Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Талия Минуллина, АИР РТ: Самые ценные инвестиции – это инвестиции в науку

Талия Минуллина, АИР РТ: Самые ценные инвестиции – это инвестиции в науку
ИА «Татар-информ» представляет вторую часть развернутого интервью главы Агентства инвестиционного развития РТ, посвященного теме привлечения зарубежных инвестиций.

«Самые ценные инвестиции — инвестиции в науку»

Внешняя политика России, она многовекторная. Если говорить об инвестициях, то Татарстан смотрит на Восток или на Запад?

— Татарстан смотрит на инвестиции. А откуда они приходят это уже не так сильно нас беспокоит. Наша задача — уметь адаптировать наши возможности для иностранных инвесторов, для того чтобы они чувствовали себя здесь комфортно. И самое главное, чтобы от этого была польза для нашего населения — это все для чего мы работаем с вами в конечном итоге. Население это чувствует и через рабочие места, которые создают иностранные инвесторы, и через бюджетные отчисления. Экономика растет только тогда, когда растет бюджет, бюджет растет тогда, когда у нас хороший деловой климат и предприятия хорошо себя чувствуют, у них хороший уровень продаж.

Соответственно, все это сходится в одну систему, где конечным бенефициаром является население, а вообще, конечно, это и наши предприятия. То есть мы работаем в основном для них, если говорить вторую очередь после населения, дальше предприятия. Потому что именно они являются в принципе ключевым звеном, ради которого сюда инвесторы приходят часто. Это касается поставщиков, это касается их иностранных партнеров, наши местные предприятия должны себя хорошо чувствовать. Это касается развития все-таки и малого и среднего предпринимательства, потому что любой иностранный бизнес, который сюда заходит, он и для малого и для среднего бизнеса тоже дает заказы. Понимаете, таким образом развивается сектор малого и среднего предпринимательства, который сегодня в Татарстане выше, чем в среднем по России.


Нам нужно не столько смотреть на страновой аспект, сколько на ту пользу для населения, для предприятий. Ну и, конечно, характер всех инвестиций, это должно быть экологичное, высокотехнологичное производство, чтобы оборудование и технологии были новыми. Потому что, если инвестор сюда придет со старым оборудованием, начнет здесь что-то делать, будет понятно, что это не на долгосрочную перспективу.

Сейчас ведь век технологий. Чем интересно наше с вами время? Например, во времена моей бабушки, когда она была ребенком, холодильников вообще не было. Вы можете себе это представить? Холодильника не было! А сейчас что? То есть мы с вами живем в очень интересное время, когда на наших глазах мир просто вообще кардинально поменялся. Это уникальное время. Технологическое развитие, оно будет только убыстряться в соответствии с тем, что мы видели в предыдущие годы. И сейчас нам надо не только ставить самое последнее высокотехнологичное оборудование, а вообще стараться идти на опережение, то есть это именно инвестиции в науку, разработки, в исследования, то, о чем я говорила ранее. Вот это очень важный вопрос, над которым надо работать.

Самые главные инвестиции — это инвестиции в разработку, в науку, в исследования, и конечно в людей — нас с вами. Это самый важный человеческий ресурс, это сегодня выходит на первый план. По всем параметрам, во всем мире, если вы посмотрите, самое ценное — это люди.

Отток кадров. Куда эти наши ценные кадры переходят работать? Туда, где высокое качество жизни, то есть это все взаимосвязано. Где серьезная хорошая система здравоохранения, где климат хороший, где сервисы хорошие. Туда все эти мозги утекают. Наша задача здесь, создавать условия для того, чтобы, во-первых, готовить кадры здесь, и чтобы они потом не уезжали. Потому что мы можем с вами их подготовить на нашей хорошей научной образовательной базе, а потом он скажет: «Спасибо, я поехал дальше». Вот чтобы такого не было, у нас должны быть условия для развития новой экономики и для того, чтобы этот человек нового технологического века мог себя здесь профессионально проявить.

И это как раз то, что является базисом, основой «Стратегии Татарстана 2030». Вот это там черным по белому прописано, что все, что мы делаем — это, во-первых, для человека, а во-вторых, это для повышения качества жизни населения и возможности строительства экономики знаний и экономики нового типа.
«Татарстан с Турцией был и есть в дружественных и деловых отношениях».

 Если говорить про страны, с Турцией у нас отношения, к сожалению, были прерваны в одно время. Вот сейчас чувствуется ли какая-то дополнительная инициатива со стороны турецкого инвестора?

— У кого прервано? У Татарстана прервано ничего не было. Давайте мы просто поставим все точки над i и все-таки сформулируем, что Татарстан с Турцией был и есть и в дружественных, и в деловых отношениях. 
Я уже неоднократно комментировала, что, когда у людей, которые друг друга уважают, ценят, в отношениях возникает какое-то недопонимание, недоразумение, какая-то ситуация, и они вместе через нее проходят, у них отношения становятся крепче. Вот так же у Татарстана с Турцией сейчас. 

Мы вместе через это прошли. Все прекрасно видели отношение Татарстана, как мы туда продолжали летать. Турки очень оценили этот момент. И те турецкие инвесторы, которые были здесь не ощутили на себе эти проблемы, это тоже очень важно. Я сомневаюсь, что есть еще такой субъект Российской Федерации, куда турки столько инвестируют, сколько в Татарстан, во-первых. А, во-вторых, ни у кого не были прерваны проекты в этот самый период. Это тоже были достигнуты на федеральном уровне договоренности нашим с вами Президентом. Это тоже важный вопрос.

А сейчас мы продолжаем и, можно сказать, усиливаем эти проекты, наши предыдущие договоренности. Например, в августе с делегацией РТ во главе с Президентом Рустамом Миннихановым мы планируем выезд в Турецкую Республику. Там будет Измирская ярмарка, очень большая промышленная ярмарка, где мы будем представлять республику. Там у нас и выставочной стенд запланирован, и большое количество переговоров с новыми турецкими компанями. И те турецкие компании, которые уже работают в Татарстане, они очень положительно рекомендуют, и они всегда говорят о том, что Татарстан в Российской Федерации самое лучшее место для инвестиций. Вот это и есть, конечно, наша самая лучшая реклама. Те проекты, которые мы начали, мы их продолжаем, те проекты договоренности, какие были достигнуты, мы сейчас их активизируем, то есть с турками у нас работа идет, и идет хорошо.


Если говорить об исламском мире, то в сфере экономики есть ряд таких интересных направлений как халяль-индустрия и исламский банкинг. В этом и в следующем году возможно ли какое-то продвижение по этим направлениям?

Возможно продвижение, мы над этим поступательно работаем. Я даже скажу не возможно, а будет это продвижение, потому что столько усилий мы направили на сегодняшний день в сертификацию нашей продукции. 
У нас огромное количество предприятий, которые хотят сейчас выходить на экспорт, но, если говорить с точки зрения халяль продовольствия, конечно это вопрос сертификации. Потом, это еще и вопрос вложений, потому что они вроде бы хотят выходить на зарубежные рынки, но вкладываться в это не хотят, а так невозможно. 

Потому что их продукт не знают, это маркетинг нужно проводить, это тоже недешевое удовольствие, продукт не знают. Чтобы попасть на торговые полки там — это тоже вопрос в разных странах разный, как это все происходит у них. Все вопросы касательно сертификации и сбыта продукции у нас сейчас отрабатываются по линии Корпорации экспорта. Потом мы сейчас запускаем новый портал, он называется «Made in Tatarstan».

Мы хотим вот этот бренд «Made in Tatarstan», так скажем, застолбить, и продвигать.

Хорошо прошла у нас эта история с инвестиционным порталом, через него огромное количество обращений идет у нас, мы реагируем на них. К нам обращаются, кстати, и через инстаграм, и через фейсбук, то есть везде, где мы ведем какую-то информационную активность. Оттуда и обращения поступают, и мы должны их в равной степени одинаково отрабатывать. История с порталом хорошо работает, мы сейчас «Made in Tatarstan» запускаем, второй такой большой крупный проект. У нас еще есть очень хороший бренд «Visit Tatarstan» по линии Госкомитета по туризму. «Made in Tatarstan» — это, конечно, больше относится к Министерству промышленности торговли. Самое главное, что такая работа проведена, скоро будет запущен новый портал «Made in Tatarstan» и, я думаю, что тоже будет работать на продвижение нашей продукции за рубеж. 

Возвращаясь к вашему вопросу по халяль, мы проходим сейчас для нескольких конкретных предприятий Татарстана сложную процедуру сертифицирования в Эмиратах, в Бахрейне. Т

Что касается исламского банкинга, исламских финансов, сейчас мы объявили на KazanSummit о создании новой совместной структуры. На этой неделе у нас опять приезжает рабочая группа с федеральных банков, на которой мы будем обсуждать как эту работу выстраивать в техническом смысле со специалистами, то есть у нас там закрытое совещание запланировано на этой неделе.

Не по нормативно-правовым даже вопросам, а по регистрационно-правовой форме, как мы будем все это оформлять. То есть мы сейчас эти вопросы ведем.

Кроме того, мы планируем несколько финансовых институтов, финансовые дома из стран исламского мира привлечь в виде консультантов к этим процессам, их визиты тоже запланированы в ближайшее время. Тем более, если вы знаете, летний период времени является во многих странах исламского мира настолько жарким, что они покидают страны в этот момент и там нет возможности продолжать работу. Как раз используем этот момент для того, чтобы сюда их пригласить. Здесь не так жарко, как у них в стране, а сейчас вообще холодно. Используем как раз эту возможность, видите, как, у любой, даже у холодной погоды летом есть свои плюсы. Мы сейчас их здесь будем использовать активно. Я думаю, что на следующий год мы попробуем что-то делать.

Плюс, мы же с помощью Европейской лизинговой компании, которая у нас была, сделали все-таки одну сделку по исламским финансам в этом году со Сбербанком. И это тоже, конечно, уже тоже какой-то реальный результат работы, потому что здесь дочка Исламского банка развития пять лет почти работала безрезультатно, не было вообще ни одного проекта, и вот мы взялись за это дело, и получился первый успешный проект и, думаю, что и дальше будем эту работу продолжать обязательно. У нас просто сегодня не хватает компетенций и специалистов в этой области, поэтому международную команду надо собирать, которая будет прорабатывать в российском поле эти вопросы. 



И, конечно, Татарстан он, что ни на есть лучшее место для этого, потому что Президент Татарстана возглавляет группу стратегического видения «России — Исламский мир», фактически получается по поручению Владимира Владимировича курирует эту работу по развитию отношений российских регионов со странами ОИС (Организации Исламского Сотрудничества). Что мы и наблюдали, какой интерес российских регионов был на нашей экономической площадке KazanSummit: Россия — Исламский мир, которая вот прошла недавно, в мае. Там тоже были подписаны соглашения, и форма эта тоже разрастается с каждым годом.

Следующий год у нас юбилейный будет, десятый. Хотелось бы, конечно, его уже провести на новой площадке «Казань Экспо». Если этот объект будет сдан, то, думаю, будем проводить уже там. Это, конечно, будет уже совсем другое качество мероприятия.

Какие впечатления от того, как прошел KazanSummit в этом году?

— Он прошел намного масштабнее, чем предыдущие. Во-первых, количество участников: у нас 53 страны, почти 3 тыс. человек приняло участие в этом мероприятии. Мы первый раз сделали «Russia Halal Expo». Это вызвало такой ажиотаж, я даже сама не ожидала, что будет такой интерес к этой выставке. Сначала мы хотели делать только продовольственную часть выставки «Russia Halal Expo», а ведь халяль это и текстиль, и еще много чего. И там такое количество было обращений, что мы не смогли всех вместить в Корстоне. Руководство Корстона очень быстро сориентировалось, они конечно молодцы, мы установили шатер прямо на парковке, потому что просто нет места в таком количестве. И он забит был весь до отказа, и другие компании хотели выставиться, другие российские регионы хотели выставиться, звонили другие страны, тоже хотели, а там уже места нет. Нам, конечно, этот проект очень нужен. 

У нас там есть интересные задумки по многим другим мероприятиям кроме KazanSummit, но саммит, он чем хорош? Каждый день в мире проходит несколько экономических, инвестиционных форумов. У них нет своего лица, у них нет специфики, вот, что плохо. И в этом плане KazanSummit очень удачен тем, что у него есть именно специфика своя отраслевая — это Исламский мир плюс российские регионы. Вот это та площадка, на которой они могут встречаться. Потому что представители Эмиратов, Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, они не совсем готовы, может быть, в другие российские регионы сегодня приехать, а в Татарстан они с большой радостью приезжают, они нас знают и это, конечно, возможность для наших коллег с других субъектов тоже что-то здесь для себя организовать. Ну и Татарстан, понятное дело, здесь идет впереди, наша задача, в первую очередь, удовлетворить потребности республики. Мы над этим работаем поступательно и считаем, что это площадка, она, конечно, сильно разрослась. И завтрак Сбербанка на новом уровне мы проводили второй год подряд и молодежное крыло очень сильное у этого форума. 

Уже сейчас пошли обращения, люди звонят, спрашивают, какие даты зарезервировать в своем календаре на следующий год. Одна очень крупная организация предложила привезти сюда арабских скакунов и в дни саммита проводить скачки. Мы в этом году проводили фестиваль моды и фестиваль кухонь. Еще у меня есть идея, может быть, фестиваль чтецов Корана сделать. У нас есть разные инициативы, но для всего этого нужно время, нужны ресурсы, а у нас работы, сами понимаете, много. Плотный график работы, не всегда, может быть, мы успеваем сделать все, но то, что делаем, мы делаем достаточно качественно и результативно. Поэтому у нас Татарстан занимает первое место по инвестиционному климату в России.

Талия Ильгизовна, мы вас еще раз поздравляем. Мы рады за вас, рады за себя. Понимаем, что это большая работа. Спасибо за то, что в своем графике вы нашли время для нас. Надеюсь, мы будем чаще встречаться на этой же площадке. Может быть, у вас, а может быть, у нас.

— Приходите в гости, я буду рада вас видеть. Я считаю, что роль СМИ крайне важна, потому что фактически мы работаем на бюджетные деньги, а бюджетные деньги — это налогоплательщики, налогоплательщики — это население. Они должны знать, чем мы, чиновники, занимаемся, что мы делаем. Я стараюсь всегда находить время для того, чтобы рассказать о нашей работе.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев