Корреспондент агентства «Татар-информ» решила выяснить, почему прогноз татарского писателя, первым в мире описавшего смартфон и видеосвязь, остался незамеченным. Почему мир не знает о предсказании Фатиха Амирхана?
Говорят, что у великих творцов есть дар предвидения. Вот некоторые авторы, предсказавшие в своих произведениях технические открытия будущего:
Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой», 1869 год – подводная лодка; Артур Кларк «Город и звезды», 1956 год – онлайн компьютерные игры; Герберт Уэллс «Освобожденный мир», 1914 год – взрыв атомной бомбы;
В повести «Фатхулла хазрат», написанной в 1909 году, описывается жизнь Казани в 1950 году. Главный герой – Фатхулла хазрат умирает, через 42 года вновь воскресает и начинает жить в условиях современного общества. Автор пишет об обществе, ушедшем далеко вперед и в научно-техническом, и в культурном плане: летающая воздушная лодка, телефон с зеркалом, дома, имеющие внешность человека, летающие с помощью крыльев люди, опыты с воскрешением и многое другое.
Будущее глазами Фатиха Амирхана:
Здания, построенные из зеркала
Современные дома, обшитые зеркальным покрытием, удивляют нас и сейчас. А Фатих Амирхан писал о таком явлении еще в далеком 1909 году.
«Лейля везла Минсылу домой в закрытом автомобиле, и Минсылу не видела ни улицы, ни неба над головой. Теперь она была потрясена формой каменных зданий, роскошных зеркальных дворцов».
Здания, напоминающие людей
По прогнозам Фатиха Амирхана, в 1950 году будут построены дома, внешность которых похожа на человека. Такие здания, хоть и очень редко, встречаются в некоторых странах.
«Из ее окна на бесконечно длинной улице вдали видно было огромное здание, внешний вид которого напоминал фигуру человека. При виде этого «человека» у Минсылу от ужаса перехватило дыхание, колени ее задрожали, она хотела закричать, но не могла. Ей показалось, что она видит великана Гужа, сына Гуныка, который в скором времени выпьет всю воду в реках, съесть всю пищу в городе».
Электронные игрушки
Фатих Амирхан пишет об электронных игрушках, которые сейчас можно купить в любом магазине.
«В саду росли настоящие деревья и цветы, цветы благоухали, наполняя воздух чудесным запахом, на ветвях деревьев невиданные электрические птицы необычайных расцветок щебетали удивительными голосами».
Вертолет
Фатих Амирхан пишет о «воздушной лодке».
«Неожиданно до слуха Фатхуллы донеслась музыка. Он взглянул туда, где звучала музыка, и увидел большой воздушный корабль, в котором сидело около шестисот-семисот человек. Корабль приближался, на нем человек сто исполняли на трубах «Воздушный марш».
«Лодка подлетела к дому доктора Ахмета, и наши путешественники вышли из нее на балкон».
Это можно назвать и прогнозом писателя, но можно объяснить и его осведомленностью о новейших достижениях того времени. Первый вертолет прошел испытания во Франции в 1907 году, но широкое использование вертолеты обрели лишь в середине XX века.
Смартфон с фронтальной камерой
Уже в 1909 году Фатих Амирхан пишет о смартфонах с фронтальной камерой.
«Только успел он произнести эти слова, как близ него негромко прозвенел звонок. Звук доносился из нагрудного кармана Ахмета. Ахмет вынул оттуда какой-то предмет, похожий на зеркальце, стал смотреть на него. Через минуту, к изумлению преосвященного, зеркальце заговорило человеческим языком.
Перепуганный Фатхулла увидел в зеркальце изображение Лейли. Ахмет поговорил с дочерью, но из их разговора Фатхулла ничего не понял.
– Это волшебное зеркало вы, предположим, изобрели с помощью науки симии? – спросил он, когда Ахмет, закончив разговор, положил зеркальце в карман.
Ахмет объяснил, что это не зеркало, а зеркальный беспроволочный телефон».
Сотовый телефон был изобретен в 1957 году. А телефоны с фотокамерой стали использоваться лишь в 2000-х годах.
Онлайн-видеосвязь
Фатих Амирхан описал в повести видеоконференцию – обычное явление для нас сегодня.
«В комнате раздался звонок. Не успел сообразить, кто звонит, как увидел перед собой на стекле, вделанном в стену, молодого человека, стоявшего с беспечным видом. (Стеклом этим было изобретенное в середине двадцатого века телефонное зеркало, которое показывало в рост говорившего по телефону, а несведущему казалось, что перед ним стоит живой человек)».
«…Вне себя от негодования он схватил стул и набросился на молодого человека. Зеркало разлетелось на сотни осколков, и молодой человек исчез; с концов оборванных проводов, треща, посыпались голубоватые искры».
Видеоконференция (с помощью проводного телефона) впервые была испытана в 1947 году в научно-исследовательском институте телевидения СССР. Массовое распространение началось лишь с 1999 года.
Летающие люди
Фатих Амирхан считал, что люди будущего будут летать.
«Он взглянул в окно: в этот миг в воздухе на приставных крыльях пролетели двое юношей и две девушки. Теперь преосвященный Фатхулла решил, что он, конечно, обитает в райских дворцах».
Ричард Браунинг 28 сентября 2017 года испытал придуманный им специальный костюм. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса, пролетев со скоростью 50 км/час.
Оживление умерших – пока на уровне прогноза
«Не прошло и часа, как покойник чихнул. Спустя немного он снова чихнул и возгласил: «Аллах! Благослови, боже!» Теперь профессор попросил студентов выйти из аудитории, так как оживленному был необходим покой. Еще через час его преосвященство Фатхулла открыл глаза, осторожно приподнялся и сел».
Почему произведение Фатиха Амирхана осталось неизвестным миру?
Почему это произведение Фатиха Амирхана не завоевало всемирную известность, не стало таким же популярным, как творения других фантастов? С этим вопросом мы обратились к литературоведам, изучавшим творчество Амирхана.
«Мы и сами виноваты в том, что Амирхан не прославился как великий фантаст»
Кандидат филологических наук, доцент Тагир Гилязов:
– В том, что Фатих Амирхан не прославился как фантаст, в какой-то степени виноваты и мы. По причине того, что он описывал бытие простых людей, жизнь «низких людишек», сельских бедняков, в 1920-1930 годах Фатих Амирхан подвергался жесткой критике.
Амирхан получил городское воспитание. Хоть он и был сыном муллы, но хорошо знал экономику, историю, смену обществ и понимал, какую роль играют их аспекты. Баки Урманче видит писателя как одного из гениев, державших курс на Европу.
Взглянем на его биографию: в самом рассвете юношества он остался прикованным к инвалидной коляске. Для него это стало большой трагедией. Но на всю жизнь он остается сильной личностью. Я читал его письма, статьи, произведения. Ни в одном из них нет ни нотки уныния. Сильный дух, согласие со своей участью или принятие судьбы, уготованной ему Аллахом… До сих пор это остается тайной.
Мне кажется, дар предвидения связан с тем, что Фатих Амирхан был сильной личностью. К тому же он учился в Москве, Самаре, был хорошо знаком с русским миром. Видимо, хоть мы и не связываем его с какой-либо политической партией, Фатиху Амирхану были известны труды Маркса, Энгельса, Ленина, писатель хорошо разбирался и в религиозной литературе.
Видно, что он был знаком с исламской культурой и философией, ставшими неотъемлемыми элементами нашей жизни, нашего духа. Как известно, он не ограничивался национальными рамками, отлично разбирался в мировой литературе, культуре, его ходом и течением.
Произведения Фатиха Амирхана не печатались на русском языке, не переводились на европейские языки, о них не знают… Мы все пишем на татарском.
Фатиха Амирхана нужно представить миру на английском языке, чтобы о нем писали в зарубежной прессе, его понимали и могли оценить.
«Фатих Амирхан смог предвидеть будущее»
Кандидат филологических наук, доцент Альфат Закирзянов считает, что идея повести «Фатхулла хазрат» далека от фантастики, поэтому произведение и не снискало известность.
– Цель данного произведения – изобличить отрицательные явления, препятствующие движению возрождения. Фантастика здесь выступает только как литературный прием. Произведение написано не в рамках фантастического жанра, писатель не ставил себе такой цели. Фантастика – лишь прием, чтобы во всей красе описать людей с отсталыми взглядами.
Если брать других фантастов, для них главной целью становится рассказать о научно-технических достижениях. Вероятно, причина того, что произведение не нашло широкого отражения, кроется и в том, что главный герой довольно груб, невежлив, к тому же сторонник прошлого, отжившего. С одной стороны, предположения автора о будущем могли бы стать основой замечательного фантастического произведения. Но почему Фатих Амирхан не стал развивать сюжет именно в этом русле? К сожалению, об этом нам остается лишь догадываться.
Фатих Амирхан так же, как и мировые известные писатели-фантасты, предсказал будущее. Вопрос о том, почему мы его недооцениваем и не представляем широкой общественности, довольно-таки спорный.
Амирхан смог предвидеть будущее. Если мы рассматриваем его как писателя-фантаста, то приходим к интересному, поучительному факту. А в произведении автор описывает Фатхуллу хазрата как объект насмешек, тем самым предсказания, мысли и предположения о будущем теряют свой смысл, становятся лишь фоном событий 1950 года.
«В произведении фантастика не имеет должного эффекта»
– Не думаю, что мы можем как-то прославить это произведение. Фантастические элементы не станут главной составляющей произведения, потому что произведение написано не в жанре фантастики, и главная идея повести лежит совсем в другой плоскости. К примеру, у Сайф Сараи есть такие строки: «Как месяц крутится вокруг Земли, так и девушка принялась кружить вокруг юноши». Сказано это за несколько столетий до Коперника! Но это не открытие, а лишь литературный прием, – говорит Закирзянов. – Но это, безусловно, нельзя не отметить. Кто-то может обратить на это внимание.
Фатих Амирхан хорошо знал Коран. На сегодняшний день мы знаем, что описанные в священной книге мусульман явления имеют место в нашей жизни. Вероятно, он почувствовал и увидел в Коране эти важные мысли, то есть для своего времени он был, без сомнений, человеком передовых взглядов. Писатель, знающий русскую и европейскую литературу, искал способы изображения. И тогда отдал предпочтение не элементам фантастики, а изобличению своего героя.
Мухамметфатых Зарифович Амирханов – Фатих Амирхан родился в 1886 году в Казани. Окончил медресе «Мухаммадия», в Самаре изучал русский язык. Начинает выпускать газету «Аль-Ислах». Работает в Москве. В 1907 году возвращается в Казань, будучи парализованным, не может ходить. Кроме «Аль-Ислах», трудится в редакциях изданий «Ялт-йолт» и «Кояш». С 1907 года начинает писать литературные произведения. Самое его известное произведение – повесть «Хаят», написанная в 1911 году. Автор первого сатирического романа на татарском языке. В 1923-1924 годах преподает в техникуме татарского театра. В 1924 году пишет сатирическую повесть «Шафигулла агай», в которой изобличает культ личности, критикует прославление имени Ленина. В 1926 году умер в Казани.
Нет комментариев-