Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Татарский дракон: змеиный царь, Кара-куль и свидетельства Ибн Фадлана

Татарский дракон: змеиный царь, Кара-куль и свидетельства Ибн Фадлана
Ахат Хафизов из команды «Кочующие» о легендарном Зиланте и других драконах

Булгарский свидетель

В преданиях и легендах татарского народа часто встречаются змеи, драконы, огромные чудовища, самым популярным среди которых является крылатый змей – Зилант. Этот змей даже изображен на гербе города Казань, а обитал он, по преданиям, недалеко от устья Казанки – на легендарной Зилантовой горе. Есть ли у этого сказочного персонажа какие-то исторические корни?

Первое письменное свидетельство наблюдения огромных змей в наших краях сохранилось у Ахмеда ибн Фадлана, который являлся секретарем багдадского посольства, прибывшим в Волжскую Булгарию в 922 году. Он, в частности, писал: «Я видел, что змей у них такое множество, что вот на ветке дерева, право же, накрутится десяток их и более... Как-то я увидел в одном месте длинное дерево... более ста локтей. Оно уже упало. И вот ствол его - огромный чрезвычайно. Я остановился, глядя на него, и вдруг оно задвигалось. Это меня устрашило. Я посмотрел на него внимательно, и вот на нем змея, близкая к нему по толщине и длине. Когда же она увидела меня, она спустилась... и скрылась между деревьями...».


Фото: Владимир Васильев


Известно, что древними обитателями Предкамья (правого берега Камы) были финно-угорские племена – предки современных мари и удмуртов. Предки марийцев жили, в том числе, и на берегах реки Казанки еще в 1-м тысячелетии нашей эры. На это, например, указывают памятники археологии на территории Русско-Немецкой Швейцарии (Скотские Горы в черте Казани). И, конечно, интересно было бы узнать: существовали ли у самих мари предания об огромных змеях и драконах?

Змеиное озеро и Кара-куль

Действительно, существовали и существуют до сих пор. Одну из таких легенд про огромного змея мы услыхали буквально на границе Татарстана и Марий Эл, и связана она с озером Елан-ер. Даже название этого озеро вполне переводимо с татарского языка: «елан» - змея, змей, а вот «ер» - с марийского: «озеро». Система Большой и Малый Елан-ер расположены чуть южнее деревни Чодраял Волжского района Марий Эл. Буквально в 1,5-2 км. от марийско-татарской границы, а древние предания гласят, что в этом озере раньше водился огромный змей, который прятался в бездонных карстовых норах Сотнурской возвышенности. Местные не осмеливались купаться в этом озере, а в глубокой древности рыбаки и охотники всегда оставляли часть добычи на берегу озера, как жертву огромному существу. Мало того, до настоящего времени у жителей окрестных деревень существует культ змеи (например, в Чодраяле), например, змея присутствует в вышивке на национальной одежде, некоторые марийцы хранят дома как обереги «змеиные клыки», а также сброшенную змеиную кожу.


Фото: Ахат Хафизов


Похожие предания об огромном водяном чудовище есть и у татар, причем в соседнем Высокогорском районе РТ, совсем рядом. В 6,5 км. на юго-восток от озер Елан-ер лежит легендарное озеро Кара-куль (около села Айбаш). Сохранились легенды о том, что в глубинах Кара-куля обитает «водяной бык» (на татарском: су угезе). Видели его редко, зато многие слышали страшный рев, который доносится от озера в ночное время. Этот рёв низкой частоты являлся предвестником различных бед, чаще всего, в деревне немного позднее случался пожар. Также местные жители находили на берегу озера большие следы на влажной земле и остатки чешуи «неведомого зверя».


Фото: Ахат Хафизов


Возникает вопрос: могли ли до нашего времени (или до недавнего прошлого) сохраниться реликтовые «змеи» древних времен, пусть даже единичные экземпляры? И факт существования таких «животных» запечатлелся в народных преданиях и легендах многих народов Поволжья.

Доисторические чудовища в карстах?

Вернемся к озеру Кара-куль: примерно в 12-13 км от него расположено еще одно озеро – Озынбы. По местным легендам и в этом озере также обитает своё «водное чудовище», которое наводит страх на жителей окрестных деревень. Случайно ли, эти водоемы расположены рядом, а у соседних народов (татар и мари) есть похожие легенды про «реликтового змея».


Фото: Ахат Хафизов


Одной из версий возможного существования большого змея может быть тот факт, что на границе Волжского и Высокогорского районов расположены южные отроги Вятского вала, которые сложены легкоразмываемыми карстовыми породами пермского периода. Основная часть озер в этой местности карстового (провального) типа, и по мнению геологов: они соединяются подземной рекой, которая обеспечивает водный баланс сотнурских озер. Именно в этих карстовых полостях и подземных провалах может обитать доисторическое животное, периодически появляясь в разных местах. Вполне может быть, что это реликтовое чудище обитало тут много веков назад, когда татары только заселяли лесной край Заказанья, но народная память «цепко» запомнила эти события в виде преданий и быличек, и донесла до наших дней.

Отметим также, что именно в карстовых пещерах и полостях Зилантовой горы водился древний змей-дракон Зилант, которого вывели с помощью огня и дыма в годы основания Казани. Казалось бы, обычная легенда, типичная татарская мифология. Однако несколько лет назад нам прислали историю, которая произошла на территории Марий Эл в 20-х годах прошлого века – Куженерский район, д. Чирпамаш. Это селение располагалось на склонах уже указанного в статье Вятского вала, и тут жители встретились с огромным змеем. Этот змей выползал из карстовых расщелин, каким-то образом «гипнотизировал» коров, а потом высасывал их молоко. Змея была длиной более трех метров и внушала просто суеверный страх местным марийцам. По совету деревенского карта (языческий жрец) склоны горы, в норах которой обитал гигантский змей, с разных сторон обложили хворостом и дровами, а потом подожгли. После этого «реликтового чудища» в этих местах никто не видел. Тут отметим похожие способы, чтобы избавится от огромного змея – с помощью огня и дыма.

Змеиный царь

Активное карстообразование отмечено и в окрестностях Кленовой горы, которая активно посещается туристами из Казани. Тут в долине одного притока Илети – речки Арбайка – есть место, называемое Татарская мельница (по-марийски: Суас вакш, марийцы - татар, и чуваш называют одинаково - суас). Почему это место называется «Татарская мельница» - это отдельная история, но около неё были заливные луга, а на них росло Змеиное дерево. По местным преданиям тут всегда водилось много змей, а один раз в год (возможно, в день летнего солнцестояния) к этому дереву откуда-то из-под земли выползал сам Змеиный царь. Это была змея черного цвета огромного размера, и к ней собирались все змеи с окрестных лесов, якобы, для «поклонения» змеиному царю. Потом Царь-змея так же бесследно исчезала в земных провалах до следующего года, а люди находили на этом месте змеиные шкуры, которые в качестве оберега хранились на Татарской мельнице до следующего лета.


Фото: Ахат Хафизов


Отдельно следует указать, что в марийской мифологии сохранился богатый пласт преданий и легенд о различных змеях и драконах, в этом плане интересен следующий «персонаж» - Шем кишке (с марийского «черный змей»). Именно огромный Черный змей часто фигурирует в марийских сказках и быличках как отрицательный герой (и очень редко – как положительный). При этом и в татарской мифологии существует огромный Черный змей, который может принести различные беды и несчастья человеку. В этом плане марийские и татарские легенды про Шем кишке («Черного змея») очень сходны между собой.

Полоз и сбежавший питон

Мало того, удивительно сочетаются между собой башкирские легенды и легенды восточных мари, которые обитают на Урале, и которые не раз становились свидетелями указанного выше Шем кишке. И это можно объяснить, ведь восточные марийцы (эрвел мари) много веков живут на башкирской земле, и сами лично неоднократно видели этого легендарного Змея. Этот мифологический персонаж сохранился и в русских легендах – уральцы его называли Полоз (упоминание о нем можно найти в известных сказках Павла Бажова). Материалов и легенд про Шем кишке так много, что лучше посвятить этой теме отдельную статью.

А в заключение статьи хочется поведать один курьезный случай: примерно лет 5-6 назад одна женщина из Казани приехала отдыхать летом на марийское озеро Мушан-ер (оно расположено у подножья Кленовой горы). И привезла с собой в машине настоящего питона длиной около 4-5 метров. Так вот, этот питон от неё сбежал, а потом стал ползать по окрестным лесам, наводя ужас на туристов и грибников. К поиску огромной змеи даже подключили егерей из ГПНП «Марий Чодра», а за поимку питона обещали вознаграждение. Но просто, представьте себе, состояние обычного человека, который в лесу столкнулся с таким «огромным гадом». Вполне может быть, что легенды про огромных змей не рождаются из пустого места.

Азат Хафизов

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям