Журналист из Елабуги Ленар Мифтахов (себя он называет Ленар Мифтахныкы, где «ныкы» – окончание принадлежности, аналог русского «-ов, -ова». – Ред.) известен в соцсетях своей активной позицией в вопросах татарской национальной жизни. В целях развития татарского языка в интернете он создал портал под названием «Жайдак» (caydaq.tatar), что в переводе означает «всадник».
Для популяризации своего сайта Ленар хотел воспользоваться услугами контекстной рекламы российского поисковика Яндекс (Яндекс.Директ). Контекстная реклама удобна тем, что информация выдается в зависимости от запросов пользователя. Стоит человеку, например, поинтересоваться каким-либо товаром, он начинает получать рекламу этого товара от Яндекса.
Но попытка Ленара прорекламировать свой сайт на татарском языке потерпела неудачу – татароязычную рекламу Яндекс не принимает. Российский сайт татарский язык считает… иностранным языком. Татарский он «видит» как казахский язык и предлагает разместить эту рекламу в Казахстане.
«Яндекс не пропустил мою рекламу, отверг. Когда я пишу рекламу на татарском языке, Яндекс мне говорит, что я пишу на казахском. Яндекс даже не видит разницы между казахским и татарским языками. Поисковые системы Яндекс и Google отвергают татарский интернет. Яндекс пишет, что реклама должна быть только на русском языке. Я позвонил сотрудникам компании Яндекс и спросил, почему они не принимают мою рекламу. Спросил также: если нельзя давать рекламу на татарском, значит, наш язык для них чужой, Татарстан для России является иностранным государством? Оператор в Яндексе мне ответил, что на основании закона о рекламе они не могут размещать рекламу на татарском языке. А ведь в этом законе сказано, что рекламу нельзя давать на иностранных языках, на татарском – можно», – говорит Ленар.
По закону о рекламе текст рекламы должен соответствовать закону «О языках». В свою очередь, закон о языках не запрещает использование языков национальных республик. Значит, с законодательной точки зрения нет никаких ограничений в создании и размещении рекламы на национальных языках РФ.
Исходя из этого опыта Ленар пришел к такому выводу, что для развития татарского языка его надо сделать языком рекламы! «Если татарский не станет языком рекламы, он никогда не будет развиваться», – считает журналист.
«Без поисковой системы на татарском татарская культура не будет развиваться»
«Пока не появится поисковая система, работающая на татарском языке, татарский интернет развиваться не начнет. И татарская культура в том числе не получит развития. Будущее как татарского языка, так и татарской культуры определяется в интернете», – говорит Ленар Мифтахов.
По его словам, сейчас в интернете очень мало информации на татарском языке. Поэтому сейчас даже татароязычные татары информацию ищут на русском.
«Если я в поисковой системе введу «психология», она мне выдаст статьи на русском языке. Даже если будут статьи на татарском, она мне их не покажет. Нам, чтобы найти информацию на татарском, приходится добавлять «татарча». Если в запросе указать «психология татарча», выдаст на татарском. Чтобы появился сайт на татарском, в поисковой системе надо набить полное название сайта», – объясняет собеседник.
По словам Мифтахова, в Яндексе сейчас, кроме песен на татарском языке, ничего найти нельзя. А надо, чтобы татарский язык полноценно присутствовал и развивался в интернете. Для этого его надо сделать языком рекламы.
«Татарская культура в интернете должна создаваться сама по себе. Делаешь ты сайт на татарском или нет, поисковая система его не выводит все равно. Сайты на русском выходят, они и людям интересны. Если бы была поисковая система на татарском языке, то был бы смысл создавать татароязычные сайты», – считает Ленар Мифтахов.
Журналист также уверен, что у рекламы на татарском языке большое будущее. «Ведь Яндекс и сам может разработать поисковую систему на татарском языке, как на Украине сделал на украинском. Но Яндекс делать эту работу не будет, для татар эту работу никто не сделает».
«Использование «Яндекс.Директ» обходится довольно дорого»
Основатель и руководитель сайта «Матбугат.ру» Данил Сафаров рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о ситуации пятилетней давности, связанной с размещением рекламы на Яндексе.
«Пять лет назад я хотел сделать рекламу своему сайту, чтобы больше татар узнали о существовании «Матбугат.ру», что там публикуются новости и т.д. Это была реклама на «Яндекс.Директ», которая должна была выйти на поисковой системе Яндекс. Реклама вышла, стала крутиться, я даже обрадовался «ничего себе, вышла все-таки» и успел снять скриншот.
Но после этого прошло немного времени, видимо, реклама прошла какую-то модерацию, постмодерацию, ее прикрыли. Когда я написал сотруднику Яндекса, почему закрыли, мне ответили, что «реклама не на русском языке не соответствует нашим правилам». Я даже пробовал им писать, что, мол, мы хорошо пишем о них, о том, что Яндекс начал говорить по-татарски. Отправил даже опубликованные у нас три-четыре публикации. Даже после этого какого-либо вразумительного ответа не последовало.
Я думаю, что у них нет робота, который видит слова на татарском. Наверное, поэтому они его увидели только после того, как реклама уже прошла. Я давал эту рекламу просто в качестве эксперимента, я смотрел, пройдет реклама на татарском или нет.
Платная реклама оправдывает себя только при продаже какого-либо товара. А так для новостного сайта использовать «Яндекс.Директ» – это довольно дорогостоящая вещь. Наверное, это могут себе позволить государственные СМИ, которые не особо считают деньги. А для рекламы новостного сайта оно себя не оправдывает. Это касается не только татарских, но и русских СМИ. Это у меня случилось примерно пять лет назад, значит, ситуация не изменилась».
«У Яндекса свои правила – татарский язык в скобках»
Сотрудница интернет-портала Яндекс Евгения сообщила, что реклама на татарском языке может быть опубликована только в виде продублированного в скобках перевода.
«Дать рекламу на татарском языке можно, но для этого сам текст и заголовок к нему должны идти полностью продублированными переводом на русский язык. Например, если в заголовке стоит «Большой ассортимент», то это же слово пишется в скобках на татарском языке. В объявлении всей информации должен быть сделан дубляж. В этом случае реклама пройдет модерацию. Татарстан входит в состав России, поэтому здесь работает требование о том, что все должно быть на русском языке, по этой причине реклама не может быть только на татарском языке. А на другие языки в виде исключения можно дать вот таким образом, в скобках».
Другой сотрудник интернет-портала Яндекс Анастасия полагает, что вопрос языков находится в ведении юридической службы.
–В законе о рекламе не говорится, что реклама должна быть только на русском языке. На основании какого закона Яндекс отказывается принимать рекламу на татарском языке?
– Если вы находитесь на территории России, то по нашим правилам реклама идет на русском языке. Можно использовать и английский язык, и турецкий, но должен быть прямой перевод на русский язык. Я не могу вам провести консультацию на основании какого-либо закона. Я вижу, что у «Яндекс.Директ» имеются технические требования к языкам. Мы можем размещать рекламу на английском, украинском, казахском и турецком. Если мы станем использовать какой-либо другой язык, система не даст сохранить объявление. И если реклама будет показана России, то она должна быть либо на русском языке, либо выйти с дубляжом на русский язык.
Это, по всей видимости, больше относится к юридической теме, поэтому в этом случае, вероятно, полную ясность в вопрос могут ввести юристы. Я в этом случае вижу требования «Яндекс.Директ». На каком законе основано, не вижу. Это также может быть политикой Яндекса. Реклама относится к России, поэтому дается на русском языке. Если бы реклама относилась только к Татарстану, вы же говорите, что в Татарстане есть еще один государственный язык, татарский, но, насколько я знаю, Татарстан входит в состав России.
«Я бы сделал поисковую систему Яндекс татароязычной…»
Научный сотрудник Академии наук Республики Татарстан, один из авторов письменного корпуса татарского языка Мансур Сайхунов рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о сегодняшнем состоянии поисковой системы на татарском языке.
–Мансур, что нужно, чтобы сделать татарскую поисковую систему? Это сегодня возможно?
– Мне кажется, не нужно создавать систему поиска на татарском языке. Самое лучшее – связаться с имеющимися поисковыми системами и сделать так, чтобы татарский язык заработал и у них. Никто не станет заходить ради татарского языка в отдельную поисковую систему, все пользуются Google и Яндексом. Люди к этому уже привыкли. Они даже не будут знать, что для татарского языка нужно куда-то заходить. Надо найти финансовую или другую поддержку и договориться с существующими компаниями. Тут и качество будет намного выше, потому что Яндекс, Google все равно работают лучше. На разработку такой же хорошей поисковой системы уйдут десятилетия. На это нужны старания и еще что-то.
У Яндекса татароязычный интерфейс уже есть. Его выпустили, татарский язык можно выбрать. Качество поиска на татарском языке у Яндекса в одно время было немного хуже, но, как я уже говорил, можно связаться и запустить. Это не проблема. У Яндекса есть база, им всего лишь нужен морфологический анализатор. Например, при введении запроса «кеше» морфологический анализатор найдет и варианты с окончаниями: «кешене», «кешенең», «кешеләр».
В Интернете есть морфологический анализатор с открытым кодом, то есть который предоставляется бесплатно. Это значит, что его может взять компания Яндекс и на законном основании спокойно его использовать. Яндекс – очень большая компания. Если только один человек свяжется с ними, не знаю, они, может, и не станут разговаривать. А если поговорит какая-нибудь более крупная структура, например Всемирный конгресс татар, если немного заплатить, их, наверное, можно и заинтересовать. Раз уж Яндекс перевел языковые интерфейсы, значит, нельзя сказать, что интереса совсем нет.
Возможно, нужна какая-то помощь и самому Яндексу. Я бы в этой работе с удовольствием принял участие, потому что раньше я уже участвовал в похожих проектах.
Но никакая поисковая система невозможна без такой функциональности. Это – морфологический анализатор для татарского языка с открытой лицензией.
«Нет смысла делать отдельную поисковую систему»
Руководитель IT-компании «Белем.ру» и директор «Фонда развития Татнета» Раиль Гатауллин рассказал об особенностях создания поисковой системы на татарском языке и ответил на вопрос, нужно ли делать татароязычную поисковую систему.
«Создать поисковую систему на татарском языке не так тяжело. Чтобы сделать такой поисковик, есть и программисты, и возможности. Для этого нужно будет оборудование, потому что миллионная, миллиардная база, то есть вся информация поисковой системы, должна храниться на серверах. Чтобы быстро ее обработать, нужен не один, а сотни серверов.
Поэтому с технической стороны это пока не оправдывает свою стоимость, потому что на сегодняшний день есть поисковая система Яндекс и поисковая система Google. Чтобы сделать татарский поисковик проектом прибыльным, оправдывающим свою стоимость, в первую очередь надо потратить большие деньги. В поисковых системах Яндекс, Google не одно направление, в Яндексе, например, есть и почта, и Директ. Только на рекламе они зарабатывают миллионы, миллиарды. Безусловно, они оправдывают свои затраты.
Если татарский поисковик сделать очень хорошим проектом, без ошибок, то в какой-то степени он оправдает затраты, но все равно он не будет прибыльным проектом. Нет смысла делать татарскую поисковую систему какой-то отдельной системой. Только если она будет частью какого-либо большого комплекса, глобального интернет-проекта, в этом случае они могли бы поддерживать друг друга, усиливать, укреплять, в этом случае татарский поисковик тоже мог бы быть прибыльным.
Я сам могу проделать эту работу, есть и программисты, и возможности, но, как я уже сказал, для серверов нужны миллиарды рублей, все в первую очередь упирается в деньги. На начальном этапе нужна помощь государства. Потом уже через несколько лет можно покрыть расходы.
Яндекс настроен на татарские буквы. В этом вопросе могут возникнуть проблемы с Mail.Ru, поэтому и рейтинг у него низкий.
Даже чтобы сделать поисковую систему, требуется минимум от трех до шести месяцев времени. Потому что там придется работать с базой, базой слов, их обработать. Надо будет обработать очень много логической информации, создать роботов, научить их поиску. В принципе, уже есть люди, которые пробовали делать такие поисковые системы.
Можно также взять один модуль Яндекса и разместить на своем сайте. Но для того, чтобы создать свою поисковую систему, нужны очень большие базы. Для этого нужно открыть отдельный центр. А открывать центр – это как открыть IT-парк. Вот во сколько миллионов обходится открывать IT-парк? И здесь так же. Чтобы создать конкурентоспособный поисковик, надо потратить несколько сотен миллионов. А если делать на «так сойдет», оно не будет прибыльным, и в чем его смысл тогда? Я бы деньги не стал так бессмысленно тратить, особенно государственные.
Когда на запросы на татарском языке в большинстве случаев выходят сайты на русском – это связано также с неумением татарских сайтов делать поисковую оптимизацию. Чтобы выходили татарские сайты, их ведь еще надо сделать видными для поисковиков. А многие делать этого не умеют, поэтому их сайты создаются, и исчезают. Создатели сайтов видят, что на сайт не заходят, и бросают свой сайт. Люди этого не понимают. Поэтому перед тем, как создать сайт, в первую очередь надо сделать поисковую оптимизацию.
Во-первых, если сайт маленький, поисковик может и не сохранить его в своей базе. Роботы поисковой системы обходят сайт от начала до конца. Например, большой сайт, сайт информационного агентства «Татар-информ». Там ежедневно выходят десятки новостей, поэтому поисковик заходит в него каждую минуту и проверяет, какие изменения произошли. А если изменений нет, он может заходить раз в день или раз в неделю. Поэтому чем больше людей заходит на сайт, в какой степени другие сайты дают ссылку на данный сайт, какая ссылочная масса у сайта, в зависимости от этого повышается рейтинг сайта, и его можно увидеть на Яндексе. Сайты с низким рейтингом нельзя увидеть на первых строчках поисковика.
Сейчас популярными могут стать лишь профессиональные сайты. Непрофессиональные сайты, например, сделанные учителями, сайты на простых движках, все они спускаются вниз.
«Надо татаризировать Google Assistent»
Переводчик Фархад Фатхуллин предлагает свой вариант решения проблемы.
– Мне кажется, будет лучше, если татаризировать Google Assistent, научить его понимать татарский язык и отвечать на татарском. Наряду с другими источниками он использует базу Викиинформации. То есть можно сказать, что татарские википедисты на своем уровне уже вносят свой вклад в его татаризацию.
В отличие от голосового помощника Яндекса – Алисы, которая умеет говорить только на русском, Google уже оказывает услуги на нескольких языках. Английский, хинди, французский, немецкий, итальянский, японский, корейский, португальский и испанский языки. Русский в начале этого года начал работать в тестовом режиме.
Как в интернете искать информацию на татарском языке?
Чтобы искать в интернете на татарском, надо использовать фильтр на Яндексе. При выборе татарского языка он в основном старается показать татарские сайты.
Например, поиск слова «студент»:
Чтобы установить фильтр, надо ввести слово в поисковую строку, кликнуть «Найти», затем выбрать «Расширенный поиск». Далее выбрать «Еще», в выпадающем списке выбрать татарский язык.
В интернете также существует татарский поисковик Нигез –https://www.nigez.com/. Он не популярен, однако он работает, и им можно пользоваться.
Нет комментариев-