Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Танцующий Сталин и благодарности Минниханову: в театре Камала представили новый спектакль

Танцующий Сталин и благодарности Минниханову: в театре Камала представили новый спектакль
Предпремьерный показ спектакля «Хуш авылым» об опустевших и покинутых деревнях состоялся на Малой сцене театра Камала. Подвижная сцена, разговоры о политике и танцы Сталина под татарскую музыку. Все подробности о новом спектакле читайте в материале ИА «Татар-информ».

Название спектакля «Хуш авылым» дословно переводится как «Прощай, деревня». Но официальный вариант для афиши — «Я не вернусь». В обоих версиях идея гибели деревень отчетливо прослеживается. 

Повествование начинается с рассказа героев об истории деревень. Названия поселков и исторические факты смешиваются с жалобами на тяготы жизни вдали от города. Потом сцена начинает вращаться, и герои по очереди берут слово. 

Зрители слышат жалобы дедушки, негодующего от бездействия властей, жестокости и агрессии соотечественников. Следом за ним — негодование мужчины средних лет о низких пенсиях. После, идут размышления о политике, шутки и подколы. Потом появляются маленькие дети времен Великой Отечественной войны со своими проблемами и переживаниями. Здесь же молодые ребята с их взглядом на жизнь в деревне. 

Все рассказы наполнены грустью и разочарованием от увядания родных деревень. Спектакль основан на диалогах реальных людей. По ним можно проследить, как менялись села Татарстана и задаться вопросом, почему они уходят навсегда. Молодой режиссер Айдар Заббаров решил попрощаться с эпохой сельской жизни танцем Сталина и похвалой Украины на малой сцене театра Камала.

Вместо зала театра попадаешь в сельский клуб

Заходя в театр, меньше всего ожидаешь вдруг оказаться в актовом зале сельского клуба. Тем не менее так происходит. Спектакль «Хуш авылым» сразу переносит в прошлое и гипнотизирует своей крутящейся сценой. Простой деревянный пол, складные кресла — сейчас таким интерьером никого не удивишь. А ведь когда-то клуб был центром жизни сельчан.

«Действие спектакля разворачивается в деревенском клубе. Это место объединяло: там могли происходить свадьбы, суд, танцы, любовь и расставания. Это сгусток деревни» режиссер Айдар Заббаров

Девушки в винтажных платьях, мужчины в брюках и пиджаках. Такие разные и похожие одновременно. Каждый рассказывает свою, особую историю. Это и школьники, посещающие школу во время Великой Отечественной войны, и пожилые люди, живущие в современное время, и молодые парни и девушки 50-70-х годов.

Режиссер признается, что хотел создать атмосферу разговоров по душам о самом важном.

«Это камерный спектакль, когда важно, чтобы не было четвертой стены, чтобы артист разговаривал непосредственно со зрителем. Чтобы у зрителей было ощущение, что они пришли на встречу односельчан. Беседа по душам, посидели, попели и разошлись»режиссер Айдар Заббаров

Жители татарских деревень рассказывают свои истории

Все герои «Хуш авылым» живут в безлюдных, умирающих татарских деревнях. Они говорят словами настоящих людей. Все их истории режиссер собирал по деревням Татарстана. 

Заббаров хотел рассказать историю из первых уст. Время деревень безвозвратно уходит в прошлое, а истории людей единственный способ понять, почему так вышло. 

«Заканчивается эпоха, в которой жили другие люди. Они по-другому размышляли, строили общение. Мы брали интервью [для подготовки спектакля] и понимали, что у них совершенно другие приоритеты в жизни. Про это хотелось подумать. Это история про трепет и тонкость» режиссер Айдар Заббаров

Изучение жизни людей, их трудностей, проблем и переживаний помогает нам понять самих себя, потому что судьбы прошлых и будущих поколений переплетены между собой и тесно взаимосвязаны, считает режиссер-постановщик. 

Разговоры про политику и жалобы на пенсии 

Погружение в деревенскую жизнь застает врасплох. Приходя на спектакль о сельской жизни, ожидаешь увидеть небольшой, уютный деревянный домик и печь, в которой бабушка готовит блины. Но вместо этого герои постановки начинают эмоционально жаловаться на свою сложную сельскую жизнь вдали от города. 

Вот старик сетует на безразличие властей. Следом за ним парень сокрушается, что его деревня погибает. Бабушка соглашается, что село уже не спасти, ведь там, кроме нее, совсем не осталось людей. 

Одна из пожилых женщин поддерживает дух всеобщего негодования, рассказывая о таких проблемах, как отсутствие газа и магазина.

Один из героев жалуется на низкие пенсии, приводя в пример товарища тракториста, получающего семь с половиной тысяч рублей в месяц. «Пенсии как на Украине, а у них ни нефти, ни газа», — возмущается мужчина. 

Со стен сельского клуба на героев смотрят немые свидетели — старые фото. Люди с призывами к коллективизации, военные кадры и просто быт татарских деревень того периода — одним словом, ушедшая эпоха в лицах. 

Смех и слезы: Сталин танцует под баян 

Вдруг в середине спектакля в сельский клуб заходит Сталин. Вождя Советского Союза здесь совсем не ждали. Но он ведет себя как дома, величественно разгуливает по сцене, покуривая трубку, а потом пускается в пляс под татарскую мелодию.

Предводитель советского народа кажется строгим и деспотичным. За прогулку по сельскому клубу он доводит до слез нескольких героев. Потом пытается довести до слез куклу и, не получив желаемого, отдает приказ ее застрелить. 

Когда мама наказывает своего провинившегося сына шлепками, предводитель советского народа ободряюще поддерживает ее, повторяя: «Әйбәт!»

Сюжет спектакля закольцовывается. На сцене вновь появляются две бабушки, мужчина и старик. Одна из пожилых женщин опять повторяет, что рада жить в Татарстане. Правда, в этот раз прибавляет, что готова умереть хоть сегодня.

Завершающей сценой спектакля режиссер хочет подтолкнуть зрителей к размышлениям о жизни и к осознанию проблем. 

«Как можно не говорить о проблемах, если они есть, и закрывать на это глаза? Не сразу есть ответы на все вопросы, но про это можно поговорить, подумать, поразмышлять»режиссер Айдар Заббаров

От смеха до недоумения?

Каждый видит в «Хуш авылым!» что-то свое. Некоторых постановка доводит до слез, а кого-то заставляет смеяться. Иногда одно и то же зрители воспринимают совершенно по-разному. Вот бабушка, пережившая Великую Отечественную войну, рассказывает о том, как счастлива, потому что дома есть мука, гречка и рис. 

Зал смеется над наивностью и простотой пожилой женщины, а сидящий на первом ряду молодой человек в недоумении оборачивается и обводит всех удивленным взглядом. На такое недоумение и желание обсудить увиденное и рассчитывал режиссер.

«Спектакль называется „Хуш авылым“. Но это не „Прощай, деревня“ в физическом смысле. Это про эпоху, которая закончилась и про нее теперь уже можно говорить, рассуждать, задавать вопросы» режиссер Айдар Заббаров

Это не первая работа Айдара Заббарова, выпускника Российского института театрального искусства — ГИТИСа. В 2017 году он уже ставил спектакли «Все плывут и плывут облака…» по стихам Хасана Туфана, в 2018 году — «И это жизнь?..», а в ноябре 2019 года — «Пять вечеров». Кроме того, его спектакли идут в московских театрах МХТ им. Чехова и «Современник», а также в петербургском Театре им. Ленсовета.

Показы спектакля «Хуш авылым» / «Я не вернусь» пройдут в театре имени Галиаскара Камала 4, 5 и 6 декабря. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев