Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Татарстан, Казань, улица Жуковского: благодаря реставраторам исторический центр обрел «янтарный домик»

Татарстан, Казань, улица Жуковского: благодаря реставраторам исторический центр обрел «янтарный домик»
Образец модерна начала ХХ века, дом с удивительной красоты балкончиком второго этажа и внутренним пространством-колодцем, этой осенью скинул строительные леса и предстал в возрожденной эстетике. «Биография» памятника архитектуры от дворянского гнезда через советские коммуналки к «янтарному домику» современной Казани – в материале «Татар-информ».

Четыре года за строительными лесами

«Янтарным домиком» команда реставраторов стала про себя называть этот памятник архитектуры конца XIX века на Жуковского, 12 вовсе не за медово-солнечный цвет его преобразившихся фасадов, как может показаться. По признанию собственника Эдуарда Колтуна, здание стало самым сложным и самым дорогостоящим объектом культурного наследия из тех, что приходилось реставрировать инвестору.

Стоимость работ на один квадратный метр, а их в доме 680, он оценил от 120 до 150 тыс. рублей. При этом к сентябрю были закончены лишь фасадные работы, но в ближайшие 3-4 месяца, надеется Колтун, будет закончена внутренняя отделка и подведение коммуникаций. Финальный этап потребует около четверти общих затрат на реставрацию.

«В шутку мы его прозвали “янтарным домиком” – он нам очень дорог во всех смыслах, потому что дешевле было бы его янтарем облицевать, чем столько накачать растворов, сколько мы накачали, в усиление. Полностью здесь подведены новые фундаменты, ни одной стены не было живой – без трещин. Трещины были очень серьезные с раскрытием до 20 мм. На фасадах удалось в основном сохранить подлинный декор. По второму этажу процентов 87 – это подлинная сохранившаяся лепнина. На первом этаже ситуация была похуже, здесь процентов 60 – подлинные элементы», – рассказала архитектор-реставратор Ирина Карпова.

Лепного декора у памятника архитектуры в изобилии. Значительную часть внутренних работ будет также составлять восстановление лепнины. Реставраторы в несколько этапов демонтировали подлинные ее элементы и вывезли в мастерскую. Однако, как пояснила Ирина Карпова, придется изготавливать декоративные фрагменты для интерьеров заново – по шаблонам, за которые будут приняты очищенные от краски, высолов, плесени и других наслоений аутентичные элементы. Сами подлинники к повторной установке уже непригодны.

«Балкон нами полностью восстановлен, до современников подлинный не дошел. Когда сначала в 50-е годы пристраивали соседний дом, от балкона оставили только металлический каркас, но потом и каркас исчез. Изначально балкон был монолитный, но внутри с арматурой. Мы восстановили его по фотографиям. Сделали сначала макеты из пенопласта, фотографировали, сравнивали с историческими фотографиями, делали следующую модель из пенопласта... Решили делать его цельным, чтобы в дальнейшем не было расхождения по швам. Отливали на месте: установили с двух сторон модель и отливали внутреннюю часть», – пояснила Карпова, показывая архивные фотографии советского и постсоветского времени, где на месте ныне воссозданного балкона в стене лишь дверной проем первого этажа.

На восстановление внешнего облика и укрепление конструкции здания ушло четыре года – строительными лесами дом был окутан с 2015. За это время только противоаварийных работ было три этапа. Обследование же и проектирование началось еще раньше – в 2013 году, когда несколько лет пустовавший и из-за этого быстро пришедший в крайне аварийное состояние дом перешел инвестору. В работе над проектом реставрации и обследовании участвовал, к слову, и знаменитый на всю Россию специалист, под чьим руководством в Татарстане преобразились Троицкая церковь Свияжска и усадьба Боратынского в Казани, архитектор-реставратор Борис Лурье (ныне уже покойный).

В доме будут обновлены все коммуникации, частично они уже заведены. С теплым контуром строители и реставраторы намерены продолжать работы по внутренней отделке и в зимнее время. Пока, несмотря на множественные усиления фундаментов, здание все еще имеет подвижки. Нужно выждать время для установки интерьерной лепнины и чистовой отделки помещений, подчеркнула Ирина Карпова.

«Первая задача стояла – восстановить здание, привести его в исторический вид. Предполагаем, что в нем смогут разместиться точки общепита. Здесь, в центре, много студентов, трафик хороший, туристов много… Возможно, здесь будет уместна функция коворкинга. Может быть, апарт-отель разместится, В центре города удобно будет. Будем искать надежных партнеров, кто мог бы полноценно, эффективно и бережно использовать наше здание, увеличивать его привлекательность», – сказал Колтун.


Изящный балкончик и внутренний дворик

На исходе своей «первой жизни» дом этот был многоквартирной коммуналкой. В 50-е года прошлого века со стороны улицы Жуковского к нему вплотную пристроили пятиэтажный жилой дом, еще полвека спустя – новострой примкнул к нему со стороны Большой Красной. Так изначально отдельно стоящее изящное здание оказалось заложником в кольце безликих построек-великанов.

«Раньше у него были открыты все четыре фасада. Получается, когда пристроили сталинку, мы лишились одного фасада, и была полностью изменена кровля, поскольку скат уже не мог быть с той стороны – ее переделали. Когда пристроили в 2000-е года с другой стороны здание, там кровлю никто не переделывал, никто не думал об этом. В результате оказалось нарушенным водоотведение и потоки воды хлынули в сторону самого здания, поэтому была сильная деформация с этих сторон», – рассказала Ирина Карпова.


Реставраторы также выяснили, что часть здания, где сейчас находится балкончик, была пристроена к изначальному объему дома позже. Здесь специалисты обнаружили очень слабые фундаменты, поскольку расчет был лишь на эту террасу. По завершении реставрации на втором этаже, предваряя выход на балкон, появится витраж. Его восстановили по архивным фото и описаниям-воспоминаниям одного из жильцов Владимира Герасимова, который нашел историческое фото с балконом и куполом.

«Сейчас у здания практически новые фундаменты, усилены стены. Думаю, теперь оно простоит еще столько, сколько уже простояло с конца XIX века», – заверила архитектор-реставратор.

Со двора теперь видна лишь небольшая угловая часть дома, которую свысока теснит стена пятиэтажного жилого дома. Внутренний открытый дворик-колодец при реставрации будет перекрыт стеклом с подогревом – чтобы зимой не скапливался снег.

«Оставлять его открытым было нецелесообразно из-за сохранности – сюда устремлялись различные потоки воды. Мы проектировали различные варианты кровли, понимая, что историческую сделать уже не сможем, поскольку два примкнувших дома нарушили нам ее обоснованность. Мы предложили перекрыть внутренний дворик по типу пассажей, которые организовывались и раньше, в XIX – начале ХХ века, это были характерные так называемые световые фонари. Такого маленького уютного пространства, которое дает дополнительный свет сверху, больше нет нигде в Казани», – подчеркнула Карпова.


Владельцы-модники

Реставраторы также обнаружили, что изначально у дома был совершенно иной декор. При расчистке кирпичной кладки выяснилось, что остававшиеся на ней следы от элементов не совпадают с их расположением, дошедшим до наших дней.

Построенный в конце XIX века дом изначально принадлежал дворянке Л. А. Колодкиной. В бумагах Городской управы он числится как дом смешанного типа. С 1913 года домом владел мещанин В. А. Парамонов. В 1915 году дом снова обрел хозяйку: ею стала доктор, жена провизора С. С. Пружанская.

«С течением лет, еще до Революции, здание было очень сильно изменено. Я считаю, что именно во времена Пружанской оно получило вот такое оформление, поэтому было бы исторически верным назвать его дом Колодкиной – Парамонова – Пружанской. Декор как раз не первоначальный, он возник после перестройки здания в начале ХХ века. На квадратный метр столько декоративных элементов, что явно Парамонов или Пружанская были модники! В тренде, как сейчас говорят», – отмечает Ирина Карпова.

Кроме того, к своему удивлению реставраторы обнаружили в одном из помещений потолок, искусно замаскированный под деревянный. На самом деле он был выполнен из лепнины, а затем мастерски расписан под дерево.

Смотришь: абсолютно деревянный, дубовый, инкрустированный каким-то деревом, а на самом деле – лепнина, покрашенная таким образом. Все дело в том, что в начале ХХ века дерево было дорогое, лепнина – гораздо дешевле. И часто делали лепные украшения, а затем раскрашивали их под дерево – не отличишь! Так называемая 3D-живопись того времени. Эта техника была очень популярная с конца XIX века, – заметила Карпова. – Мы собираемся сделать так же».

Этот дом, к слову, находящийся сейчас в статусе выявленного объекта культурного наследия, стал последним жилищем известного татарского писателя Фатыха Амирхана. Он прожил здесь с 1923 по 1926 годы на первом этаже в угловой квартире №1, в семье брата Ибрагима Амирхана, служившего заместителем председателя суда.


Мемориальную табличку еще в советское время установили на углу дома, но в 80-90-е годы XX века она исчезла. По регламентам, как пояснила Карпова, при реставрации ее необходимо будет установить заново.

Эдуард Колтун пообещал, что в отреставрированном историческом здании «некий мемориальный уголок (в честь писателя – Ред.) обязательно будет, но к организации музея публициста, признался он, дом не готов.

Летом прошлого года дом Л.А. Колодкиной, несколько лет просуществовавший в переходном положении выявленного объекта культурного наследия, внесен в перечень памятников архитектуры Республики Татарстан.

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев