Рост российского автомобильного рынка
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) спрос на новые машины в России по итогам 2017 года увеличился на 11,9 процента. За 12 месяцев двенадцать месяцев прошлого года в стране реализовали 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
«Мы наблюдаем, как развивается этот (автомобильный — прим. Т-и) рынок, — заявлял гендиректор АЕБ Франк Шауфф на Международном форуме автомобилестроения TIAF в Казани, — Мы видим каждый месяц рост около 30 процентов — и это радует всех участников автомобилестроительной отрасли».
Более 70 тыс. новых машин Татарстана
Согласно данным агентства «Автостат», количество новых зарегистрированных автомобилей в Татарстане в 2017 году выросло почти на 11 тысяч. Если годом ранее на учет поставили 59,4 тыс. машин, то в 2017 году их число увеличилось до 70,4 тыс. единиц.
Последний раз авторынок республики показывал такие высокие результаты только в 2012 году — тогда в РТ было зарегистрировано 119,9 тыс. автомобилей, на 12,3 тыс. больше, чем годом ранее.
«В прошлом году началось некоторое восстановление автомобильного рынка в России. Особенно начиная с середины года. Как итог, в России был прирост на 12 процентов. До этого было падение», — рассказал ИА «Татар-информ» председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
ТТС также завершил прошлый год с ростом. В 2017 году холдинг реализовал в Татарстане 32 тыс. 599 автомобилей. Годом ранее этот показатель равнялся 27 тыс. 935 (рост 16,7 процента).
Если говорить о всех регионах (холдинг представлен в 10 городах России), то продажи выросли на 20 процентов — 53 тыс. 453 в 2017 году и 44 тыс. 613 — в 2016 году.
Другой татарстанский автодилер — ГК КАН Авто — в прошлом году реализовал 16 тыс. 60 автомобилей, общий темп роста по отношению к 2016 году составил 38 процентов.
«На мой взгляд это связано с улучшением экономической ситуации в нашем регионе, а так же с выводом множества новых моделей на рынок (яркий пример — появление автомобиля Фольксваген Тигуан в новом кузове, продажи которого дали прирост марке Фольксваген на 20 процентов), — считает руководитель отдела продаж «ГерманикаАвто» Александр Терехичев.
Причина роста — поддержка государства
Причин роста несколько, во первых, поддержка со стороны государства, рассказала ИА «Татар-информ» директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова.
«И мы все помним, что была поддержка со стороны государства и кредитования с точки зрения субсидирования кредитных ставок и обмен автопарка: это и утилизация и trade-in», — добавила собеседник агентства.
Каждый производитель старается поддерживать покупательскую активность и привлекать к себе внимание, но когда выходит принципиально новый автомобиль, это оказывает еще большее внимание на спрос потребителя. «Но на мой взгляд, совокупность всех этих факторов, различные виды госпрограмм, плюс стимулирование со стороны представительства и производителей, плюс новинки в модельном ряде — это все оказало влияние на увеличение продаж», — поделилась Халилова.
Неизменное лидерство LADA и успех Renault в битве за «бронзу»
Бестселлером в Татарстане остается отечественная LADA — в республике зарегистрировали 19,5 тыс. автомобилей этой марки, рост составил 21,3 процента. Стоит отметить, что все марки первой пятерки только выросли по отношению с 2016 годом.
Так, татарстанцы зарегистрировали 10 тыс. 60 автомобилей KIA (рост 10,8 процента). «Бронза» в прошлом году ушла от Hyundai к Renault, корейцы уступили всего на около 400 машин. Стоит отметить, что французская марка показала самый внушительный рост по сравнению с предыдущим годом — 35,3 процента.
Те же пропорции сохраняются по Казани. Так, в 2017 году в столице РТ зарегистрировали 4,2 тыс. автомобилей LADA (рост 15,7 процента), 3,6 тыс. автомобилей KIA (рост 11 процентов), и 3,2 тыс. автомобилей Renault (рост 34,4 процента).
Именно эта марка пользовалась наибольшим успехов в «КАН Авто». Так, в 2017 году в компании продали 6,9 тыс. автомобилей LADA — рост по сравнению с предыдущим годом составил 21 процент. На втором месте Hyundai (2 тыс. 951 автомобиль), тройку лидеров замыкает Kia (2,1 тыс. машин).
«Лидер продаж в нашем объеме это, конечно же, LADA. Во-первых, это бренд для нас исторический — мы начинали свою деятельность с реализации автомобилей LADA. Во-вторых, у нас три точки продаж этих автомобилей. Наконец, бренд сам по себе сильный, он занимает первое место по продаже автомобилей в России, соответственно, мы стараемся поддерживать статус этого бренда. Хорошие объемы продаж у корейских брендов — Hyundai, Kia и, конечно же, Renault. Это для нашей компании самые объемообразующие бренды», — рассказала ИА «Татар-информ» Рита Халилова.
Что касается LADA, собеседник агентства особо выделила модель Granta , а также Vesta и XRSY — несмотря на разницу в ценообразовании, у каждого из этих моделей есть свой клиент, отметила она.
Топ-3 бестселлеров в холдинге ТТС возглавил Renault. За год в Татарстане они продали более 7 тыс. автомобилей этой марки, что на 33 процента больше, чем в 2016 году. Следующими по популярности среди покупателей стали KIA (5 тыс. 412 проданных авто и Hyundai (4 тыс. 995 авто).
Самыми популярными моделями в ТТС стали KIA Rio (3, 250 штук), Hyundai Solaris (2 тыс. 363 авто) и Renault Sandero (2 тыс. 144 авто). Причем Hyundai Solaris единственный показал снижение по сравнению с 2016 годом — на 24,8 процента.
«В Татарстане статистика такая, что больше всех вырос Renault — на 33 процента, KIA выросла на 20 процентов. Все дело в хорошем соотношении цена-качество», — рассказал глава ТТС Вячеслав Зубарев.
Падения продаж в «ГерманикаАвто» не было, был рост, примерно в полтора раза, рассказал агентству Терехичев.
«Так как мы являемся мультибрендовым автосалоном, выделить какую либо марку отдельно достаточно сложно, продажи тех или иных марок росли вместе с рынком», — отметил он.
Автомобили премиум класса
Топ брендов премиум сегмента в ТТС возглавил BMW (1017 авто), далее идут Lexus (559) и Porsche (204).
«Мы продаем BMW, Land Rover, Jaguar, Lexus, Audi, Porsche», — рассказал Зубарев.
«Мы можем продать автомобили как за 10 млн, так и дороже. Если у нашего клиента есть такой запрос, мы его обязательно реализуем. Конечно, это единичные продажи. Все, что стоит выше 10 млн — это эксклюзив. Статистка показывает, что самый большой спрос идет на автомобили стоимостью в пределах миллиона или миллиона с небольшим», — отметил он.
В сегменте «люкс» «КАН Авто» работает с брендами Mercedes и Genesis. Mercedes cтал для компании открытием прошлого года, запуск бренда прошел в апреле. Как отметила директор по продажам, к старту продаж готовились долго, и за девять месяцев удалось продать более трехсот автомобилей. По моделям лидируют GLC и GLE.
По бренду Genesis в автосалонах «КАН Авто» представлено три модели — G70, G80 и G90.
«В классе люкс наибольшим спросом пользуются марки Toyota, Volkswagen, в классе эконом — Hyundai и KIA», — рассказали в «ГерманикаАвто».
«Скучать автолюбителям не приходится»
Как отмечала Рита Халилова, на повышению спроса среди клиентов влияет появление новинок.
«В прошлом году у нас был абсолютно новый Hyundai Solaris, был запуск KIA X-Line — это такие яркие новинки которые образуют объем у этих брендов и привлекают к себе внимание», — отметила Халилова.
Кроме того, у компании появилась временная точка продаж Nissan.
«Горожане привыкали, что в нашей группе компаний теперь есть и Nissan, поэтому я думаю что c результатами его продаж мы еще похвастаемся через год», — сказала она.
2017 год ознаменовался для ТТС обновленными бестселлерами Kia Rio и Hyundai Solaris, Renault Koleos, Skoda Kodiaq, Audi Q5, Lexus NX и т. д.
В начале этого года в ТТС уже состоялись премьеры Porsche Cayenne, BMW X2, Jaguar E-PACE, Lexus LS, KIA Stinger, обновленного бестселлера Toyota Camry.
«В этом году ожидается много других премьер. Производители автомобилей сейчас достаточно быстро обновляют линейку. Соответственно, скучать автолюбителям не приходится», — подчеркнул председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
«В октябре 2017 года мы стали официальным дилером бренда Ховер, в марте этого года мы стали официальным дилером бренда Чери. Данные марки очень хорошо восприняли покупатели, т.к. к примеру бренда Ховер не было на российском рынке порядка 3-х лет и его возвращения ждали многие. Так же совсем недавно мы получили дилерство Лифан, открытие дилерского центра планируется в июне», — добавил Александр Терехичев.
Татарстан вошел в топ-10 регионов по продажам авто с пробегом
Согласно исследованию «Автостата», по итогам 2017 года Татарстан занял 9-ю позицию в рейтинге регионов России по объему рынка легковых автомобилей с пробегом с результатом 132,9 тыс. машин (рост 4,6 процента)
В лидерах среди субъектов РФ традиционно находятся Москва с областью. Но в отличие от 2016 года рейтинг возглавляет не столица страны, а Подмосковье, вторичный рынок которого в прошлом году достиг 315,2 тыс. машин, продемонстрировав рост на 4,1 процента.
В целом объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 5 млн 301,2 тыс. единиц, что на 2,1 процента больше, чем за 2016 год.
В «КАН Авто» автомобилями с пробегом активно занимаются уже четыре года и уделяют этому направлению особое внимание, его анализируют не только дилеры, но и автопроизводители.
«Все мы понимаем, что в момент скачка цен покупатели свой взор направили в сторону автомобилей с пробегом. Поэтому это направление у нас на особом внимании и под особым контролем», — рассказала агентству Рита Халилова.
В 2017 году в автосалонах группы компаний продали 6,4 тыс. автомобилей с пробегом — рост по сравнению с 2016 годом составил 45 процентов.
«На сегодня у нас 4 точки продаж автомобилей с пробегом и надеемся, что темпы роста этого направления будут такими же хорошими, как были в 2017 году, может быть, даже лучше», — отметила она.
Дистрибьюторы и официальные дилеры стремятся поддержать клиентов при покупке подержанных автомобилей, добавила Рита Халилова. Речь идет о программах по продаже сетрифицированных подержанных автомобилей с гарантией от официального дилера, таких как «Mercedes-Benz StarClass», «KIA УВЕРЕН», «Hyundai H-Promise», «Одобрено Nissan», «Renault Selection».
У ТТС в Татарстане 41 автосалон по продаже новых автомобилей и 8 — авто с пробегом. В республике за прошлый год компания реализовала 19 тыс. таких автомобилей, превысив показатель 2016 года на 37,5 процента. Во всех регионах своего присутствия компания реализовала 30 тыс.751 автомобиль с пробегом, что 41 процент больше, чем за 2016 год. По этому показателю регионального дилера в России обходит только московский «Рольф».
«Сегодня у ТТС — самый масштабный онлайн-шоурум автомобилей с пробегом в стране. У нас представлено более 5 000 авто с пробегом 59 мировых брендов. Как показывает статистика, те марки, которые наиболее востребованы на рынке новых автомобилей, также популярны и на вторичном рынке», — рассказал Вячеслав Зубарев.
Более половины авторынка республики приходится на машины в кредит
Из всего объема новых зарегистрированных машин в Татарстане (70,4 тыс.), 60,34 процента рынка приходится на автокредиты. В 2017 году 42,5 тыс. автомобилей в республике было приобретено в кредит, этот показатель вырос на 18,2 процента. В этом направлении РТ занимает 4-е место в России, согласно информации «Автостата».
По итогам 2017 года в ТТС доля автомобилей, приобретенных с использованием кредитных средств, составила 49 процентов, рассказал Зубарев. Увеличению покупательского спроса способствуют такие государственные программы как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Доля реализованных автомобилей в ТТС по этим программам составила примерно 35 процентов.
«По итогам 1 квартала этого года доля автомобилей, приобретенных в кредит составила 51%. Если рассматривать по брендам, то там, конечно, есть большие колебания. Некоторые производители запускают очень привлекательные программы для клиентов», — отметил Зубарев.
Рынок автокредитования находится на подъеме из-за многообразия выгодных кредитных предложений, акций дистрибьюторов по автокредитованию, господдержки, уверена директор по продажам ГК «КАН Авто».
В прошлом году доля кредитов на авто составила 62 процента от общего числа продаж в компании, в 2016 году этот показатель равнялся 53 процентам. По многим маркам доля кредитных автомобилей превышает 70 процентов: LADA, Chevrolet Niva, Ford, KIA, Hyundai.
За 2017 год по госпрограмме «первый автомобиль» приобрели 483 автомобиля, по программе «семейный автомобиль» — 571 автомобиль.
«В прошлом году была интересная программа, которая перешла в этот год -автокредит с остаточным платежем. Я хочу сказать, что банкиры точно так же как и производители и дилеры создают условия по привлечению клиентов и помогают достигать цифры. И еще есть интересный факт, что в этом году с момента запуска программ „первый автомобиль“ и „семейный автомобиль“ доля кредитования по этим программам составляет порядка 50 процентов от общего объема кредитных сделок», — рассказала Халилова.
В прошлом году, когда программы только запускались, их доля составляла лишь порядка 30 процентов, отметила она.
«Бюджеты были ограничены, поэтому программа около квартала только проработала и не все желающие смогли приобрести автомобиль по этим программам. В этом году программа уже пользуется большим успехом и гораздо больший объем проходит через них», — добавила собеседница агентства.
«На данный момент рынок автокредитования чувствует себя достаточно хорошо. В кредит реализовывается около 50 процентов от новых автомобилей. К тому же на данный момент у нас есть уникальное предложение по марке Чери, рассрочка на 3 года (36 месяцев)», — рассказали ИА «Татар-информ» в «ГерманикаАвто».
Казанцы полюбили «хаки»
В «КАН Авто» вспомнили об одном из самых интересных капризов клиентов, с которыми столкнулись в компании. Один из покупателей захотел приобрести Ниву военной раскраски. Это ввело сотрудников в ступор, ведь обычно автомобили красят в стандартный набор цветов, но было решено подумать, как это реализовать.
«Ребята посидели, подумали и предложили ему услугу обклейки автомобиля пленкой под ту расцветку которая ему понравилась. Клиент остался очень доволен. Сначала мы отнеслись, наверное, с улыбкой к тому, что клиент захотел такой автомобиль и немножечко с недоверием, поскольку до конца не были уверены что, он его заберет», — вспоминает Халилова.
Однако это смелое решение полюбилось и компании и ее клиентам клиентами и в прошлом году в «КАН Авто» продали порядка пяти автомобилей в цвете «хаки».
«В 2018 году рост цен на автомобили может составить 5 — 7 процентов»
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», с сентября 2014 года по декабрь 2017-го цены на новые автомобили в России выросли на 49 процентов. Основная причина — рост курсов иностранных валют по отношению к рублю.
«Если говорить про динамику цен на автомобили, за 2017 год бурного роста не было. Но, конечно, средняя цена на автомобиль выросла», — сказал глава ТТС Вячеслав Зубарев.
Как отмечают эксперты аналитического агентства «Автостат», машины и дальше будут дорожать и в 2018 году рост цен может составить 5 — 7 процентов.
«Какого-то большого быстрого роста авторынка мы не ждем»
Как отмечают эксперты, по итогам 2018 года стоит ожидать небольшого роста автомобильного рынка — порядка 10-15 процентов.
«Кардинальных изменений не ожидается. Марки, которые занимают хорошие бюджетные позиции (Renault, Hyundai, KIA), безусловно, будут прирастать, это стабильная тройка лидеров. Я думаю, что и премиум сегмент должен показать рост. Но повторюсь, какого-то большого и быстрого роста мы не ожидаем», — отметил Вячеслав Зубарев.
В ТТС в этом году планируют преодолеть знаковую цифру — продать более 100 тыс. автомобилей, как новых, так и с пробегом.
«На этот год мы поставили себе такой план. И сомневаться в его реализации у нас нет никаких оснований», — подытожил Зубарев.
Нет комментариев-