Заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа поразмыслил над сегодняшними проблемами многострадального театрального процесса в своем докладе «Сохранение Вахтанговской школы и ее роль в современном театральном процессе». Он отметил, что время влияет на театральный процесс, особенно информационная революция, которая произошла на рубеже XX и XXI веков, появление интернета.
«Смартфоны очень точно и ласково назвали „гад-же-ты“», — сказал актер Михаил Борисов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/eaaa692c85ed1353baf09e6288528f60870af1d82cacb8c4c9a9bf845856.jpg)
Во многом гаджеты, глобальное потепление, изменение климата, межличностных связей, увеличение информационных потоков и террористические угрозы вторглись в нашу жизнь, и это изменило характер взаимоотношений между современными людьми.
Сленг, дети-индиго и изменения литературы
Изменился язык и его структура. Сегодня молодое поколение говорит на странном и непонятном взрослым языке. И если бы Гоголь или Пушкин восстали из мертвых, то они не поняли бы, о чем говорят два подростка, хотя совсем недавно в России говорили пушкинским языком, отметил Михаил Борисов-Фишман.
Весь мир обеспокоен суржиком и сленгом, на котором говорят множество жителей разных стран. Человек изменился, он быстрее понимает и монтирует увиденное в своем сознании, то есть развивается клиповое мышление. В настоящее время быстрее происходят взаимоотношения между людьми с помощью обмена мгновенными сообщениями.
«Любой трехлетний ребенок сегодня управляется с компьютером, и, смотря на них, мы говорим: это дети-индиго», — подчеркнул Борисов.
Сначала изменился мир, а следом за ним изменилась и литература. Появилась новая драматургия, что повлекло за собой изменения в театре. Сегодня он ищет новые выразительные средства, чтобы разговаривать со зрителем на одном, понятном и интересном языке.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/114511e68b115c9b468dde1a7015f093d4c28e147445a1089c8789132e85.jpg)
«Театр стал другим, театр должен стать другим», — заявил актер.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d6333ea00fa63408cf283c305ea827341078b59572048ee36a228a27a538.jpg)
Мистика и оккультные науки на сцене
Сегодня вслед за театром должен измениться артист, в том числе и его подготовка. Театральный процесс сейчас претерпел изменения, точно так же как в XIX и XX веках. Появление новой литературы после научной революции нового века. Открытия химической промышленности, атома и психологии стали достоянием человечества.
То же самое происходит и в XXI веке. Время с точки зрения театра смутное — новое только мерещится, а старое уже не интересно, заключил спикер. Информационная революция отменила целый пласт литературы и драматургии, которая перестала быть интересной современному человеку.
«Вряд ли кто-то будет сегодня перечитывать роман Николая Островского „Как закалялась сталь“ или пойдет на спектакль Азата Абдуллина „13 председатель“, который с успехом шел по всей стране в 80-е годы», — сказал он.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3d0823282bd1658081eb34fe2c27f9a14bb22d2009a592c78ee7fefe8417.jpg)
Сейчас зрителю интересно увидеть на сцене мистику и оккультные науки. Сегодня пьесы исследуют мир странным способом, и артист теперь должен работать и понимать глубинные истоки психологического восприятия современной драматургии.
Актерам театра нужно изучать абсурд и абсурдистскую литературу, которую мало используют в обучении педагоги театральных учебных заведений. Поэтому их в основном готовят скорее для бытового театра, который уже умер, подчеркнул Борисов.
«Человека в театре новаторы порой окунают лицом в грязь»
В 1921 году театральный режиссер Евгений Вахтангов написал в своих заметках: «Бытовой театр должен умереть». Его послание не дошло до многих современных режиссеров. Также Вахтангов писал: «Натурализм Станиславского выдохся и умирает». Потому что каждый спектакль Мейерхольда — это новое направление в развитии театра, но в то же время он превратил артиста в марионетку и ушел в блуждания.
Поэтому Вахтангов предложил создать симбиоз Станиславского и Мейерхольда — фантастический реализм или гротеск. «Однако сегодня, в смутное театральное время, будут появляться люди, мимикрирующие под новаторов, своеобразные фокусники, которые на словах являются театральными новаторами», — сказал заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6b7bb8b72e041d22bb45203ba23d52395b2b2090b19260a7505d951a2dd7.jpg)
Кроме недоумения спектакли новаторов ничего больше не вызывают, и зритель во время просмотра начинает смеяться от неловкости, потому что не понимает происходящего на сцене. Также сейчас в театре много негатива и черной драматургии, в которую зрителя погружают во время постановки.
«Человека в театре порой окунают лицом в грязь, и таких новаторов много. Я уверен, некоторые уже побывали на таких спектаклях, где порой сидишь и не понимаешь, что происходит. А вопрос понимания — это первый вопрос, который должен быть решен в театре», — рассказал Борисов.
В прошлые времена ругали Управление культуры за то, что руководителей театра держали в рамках, а сейчас их нужно ругать за безудержную поддержку всего нового.
«Стоит появиться в театре новому театральному жонглеру, ему и средства, и дорога открыта. Проводятся бесконечные лаборатории, которые изучают один и тот же предмет, а в результате них рождается одно недоумение», — отметил заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a7fd763fbcc787f6130f010652e6a26e045d8219f77d8b2f781b018e3805.jpg)
Также ведущий подверг критике читки по ролям, которые начали повсеместно проводить в разных театрах, а ведь иногда они губят работу над последующим спектаклем. К тому же сейчас вместо больших проектов появляется много эскизов и различного рода лабораторные исследования.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ecd2fd14bf26c98344f3832da3cb68b45fd3a99b130318d7d5eaf5f9392d.jpg)
«Театр существует 3 тыс. лет, он переболеет и пойдет дальше. Надо поддерживать то, что является нашим золотым багажом советского и национального театра, — это система Станиславского, потому что натурализм выдохся, а Станиславский не выдохся», — подытожил спикер.
Нет комментариев-