Как 100 лет жизни Татарстана уместились в 300 страниц «Татарстана» — об этом рассказывает Татьяна Вафина, главный редактор журнала «Татарстан».
Приметы времени
— Этот номер мы готовили специально ко дню рождения ТАССР. Целый год в каждом журнале отводили место одному поколению — поколению 20-х, затем 30-х, 40-х годов и так далее. Собрав их все вместе, получили проект «Поколения».
Каждое десятилетие — это срез времени. А у каждого времени, как у времени года, свои приметы, состоящие из событий, моды, личных историй, новостей того периода… Вот мы сидим с вами в масках — это одна из примет сегодняшнего времени. Она останется на фотографиях 2020 года, в документах, в больничных листах, в новостях, в рассказах, которые мы когда-нибудь поведаем своим внукам, а внуки — своим внукам…
На заре ТАССР, в 1920-х, такими приметами были буденовки и кожаные куртки — герои только того периода смотрят на нас со страниц учебников истории в таких забавных, ныне музейных, одеждах.
1960-е запомнились… царицей полей — кукурузой. Она и на фотографиях, и в газетах, и на картинах… В 80-е — «музыка нас связала», и связанные музыкой, а точнее дискотекой 80-х, мы не можем забыть ее уже почти сорок лет. В «лихие» 90-е, помните, вошли в обиход большие клетчатые сумки, их придумали для челночников — людей, тащивших новую экономику нового общественного строя на себе в буквальном смысле слова…
В общем, в журнале собраны эксклюзивные рассказы либо очевидцев событий, либо их родственников, внуков, правнуков, знакомых, материалы из архивов журнала — живая история каждого десятилетия из уст и воспоминаний тех, кто к ней причастен.
Детективная работа
— Где брали эксклюзив?
— Конечно же, не из пресс-релизов. Это настоящая и очень захватывающая журналистская работа: надо искать, рыть, копаться, выяснять, разговаривать, выуживать… Вы даже не представляете, как загорелись этой темой наши журналисты! Какие вещи, фотографии, документы, истории они порой вытаскивали на свет божий из забвения — со старых антресолей, с чердаков, из прабабушкиных сундуков…
Это как детектив: потянешь за нужную ниточку (старую фотографию, старинную вещицу, кем-то оброненную фразу о прошлом) — и распутывается целый клубок, история, которую не найдешь ни в одном учебнике истории.
— Например?
— Например, пионеры. Все мы знаем, что пионерская организация родилась в 1922 году. По всей стране стали маршировать юные ленинцы с кумачовыми галстуками на груди. Многие из нас тоже маршировали и не забыли еще, как галстуки завязывать.
Но знаете ли вы, какие цели и задачи были у самых первых пионеров? Совсем не политические! Они не клялись «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия», они клялись… «мыться и закаливаться». А еще — «не делать более десяти ошибок на странице». И лишь в свободное от выполнения этих процедур время они помогали взрослым бороться с буржуями и развозили во время уборочной по полям «Пионерскую почту».
Это только один пример из 20-х. А есть еще истории о том, чем Сталин помог Казанскому ТЮЗу. Как в годы Великой Отечественной войны умирающие от истощения авиастроители сажали парк. Как наш земляк-фотограф снял рейхстаг с высоты птичьего полета для газеты «Правда». Куда писали татарстанцы письма Ленину, который и после смерти оставался для них живее всех живых…
Задело. Удивило. Запомнилось
— Есть какая-то история, которая задела лично вас?
— Есть. Например, история из 70-х. Про смертельный мороз 1978 года. Тот 48-градусный мороз вошел в историю климатических летописей Татарстана. Аварии на газопроводах, лопнувшие трубы теплотрасс, осыпающаяся с трамваев краска, треснувшие стволы дубов…
Но самый печальный случай произошел в Тетюшах накануне нового 1979 года. Группа юных лыжников из Казахской ССР приехала в Тетюши, чтобы совершить туристический поход «по ленинским местам» от Тетюш до Казани — 120 километров на лыжах! Дети шли по руслу Волги и начали замерзать в районе Долгой Поляны. Жуткая история, в которой погибла одна девочка. Остальных спасли тетюшские милиционеры и трактористы — все настоящие герои.
Наш журналист Алсу Троицкая и фотокорреспондент Александр Ефремов ездили в Тетюши, встречались с этими спасателями, спускались к месту трагедии и, хоть мороз тогда был так себе — слабенький, ощутили на себе все прелести трехкилометрового спуска к Волге по шею в снегу и подъема по этим же сугробам наверх. А ведь спасателям еще надо было замерзших детей наверх поднять.
Еще интересная история о том, как в Казани побывал Джанни Родари — итальянский сказочник, автор «Голубой стрелы» и «Приключений Чиполлино». «Я в Казани встретил много хороших людей и свою книгу. Я завидую ей, потому что она знает татарский язык, а я — нет, хотя знаю одно слово: рахмат!» — вывел каллиграфическим почерком писатель на книге «Голубая стрела», которую в нашем городе в 1969 году с удивлением обнаружил.
Зачем Джанни Родари приехал в Казань? «За обедом, — вспоминает известный татарский писатель Рабит Батулла, который сопровождал Родари. — Он мне признался, что «мечтал здесь увидеть сказочную страну с прекрасными мечетями». Почему? Потому что у итальянского сказочника был кумир — драматург Карло Гоцци, который вплетал в сказочные сюжеты своих произведений («Счастливые нищие», «Турандот», «Зобеида») элементы татарских мотивов. В поисках этих мотивов Джанни Родари и отправился из солнечной Италии в менее солнечную Татарию…
Что касается историй о первых лицах республики, они тоже есть в этом номере. Мне, например, очень любопытно было прочитать первое интервью Рустама Минниханова на посту Президента Татарстана, которое он дал в 2010 году журналу «Татарстан» в год 90-летия ТАССР. И сравнить его с интервью 2020 года, которое он дал «Татарстану» в честь 100-летия ТАССР.
В общем, если я буду пересказывать все истории, которые меня задели, заинтересовали, увлекли — вам придется увеличивать количество страниц газеты до размеров коллекционного номера «Татарстана».
Поколение диско
— А какое поколение, на ваш взгляд, получилось самым интересным?
— Каждый найдет в этом журнале «свое» поколение. У каждого поколения свои герои, которые даже в «застойные» годы двигали республику вперед и благодаря которым мы имеем наше такое распрекрасное и комфортное во всех отношениях «сегодня».
Мне самой ближе 80-е. И не только потому, что я из 80-х. А потому, что это было, на мой взгляд, самое легкое, свободное и какое-то весеннее время — музыкально-танцевальное, очень модное, по-пионерски честное, по-октябрятски дружное, по-комсомольски романтическое. Во всех историях, фотографиях, воспоминаниях об этом времени нет боли, нет сожалений каких-то, только добрая ностальгия как по старой школьной форме.
Друзья из 80-х — это на всю жизнь, любовь из 80-х — всегда до гроба, дискотека 80-х — это уж точно на века! Поколению 80-х досталось чудесное время. Просто повезло.
Привет из 20-х прошлого века
— Вижу, что, не смотря на объём, журнал «Татарстан» идёт в комплекте с каким-то другим журналом… Я раньше такого нигде не видела. Бонус, подарок?
— Это сюрприз для обладателей коллекционного номера журнала «Татарстан» — привет из 20-х годов прошлого века. Журнал «Причал» — так назывался в 1925 году наш журнал «Татарстан». Такой раритет вы не найдете ни в одном музее, а в Национальной библиотеке сохранилась только одна и то не полная подшивка «Причала».
Журнал «Татарстан» — ровесник республики, ему тоже в этом году стукнет сто лет. За это время он девять раз менял название, назывался: «Вестник областкома РКП ТССР», «Спутник агитатора», «Большевик Татарии» «Путь Ильича», «Коммунист Татарии»… Мы выбрали для сюрприза «Причал», потому что в это время у общественно-политического издания появился литературно-художественный уклон, правда, всего на год — и год этот был особым, юбилейным — ТАССР праздновала свой первый пятилетний юбилей. Как это было? «Незабываемо!» — пишет «Причал». Тем не менее, все забыли. И если б мы не отыскали этот журнал, многое так бы никогда и не вспомнилось.
Забылась бы и «Англо-французская делегация Международной рабочей Помощи, прибывшая в столицу Красной Татреспублики, приветствующая через журнал „Причал“ трудящиеся массы Татреспублики». И «Первый съезд рабкоров и селькоров Татарии», которых 25 мая 1925 года, катали на пароходе «Ильич» по Кабану. Читаем: «Живым знаменем съезда были московские гости, наши вожди-руководители т. т. Бухарин и Рудзутак. Они привезли съезду привет от ЦК партии, от славной любимой „Правды“. С этим приветом, под знаком негнущегося ленинского большевизма, вёл съезд свою работу».
Если вы спросите, что в «Причале» лично меня задело-заинтересовало-удивило, отвечу так: журналистская забота корреспондентов «Причала» «о неграх» — именно так называется публикация на 18-й странице издания. Казанские журналисты встали на защиту белой американки, которая «совершила отвратительное преступление» — вышла замуж за чернокожего! По этому случаю женщину притащил в суд родной отец и «сотни тысяч добродетельных женщин Нью-Йорка и такое же количество мужчин содрогались в своем патентованном белье, читая отчёт о судебном процессе невероятной преступницы — в электрическое кресло ее!».
Выводы в материале советские журналисты делают однозначные: «Негры всё-таки равны перед законом, негра нельзя убить безнаказанно, как это было ещё полвека назад, и гораздо безопаснее сделать их смешными, отвратительными, низвести их до степени парий или прокажённых. Вот откуда эти „крики моды“, уродливые негритянские танцы, искривлённые нечеловеческие чёрные морды, зобы, два подбородка — негра хотят представить ублюдком, недоразвившимся, похожим на обезьяну… В стране „свободы“ — человеконенавистничество горит и кричит о себе так же ярко, как бесчисленные огни реклам, освещающие широкие площади».
В общем, «Причал» был настоящим борцом за свободу, и, думаю, сегодняшние потомки тех афроамериканцев должны быть нашему журналу за это благодарны — белокожую женщину, полюбившую чернокожего парня, можно сказать, спасли от электрического стула не без нашей — татарстанской — помощи.
В общем, подводя итоги пятилетия своей республики, «Причал» пишет: «Советские татарстанцы, празднуя пятилетие своей республики, подсчитывают свои победы, свои достижения.
— Неужто уж так много прошли мы?
Много пройдено, трудно пройдено, но — крепко пройдено!
Чехо-словаки, белые, «Забулачная республика», голод — отчаянный, страшный голод, — холод, нужда, разруха…
Всё это было. Но всё это — позади!
Красный Татарстан… ныне, оглянувшись, удовлетворённо думает:
— Да — много уж я прошёл, пройду и дальнейший путь…»
Нет комментариев-