Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Татарская эстрада мирового уровня: как прошел IV фестиваль «Узгэреш жиле»

Татарская эстрада мирового уровня: как прошел IV фестиваль «Узгэреш жиле»
В Казани прошел первый концерт IV фестиваля «Ветер перемен», на котором вживую исполняли народные песни и популярные произведения известных композиторов на татарском языке. Как прошел концерт первого дня фестиваля и мнение современных музыкантов о фестивале – читайте в материале ИА «Татар-информ».

Фестиваль в четвертый раз проходит в театре оперы и балета им. М. Джалиля. Зал был полон, и основной массой зрителей на концерте были представители старшего поколения. Концерт посетил также Президент РТ Рустам Минниханов, которому и принадлежит идея создания фестиваля. Прозвучал третий звонок, свет медленно погасили и открылся занавес. Перед зрителями предстали шикарные декорации, а также симфоджазовый оркестр под руководством дирижера Станислава Курбацкого, музыкальный руководитель проекта Вадим Эйленкриг и музыканты из Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Батуми, Дагестана и Нидерландов. Ведущие приветствовали всех присутствующих, и после был дан старт концертной программе.

«Четыре года назад нас пригласили в этот проект, к нам было проявлено большое доверие, и мы сделали всё, чтобы его оправдать. Со зрителями мы встречаемся раз в году, а этим проектом мы живем 365 дней, и результатом этого стало то, что мы аранжировали, исполнили и выстрадали более ста татарских композиций. Мне хочется верить, что то, что мы сделали, будут изучать в музыкальных учреждениях Татарстана», – отметил Эйленкриг.


Салават Камалетдинов

Актуальный фестиваль для татарской эстрады

Всего в концерте приняли участие 16 певцов, которые были участниками трех предыдущих сезонов «Узгэреш жиле». Среди них были артисты лейбла Yummy music Ильгиз Шайхразиев и Ильяс Гафаров, Алина Шарипжанова, Эльза Исламова и татарстанский коллектив Jukebox trio. Всего программа концерта включала 32 песни, и перед каждым выступлением на сцену опускался монитор, где было видеопредставление каждого артиста, где они рассказывали о произведении, которое им предстояло спеть.

«Третий раз я посещаю фестиваль “Узгэреш жиле”. Цель и миссия этого фестиваля – популяризировать татарскую музыку в мире, она прогрессивная и мне по душе, но все-таки есть ментальные вещи, как, например, “моң” или напев, которые трудно перевести на другие языки, а ведь это главная составляющая татарской песни. На фестивале мне прежде всего интересно, как интерпретируется “моң” авторами, исполнителями и создателями фестиваля», – сказала профессор КФУ, филолог Резеда Мухаметшина.

Артисты исполнили вживую народные песни и популярные произведения известных композиторов на татарском языке в аранжировках разных жанров – от поп- до этноаранжировок. Также в песнях были включения хип-хопа и рэпа, как, например, во время исполнения Ильгизом Шайхразиевым песни «Извилистый ручеек» и Алиной Шарипжановой и Ксенией Коробковой башкирской народной песни «Карабай», продюсер фестиваля Tat Cult Fest, создатель лейбла Yummy music и музыкант Ильяс Гафаров вышел на сцену и зачитал свой текст речитативом.

«Фестиваль “Ветер перемен” актуален для эстрады, ведь он не только про музыку. Это еще и дисциплина каждого артиста, работа над его поведением на сцене, его внешним видом и взаимодействием с профессионалами из самых разных областей. На “Узгэреш жиле” совершенно другой ритм работы, требования к качеству исполнения и личным качествам солистов. Поэтому мне лично легко найти общий язык как с Вадимом Эйленкригом, так и с группой “Барадж”, например», – сказал Гафаров.

Современные танцы, луна на сцене и рэп

Замечательными были и танцевальные номера московского балета Street Jazz под руководством Сергея Мандрика. Например, во время песни «Жду тебя» на сцене в парах танцевало около десяти артистов, а когда Айдар Сулейманов пел песню «Аниса», танцоры неожиданно появились и танцевали прямо посреди зрительного зала, причем они использовали элементы таких направлений, как локинг, поппинг и контемп.

«На фестиваль я пришла впервые, на предыдущие сезоны я не смогла попасть из-за занятости, но очень рада, что сегодня я здесь. Мне нравится неординарная подача татарской песни и новаторские решения в татарском языке, которые связаны с нашей культурой и нацией, я пришла именно поэтому», – сказала доктор экономических наук, профессор КФУ Наиля Багаутдинова.

Стоит также отметить отменную конструктивно-световую работу на шоу компании Q-Stage. Под каждую песню свет был отлично отстроен и создавал атмосферу под каждое произведение во время концерта. Например, под татарскую народную песню «Голубой туман», которую исполнял Ильнар Миранов, на сцену выкатили луну, на которой вместо кратеров светили фонари.

Самым зажигательным артистом, который заводил толпу и активно двигался по сцене, был певец Ильгиз Шайхразиев. Во время песни «Ашхабад» он даже успел зачитать несколько строк речитативом и после этого разогревал зал и просил аплодировать и поддержать выступление.

Солист поделился, что ему комфортно выступать в формате подобных мероприятий, потому что является универсальным музыкантом.

«В рамках самих концертов я ничего бы не менял, ведь на фестивале звучат песни отличного качества, но которые все-таки гремели некоторое время назад. В этом ключе я хотел бы отметить шоукейс Tat Cult Lab, который проходил на сцене театра Камала, – формат выступлений, который свежее звучит на современной музыкальной сцене», – подчеркнул он.

На концерте в театре Камала звучала электронная музыка, рэп, современный джаз – все то, что находится в топе чартов современных музыкальных платформ вроде Apple music. Подобные работы могут вдохновить и удивить слушателя своим необычным звучанием, подчеркнул артист. «На шоукейсе не было концертной подачи, и он был андеграундным, настоящим, и артисты выглядели более естественными. Было бы лучше, если бы количество концертов в таком формате на татарской музыкальной сцене становилось больше», – добавил Шайхразиев.

Мультиформатный Tat Cult Fest и элитарная музыка «Узгэреш жиле»

Однако Ильяс Гафаров посчитал неуместным сравнение «Узгэреш жиле» с Tat Cult Fest (фестивалем новой татарской культуры), потому что в отличии от «Ветра перемен» свое мероприятие они делают мультиформатным, где музыка строго сегментирована по разным сценам, а кроме нее еще есть театр, дизайн, живопись, медиа-арт и многое другое. Также организаторы Tat Cult Fest придерживаются демократичного формата, чтобы дать дорогу молодым артистам, показать все многообразие современной татарской культуры.

«Современная татарская музыкальная сцена не ограничивается лишь эстрадой и джазом. Но одно точно объединяет «Ветер перемен» и Tat Cult Fest – это живой звук как стандарт качества», – отметил музыкант Ильяс Гафаров.

Джаз и классика всегда была из разряда элитарной музыки, а поп-музыканты, среди которых есть отличные артисты, создают свои произведения, ориентируясь на массового слушателя. «На сцене театра оперы и балета, на мой взгляд, хорошо будут выглядеть только стили эстрадно-джазового направления, но никак не поп-музыка», – сказал Ильгиз Шайхразиев.

«Когда нас пригласили сюда, то сказали, что цель проекта – сделать татарскую эстраду не хуже российской, и это было оскорбление, потому что мы ее сделали мировой», – сказал руководитель постановки фестиваля, музыкант и бэнд-лидер Вадим Эйленкриг.

«Ветер перемен» оказал влияние на татарскую эстраду тем, что многие топовые исполнители РТ начали выступать под аккомпанемент живого бэнда, а актуальность фестиваля заключается прежде всего в том, что музыка, проверенная временем, всегда будет уместна, отметил он.

«Отлично, что подобные мероприятия проводятся у нас в Татарстане, потому что по Поволжью, насколько я знаю, подобных фестивалей нет», – сказал артист лейбла Yummy music Ильгиз Шайхразиев.

Фестиваль актуален для татарской эстрады, но он отстает от мировых музыкальных трендов

Группа Juna подавала заявку на участие в первом фестивале, который проходил в 2016 году, но музыканты получили отказ, потому что отбирали только сольных исполнителей. «У нас есть джазовый оркестр, поэтому группы нам не нужны, нужны только солисты», – такой фразой группа получила отказ.

«Фестиваль актуален для татарской эстрады, но он отстает от мировых музыкальных трендов, потому что аранжировка у произведений на концертах хорошая, но все они уже были много раз сыграны ранее», – сказала музыкант и представитель группы Juna Александра Мустафина.


На «Узгэреш жиле» выступает хороший джазовый оркестр, однако, по мнению исполнительницы, на фестиваль стоит пускать не только солистов, но и группы. Также музыкантам стоит делать больше рок- и хип-хоп-аранжировок.

«Там есть рэп, но он представлен очень мало. В любом случае я считаю, что жанров на фестивале “Ветер перемен” должно быть больше», – добавила Мустафина.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев