТГАТ им. Г. Камала Ильшат Латыпов:

«Наше здание не соответствует современным требованиям. Проблем у него очень много – например, отсутствие системы вентиляции, места для хранения декораций и так далее. Возможно, зрителю здание кажется удобным, но сами мы давно мучаемся. Поэтому был поднят вопрос о реконструкции здания. Если будет построено новое здание, соответствующее требованиям современного театра, мы можем поменять наше здание на улице Татарстан на новое здание. В настоящее время готовится техзадание и проектная документация для нового здания».

Таким образом, в 1986 году татарский театр №1 переехал с улицы Горького к озеру Кабан, а теперь по Кабану продвигается еще глубже.

Почему здание на улице Татарстан нельзя просто расширить, как это было задумано еще при строительстве, сказать никто не может. Есть опасность навредить внешнему облику здания или же участок слишком мал, чтобы здание стало соответствовать требованиям к современному театру? А может быть, причина совсем в другом? Могут ли существовать связанные с этим местом проекты общественного пространства или даже какие-то коммерческие планы?

Министерство культуры: «Речь не идет об освобождении здания и размещении в нем другого коллектива – это еще не решено»

Комментарий от пресс-службы Министерства культуры РТ:

«В настоящее время рассматривается возможность строительства здания для театра Камала на улице Хади Такташа. Пока еще рано говорить о назначении архитекторов и конкретном проекте. Речь идет не о проектировании, а о формировании технологической заявки для обеспечения деятельности театра. Технологические требования к театру определяются исходя из бизнес-процессов современного театра, потребностей зрителя и профессиональных сообществ. Необходимость площадки, строительства или реконструкции, функциональные задачи зданий, виды и сроки выполняемых работ, необходимая для них сумма и источники финансирования определяются исходя из этого.

Мы пока не можем сказать, переедет театр полностью или нет. Это мы сможем сказать только после того, как будут собраны технологические требования, построена концепция, посчитаны деньги. О строительстве здания речь идет, однако пока техзадания не сформированы. Где будет главная сцена, перейдет ли коллектив в новое здание в полном составе, пока ничего сказать не можем. Речь не идет об освобождении здания и размещении в нем другого коллектива – это еще не решено».

***

О здании «парусного театра» на улице Татарстан тоже ходят разные разговоры. Конечно, здание также может рассматриваться в рамках проекта по общественным пространствам. По примеру Национальной библиотеки. Это ведь не прежняя библиотека. Мы уже начинаем привыкать к библиотеке в общественном пространстве. Возможно, «парусное» здание Камаловского театра ожидает подобная судьба.

Говорят, в высоких кругах рассматривается также вариант создания на освободившейся площадке музыкального театра. Это будет просто музыкальный театр или же национальный музыкальный театр – в этом вопросе тоже нет ясности. Но есть ощущение, что мечта о музыкальном театре, которую татарская общественность лелеет на протяжении многих лет, обретет новую силу.

Новый ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев в одном из интервью говорил, что хочет видеть Оперную студию консерватории как коллектив, регулярно выпускающий спектакли в формате молодежного театра.

А еще педагог консерватории, известный композитор Эльмир Низамов отмечал, что в Татарстане нет большой качественной студии для записи оркестра или хора.

Эльмир Низамов: «У нас часто спрашивают записи, а качественных записей почти нет. Мы не можем показать миру свою музыку. Негде ее записывать. Коллективам тоже нужна мотивация. Сколько произведений не записано! Мы бы их выложили в Интернет, но аудиозаписей нет. А в Интернете требования очень строгие, ты не можешь взять и выложить из фонда. Если нет студии, то хотя бы позвать бы специальную команду звукорежиссеров. Если каждый коллектив будет выпускать хотя бы один диск раз в два года, это было бы большим делом. Меня просят: «Отправьте вашу музыку», я говорю: «Сам снимал, могу это отправить». А о качестве вести речь не приходится».

Одним словом, у республики нет центра национальной музыки. Он мог бы объединять и музыкальный театр, и студию. Но если речь идет о музыке, то пожалуйста, пусть этот будет национальная музыка. Возможно, это совсем другая тема. Главное – пусть и не отвечающий требованиям современного театра, наш «парусный театр» и впредь служит национальному искусству.

Новый сезон театр Камала откроет в здании на улице Татарстан.

Еще пара мыслей

У нас есть большой современный концертный зал на 3000 мест, который носит имя легендарного татарского певца Ильгама Шакирова. Но имя великого артиста дали зданию далеко на окраине города.

Национальную библиотеку тоже разместили на набережной Казанки, в стороне от транспортных путей. А центр уже оказался занят административными зданиями наподобие отделения Пенсионного фонда. Зданиям же, имеющим отношение к национальной культуре, места практически не осталось. Что поделать, приходится осваивать новые территории и привлекать на них горожан.

В Челнах татарский государственный драматический театр ради нового здания согласился уйти из центра города.

В то же время несколько лет назад Качаловский театр открылся после реконструкции. И каким-то образом удалось расширить его площадку до «целого квартала» без выселения театра из своего здания в центре Казани.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев