Главные факторы: морозы в декабре и рост потребления
У ряда татарстанцев действительно выросли платежи за услуги ЖКХ по итогам декабря, но произошло это вовсе не из-за роста тарифов. Такое мнение выразил первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов.
«Мы рассматриваем вопрос платы, а не вопрос изменения тарифов. Плата меняется только исходя из объема потребления», — подчеркнул Фролов.
Министерство по максимуму проработало поступившие в январе жалобы граждан. После всестороннего анализа специалисты нашли реальные причины роста коммунальных платежей.
«Вопросы граждан после новогодних каникул возникли из-за того, что декабрь 2020 года был холоднее декабря 2019 года. Объем потребления тепловой энергии в декабре был выше, чем годом ранее», — отметил первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
По его словам, в январе в республиканский Минстрой поступило девять вопросов, связанных с отоплением. Также около 1,3 тыс. звонков совершили на «горячую линию» единого расчетного центра ведомства.
Тариф и плата за ЖКУ не одно и то же
Эксперты призвали татарстанцев различать два ключевых понятия — тариф и плата за ЖКХ. Многие по привычке считают их равнозначными, однако это далеко не так. Большие счета за ЖКУ зачастую никак не связаны с тарифом, именно такая ситуация произошла с некоторыми жителями республики в январе.
«Когда в платежке гражданин видит цифру — это плата, а не тариф. И в декабре выросла именно итоговая плата, которая была напрямую связана с объемом потребления. Из-за холодов и длинных новогодних каникул люди больше сидели дома, росло потребление света, тепла и воды. Как следствие — увеличение платы по итогам месяца», — объяснил Алексей Фролов.
Тарифы ЖКХ не вырастут еще полгода
Замглавы Минстроя РТ напомнил, что тарифная кампания в республике закончилась еще в ноябре прошлого года. С тех пор никаких повышений тарифов ЖКХ в регионе не происходило.
«Следующее изменение тарифов в большую сторону произойдет только с 1 июля 2021 года. Фактически в первом полугодии тарифы не изменятся», — подчеркнул Алексей Фролов.
Кроме того, тарифный рост за услуги ЖКХ в июле будет жестко ограничен по распоряжению Президента России, отметил начальник Госжилинспекции РТ Сергей Крайнов.
«Президентом России было принято решение, что ежегодное увеличение тарифов не может быть больше предельного индекса роста. Он устанавливается отдельно по каждому региону страны, в нашей республике это 4,4%», — объяснил Сергей Крайнов.
Как правильно проверить платежку: ключевые советы экспертов
Платежка ЖКУ содержит основные параметры, которые можно сравнить с показателями предыдущего месяца. Резкие изменения каких-либо пунктов (месяц к месяцу) могут стать поводом для обращения в вашу управляющую компанию.
«Все основные параметры объемов представляются в платежном документе. Если есть предыдущая платежка, можно ее сравнить. И когда возникли вопросы или сомнения в правильности начисления, то собственник квартиры должен обратиться в управляющую организацию», — подчеркнул глава Госжилинспекции РТ.
Другим важным моментом, по словам Крайнова, является сама форма обращения в управляющую компанию. Многие делают это в устной форме, считая вполне достаточным для реальных действий со стороны организации. Но такой подход — ошибочный, уверяет эксперт.
«Я советую обращаться именно письменно, чтобы все ваши обращения были задокументированы на бумаге», — объяснил Сергей Крайнов.
Сломанный счетчик — еще один фактор роста платежей
Помимо прочего, одной из причин непонятного роста начислений за жилищно-коммунальные услуги может оказаться некорректная работа счетчиков.
По словам Сергея Крайнова, подобный случай недавно произошел в Заинске. Сотрудники управляющей компании после жалоб жителей на высокие суммы в квитанции проверили показания общедомового прибора учета и нашли ошибку.
«Выявили, что неправильно дает показания общедомовой термометр. Они сразу дали объявление и сделали перерасчет собственникам», — отметил Крайнов.
В общежитиях некорректное начисление платы за тепло, электроэнергию, воду тоже может быть связано со счетчиками. Жители таких домов иногда забывают подавать показания индивидуальных приборов учета, из-за чего впоследствии приходится корректировать квитанции для всех жителей.
«Собственник одной из комнат не передавал показания индивидуальных приборов учета, и когда управляющая компания это выявила, она сделала перерасчет — выставила плату по нормативу за целый год. После проверки показаний счетчиков платежка изменилась и стала меньше», — резюмировал Сергея Крайнов.
Нет комментариев-