Что же это такое, TAT CULT FӘST? Для кого он? Почему проходил 30 августа? Почему в кремле, почему был выбран такой формат, чем вызвано такое содержание? Почему татарам он был нужен именно сейчас? Какое у него будущее?
TAT CULT FӘST – это своеобразная визитка или презентация отдельного слоя творческих людей, объединенных под определениями “новая татарская культура”, или “татарская альтернатива”, или же “современная татарская культура и искусство”.
Эти люди отличаются тем, что молоды и выросли в большинстве своем в городах. Они творят в контексте мировой культуры и искусства, но на татарском языке или на основе татарской классики. На самом деле это демонстрация образцов татарского искусства, которое трансформировалось под влиянием мировой культуры.
Хороший уровень промо
Пожалуй, впервые некоммерческое татарское мероприятие получило настолько широкую рекламу – это и анонсы в социальных сетях, проморолики, афиши на улицах города и в транспорте. Было заметно, что реклама создавалась для русскоязычной аудитории, в ней практически не использовался татарский язык. Лайн-ап фестиваля был представлен в виде видеоролика с участием известных татарских актеров театра, вышло также видео, демонстрирующее реакцию известных блогеров на этот ролик, – организаторы постарались охватить как можно больше целевой аудитории. Информационными партнерами фестиваля стали известные интернет-издания Enter, Инде, анонс TAT CULT FӘST также вышел в уважаемом федеральном ресурсе Colta.ru.
Более 10 локаций
В кремле для музыкантов были сооружены три сцены – на фьюжн-сцене выступали Juna, Ислам Сатыров, Энвер Измайлов, Зуля Камалова и другие исполнители и коллективы. Рок-сцена, она же и главная сцена фестиваля, потому что ее снимал телеканал ТНВ, – здесь проходили выступления Super Tatar, Радифа Кашапова, GAUGA, АИГЕЛ. Электронная сцена приняла таких музыкантов, как Said Olur, AYGYUL, Djinn City. Четвертая сцена – театральная, здесь выступили композитор и музыкант Ильяс Камал, экс-солист Мариинского Артур Исламов, татарские поэты нового поколения Луиза Янсуар, Рузаль Мухаметшин, Юлдуз Миннуллина, был сыгран рок-спектакль “Ку” Ильшата Саетова. В Манеже были показаны фильмы молодых татарстанских режиссеров, проходили встречи с создателями картин. На литературной площадке прошли лекции, встречи с поэтами, мастерская по выразительному чтению, перформанс, подготовленный молодыми поэтами объединения “Калеб” – “Яна дулкын” (“Новая волна”).
Стоит отметить, что фестиваль был организован за короткое время – всего за месяц, однако, несмотря на это, все прошло на высоком уровне: качество выступлений, продуманность площадок и локаций, оформление сцен, оформление самого фестиваля, звук на сцене. На самом деле проекты новой татарской культуры реализуются не первый год, уже есть опыт организации подобных мероприятий, и материал представителей этой волны уже давно созрел. Было ощущение, что этот фестиваль – логическое продолжение и следующий этап этих проектов.
Кто зритель?
По данным одного из организаторов фестиваля, руководителя лейбла Yammy Music Ильяса Гафарова, в этот день в кремле побывали 300 тысяч человек, это по подсчетам охраны. Большая часть – гуляющие в День города казанцы, туристы, те, кто пришел посмотреть праздничный салют. Однако и фестивальные площадки не пустовали. Около каждой сцены всегда находилось не менее 100–200 зрителей, временами их становилось больше, иногда меньше. Формат фестиваля предполагает “кочевание” зрителя от сцены к сцене, от одной локации к другой.
Основную массу зрителей составили молодые люди и девушки 20–35 лет. В основном это фестивальная публика. Было заметно, что пришли они слушать не столько татарскую, а просто хорошую, интересную и живую музыку. Самая “татарская” аудитория была, пожалуй, у театральной сцены – здесь можно было увидеть 50–60-летних мужчин и женщин. Видимо, это объясняется тем, что участники творческого объединения “Калеб” придерживаются традиций больше, чем, например, представленные в этот день музыканты. У фьюжн-сцены – зритель “светлый”, “легкий”, это прекрасно сочеталось с невесомой “эльфийской” музыкой “зеленоглазой” Juna и прозрачным чистым голосом неповторимой Зули Камаловой. Самая активная публика – у рок-сцены, здесь энергия кипела: молодежь танцевала и даже устроила татарские пляски под ритмы фолк-металл-группы «Ак Буре». Самая креативная – электронная сцена, она была расположена на ярусе Тайницкой башни, на стену проецировались названия групп, а люди слушали, сидя на траве на крутом склоне холма напротив башни.
Информационный партнер фестиваля – Enter узнал мнение зрителей. 90 процентов отзывов – положительные. Кто-то сравнил увиденное-услышанное с “богатствами, выпущенными из сокровищницы татарского народа”, кто-то выразил пожелание, чтобы таких мероприятий было больше.
Новая татарская культура возникла не за один день, до ее сегодняшнего состояния она прошла путь длиной не менее 10–15 лет. Музыканты, в начале пути получавшие в большинстве случаев критику в свой адрес, непонимание, а иногда и обвинения в “уничтожении” татарской культуры, кажется, сегодня нашли своего слушателя. Возможно, потому, что 15 лет назад зритель не был готов, а сейчас он открыт для принятия такой музыки. Конечно, это также обусловлено изменением отношения вообще к Татарстану, Казани, татарам в мире, в России, ростом интереса, ребрендингом понятия “татары”.
Татарская музыка “новой волны”
Фестиваль показал неограниченные возможности, которые дают татарская национальная музыка и татарский язык. Программа была очень богатая и разнообразная, каждый мог послушать музыку в любимом жанре и на татарском языке. На самом деле татарских музыкантов “новой волны” еще больше. Журналист и музыкант Радиф Кашапов в своем обзоре по истории акции “Мин татарча сойлэшэм” отмечал, что за 13 лет появились 50–70 проектов независимой татарской музыки. На сценах TAT CULT были бы уместны Мубай, Рушан Хәяли, Супер Алиса, Альберт Исмаил. Но эти музыканты, насколько известно, находятся в творческом отпуске, или “внутренней миграции”, – кто в Аксубаево, кто в Кайбицах, а кто и в соседней республике, в Туймазах. Альберт Исмаил интересен тем, что одним из первых переложил древнетюркские ритмы и мелодии в рок-звучание. Сейчас это направление живет в творчестве групп “Ак Буре”, “Барадж”.
Это и есть будущее татарской музыки?
Многие, услышав, как странно и непривычно, чуждо для их уха звучат любимые татарские народные или композиторские мелодии, начинают переживать: “Это и есть будущее нашей татарской музыки? Где мелизмы, где «моң»?» Таким хочется ответить: «Нет». Прозвучавшая на фестивале музыка – это то, как музыку своего народа услышали молодые девушки и ребята, выросшие в городе и на западной музыке. Это их личная интерпретация. С другой стороны, пожалуй, можно сказать, что в XXI веке татарская музыка объективно звучит именно так.
Поэтесса Юлдуз Миннуллина считает, что в большинстве этих песен татарское осталось только в их татароязычных текстах. “Эта музыка только для нас кажется новой, а послушают ее за рубежом – татарского не услышат, в мире такой музыки полно”. Действительно так. Приходилось видеть реакцию иностранных болельщиков на выступление московской группы “Карт Аяк” на улице Баумана. Многие проходили мимо, прислушивались, когда звучала пентатоника, но остановиться послушать музыку заставили их только сыгранные соло-партии, очень похожие на татарские народные песни, которые обычно исполняют на гармошке.
Возможно, не нужно позиционировать “новую татарскую музыку” как “музыку для Европы”, по крайней мере она пока может быть для самих татар, для той части, кто не слушает популярную татарскую эстраду, и просто тех, кто привык слушать западную или любую другую качественную и талантливо сделанную музыку. Конечно, здесь, на татарстанской земле, могут вырасти группы, чье творчество полюбят не только в Татарстане. Их песни могут быть на татарском языке, хоть и без элементов традиционно “татарских”, и это тоже татарская музыка, созданная представителями нового поколения татарского народа.
Хотелось бы думать, что изменение формата – это только начало. В первую очередь было необходимо переступить этот барьер – “такой татарской музыки не бывает”, открыть для создателей новые горизонты, дать мотивацию для того, чтобы пробовать различные жанры и направления. Важно также избавиться от “синтезаторных” аранжировок, прочно вошедших в татарскую эстраду с 90-х годов, и вернуться к живой музыке. Возможно, в дальнейшем прибывающие в “новую татарскую культуру” музыканты захотят внести в свои композиции больше аутентичного татарского, найдут способ еще более гармоничного синтеза исконно татарского и современного саунда. Таким образом, после охвата разнообразия форм, жанров произойдет движение вглубь, в содержание. Это уже началось – группа Juna пишет музыку к стихам Тукая, Такташа, это ведь наши народные поэты! Выросшие в XXI веке и начавшие творчество на английском языке музыканты по своему внутреннему ощущению, интуитивно вышли к Тукаю и Такташу, соединили в своем творчестве начало XX и XXI веков. Группа “Карт Аяк” из Москвы поет рок-композицию на стихи Мусы Джалиля “Кызыл ромашкалар”.
Поэтому, наверное, можно сказать, что татарской стоит считать даже ту музыку, где татарское только в текстах. Это один из видов татарской музыки. По крайней мере, если авторы себя относят к татарам, татарской культуре, то никто, пожалуй, не возьмет на себя ответственность заявить – “это не татарское”. Хедлайнером фестиваля была приглашена Айгуль Гайсина (дуэт АИГЕЛ), у которой композиций на татарском гораздо меньше, чем на русском. Другая Айгуль – певица и битбоксер из Австрии – исполняет свои композиции только на английском. АИГЕЛ – татарская певица? Ее хит “Татарин” слушают миллионы, тысячи из них захотели узнать перевод татарской части текста. Свое выступление на фестивале АИГЕЛ завершила песней “Котэм” на татарском языке. Клип на “Буш Баш” участвовал на фествиале музыкальных видео в Берлине, и татарский язык впервые прозвучал в истории этого фестиваля.
Музыкальная программа фестиваля TAT CULT – своеобразный пестрый ковер из разнообразной музыки, от близкой к аутентичной до музыки, где к татарам можно отнести только имя исполнителя. Тем не менее это и есть современная татарская музыка, точнее, та ее часть, что является некоммерческой и независимой. После посещения фестиваля появилось ощущение, что паззл сложился. Конечно, самой мощной частью татарской музыки остается татарская эстрада. Кроме нее, у нас есть фольклор – государственные ансамбли, маленькие колективы в деревнях – настоящие хранители жемчужин народного творчества. Есть исполнители, в репертуаре которых имеются произведения татарских классиков. Наследие, созданное в прошлом веке татарскими композиторами, исполнителями, в какой-то степени удалось сохранить до наших дней. Безусловно, его надо популяризировать – через радио, телевидение. Нужен музыкальный театр, надо, чтобы в театре оперы и балета ставились произведения татарских композиторов. Постоянно должны проходить фольклорные фестивали, так же масштабно, как проходят “Татар жыры”, “Узгэреш жиле”, “Татар моны” и другие. Но в то же время свой слушатель должен быть и у новой татарской музыки, которая неформатна и которую нельзя отнести ни к одному из этих жанров. Когда будут расти и развиваться все эти направления, пополняясь новыми творческими людьми, можно будет сказать, что татарская музыка полноценно живет и развивается.
Место, где ломаются стереотипы
Фестиваль TAT CULT можно назвать местом, где собрались люди, ломающие стереотипы. “Такой татарской музыки не бывает”. “А может, и бывает”, – отвечают они. То же самое с театральным представлением “Ку” – оно совсем не похоже на обычные татарские спектакли – и по формату, и из-за смело использованной лексики. Дизайнеры на фестивале TAT CULT предлагали татарские окрытки, носки, значки, блокноты – все это очень отличалось от повседневного ассортимента сувенирных лавок Казанского кремля, прежде всего тем, что сделаны они креативно и талантливо. Это не просто сувениры, которые туристы увозят из Казани на память, а вещи, сделанные с учетом современных трендов, которые городской житель может носить в повседневной жизни. Татарская тема не может быть интересной, модной? Этот стереотип тоже разрушен.
Президент Татарстана на фествиале TAT CULT
Еще одна важная особенность TAT CULT – в том, что она была проведена на высоком государствоенном уровне, при поддержке президента республики. И до этого представители “новой татарской культуры” получали некоторую поддержку от государства через Министерство культуры, Министерство по делам молодежи. Акция “Мин татарча сойлэшэм” уже много лет проходит при поддержке властей, спектакль “Шамаиль”, хореографом которого стал обладатель “Золотой Маски” Нурбек Батулла, был поставлен на счет государственного гранта. Уже пять лет проходит фестиваль татарского дизайна “Печэн базары”, туда тоже приходят представители руководства республики. В прошлом году представители татарской независимой музыки в рамках Программы по благоустройству парков и скверов объездили города и районы Татарстана.
Новая татарская культура не обделена вниманием государства. Но впервые она была представлена так широко и в самом сердце Татарского мира – в Казанском кремле. На фестиваль приехал Президент РТ Рустам Минниханов, побывали также и министр культуры и министр по делам молодежи. Фестиваль в прямом эфире показали по каналу “Татарстан – Новый век”.
Вообще в последнее время заметно усиление внимания со стороны власти к татарской молодежной культуре. Наверное, этот связано со сложной ситуацией, возникшей в республике с преподаванием татарского языка в школах. Появляется понимание, что недостаточно обучать детей татарскому языку, надо создавать интересную им татароязычную среду, помогать тем, кто ее уже создает. Проведение фестиваля стало возможным из-за встречи представителей “новой татарской культуры” с президентом Рустамом Миннихановым. Встреча с участием руководителя лейбла Yummy Music Ильяса Гафарова, продюсера Аделя Таккезе, председателя Всемирного форума татарской молодежи Табриса Яруллина, руководителя творческого объединения “Калеб” Гузель Сагитовой, поэтессы Юлдуз Миннуллиной, танцовщика Нурбека Батуллы дает надежду на то, что в будущем начинания татарской творческой молодежи получат понимание и поддержку со стороны государства. Уже появились первые результаты – Гузель Сагитова назначена директором Кариевского театра. Хочется верить, что это даст объединению “Калеб” больше возможностей.
Ночная программа
31 августа на “Фабрике Алафузова” состоялось афтепати фестиваля – концерт электронного лейбла «ГОСТ звук». На вечеринку пришли Зуля Камалова со своими музыкантами, девушки из группы Juna, музыкант Радиф Кашапов, участник Каннского фестиваля казанский кинооператор Айдар Шарипов. В залах фабрики работала выставка объединения “Прометей”. Наследие Булата Галеева, первым в СССР создавшего светомузыку, основателя в КАИ НИИ “Прометей”, – это тоже достояние и гордость Татарстана и татарского народа.
В День независимости – независимая музыка
Кажется, был какой-то особый смысл в проведении фестиваля именно 30 августа – в День Республики Татарстан, праздник, учрежденный по случаю принятия Декларации о суверенитете республики. Наверняка организаторы выбрали дату просто потому, что это последний выходной лета, День города, и народ в этот день выходит гулять в центр города, многие придут в кремль посмотреть салют. Но фестиваль независимой музыки и искусства в День независимости – пожалуй, в этом есть свой символизм. Фестиваль показал стремление татарской молодежи сохранять свою национальную идентичность, его поиски способов самовыражения в родной культуре, не желая раствориться в западной культуре. Выбирая национальную культуру, становясь ее потребителями, создателями, способствуя ее развитию, татарская молодежь прокладывает дорогу в будущее своего народа.
Фестиваль TAT CULT – будет ли продолжение?
По словам организаторов, фестиваль получил положительную оценку Президента РТ, он сказал, что его можно проводить чаще. Новая культура действительно нуждается в помощи. Чем больше будет подобных мероприятий, площадок для представителей новой татарской культуры, тем больше вероятность, что в нее придет больше молодой и талантливой творческой молодежи. Конечно, фестиваль – это своего рода презентация, общение, встречи, обсуждение актуальных тем. Помимо этого, татарской творческой молодежи нужна площадка, а еще лучше – несколько площадок, где они могли бы регулярно собираться, общаться, реализовывать свои проекты.
Нет комментариев-