СПГ как топливо будущего
Мнение о том, что СПГ (сжиженный природный газ) — топливо будущего, можно назвать уже устоявшимся в экспертной среде. Главное преимущество СПГ перед доставкой природного газа трубопроводами состоит в том, что при хранении и транспортировке он занимает объем в 600 раз меньше, чем в газообразном состоянии, что ощутимо сокращает затраты на единицу продукции. СПГ можно хранить при атмосферном давлении, он не токсичен, а экологичен, не оказывает коррозионного воздействия на конструкционные материалы, в нем нет серы.
Поставки СПГ не привязаны к маршруту газовой трубы, нет угроз политических рисков СПГ-проектов (подобных проблемам России с Украиной по транзиту газа по трубе). Еще один большой плюс — он позволяет расширить географию потребителей газа и газифицировать территории, которые слишком удалены от магистральных газопроводов.
Мир отчетливо понимает все выгоды СПГ и начинает делать на него ставку. Так, казалось бы, плохой для глобальной экономики 2020 год стал беспрецедентным для рынков СПГ — в то время как спрос на природный газ снизился на 3%, спрос на СПГ вырос на 1%. Компания McKinsey прогнозирует, что природный газ станет самым быстрорастущим ископаемым топливом, при этом спрос будет расти на 0,9% в год с 2020 по 2035 год. При том СПГ будет расти намного быстрее, и внутренние поставки на ключевых рынках газа не смогут угнаться за ростом спроса. Ожидается, что мировой спрос на СПГ будет расти на 3,4% в год до 2035 года.
Россия в СПГ-гонке
Понимая преимущества СПГ, Россия незамедлительно включилась в эту гонку. Для этого у нас есть все условия. В списке стран наибольшими запасами природного газа лидирует Россия — 38 трлн кубометров. По объему добычи природного газа Россия занимает второе место с ежегодной добычей 679 млрд кубометров (2019 год), пропустив вперед США. Есть сырье, есть магистральные газопроводы, есть выходы к морям и океанам для транспортировки СПГ. Нужны только современные мощности по сжижению газа и его транспортировке.
Первый завод СПГ был построен в 2009 году — в рамках проекта «Сахалин-2» («Газпром»), в поселке Пригородное на юге Сахалина. Мощность завода — 9,6 млн тонн СПГ.
В 2019 году запущена первая очередь «Криогаз-Высоцк», малотоннажного завода СПГ на берегу Балтийского моря для снабжения газом Калининградской области. В 2020 году НОВАТЭК запустил в Магнитогорске первый в России малотоннажный завод СПГ для снабжения регионов газомоторным топливом.
Но самый современный, мощный и высокотехнологичный завод СПГ был построен в 2017 году на полуострове Ямал. Речь идет о проекте «Ямал СПГ» НОВАТЭКа. Сегодня фактическая мощность «Ямал СПГ» составляет 17,5 млн т/год. На данный момент ведется строительство 4-й линии по собственной технологии НОВАТЭКа «Арктический каскад» мощностью 1 млн т/год.
Именно 4-я линия «Ямал СПГ» позволит НОВАТЭКу обкатать собственную технологию сжижения газа «Арктический каскад», после чего она будет применена уже на новом среднетоннажном заводе НОВАТЭКа — «Обский СПГ» (Ямал), на котором планируется начать производство СПГ уже в IV квартале 2022 года.
Что касается Татарстана, то прямое участие в СПГ-проектах только намечается: компания «Газпром газомоторное топливо» намерена построить в Челнах в 2021 году блок по сжижению природного газа.
Но косвенно республика вовсю работает над СПГ-экономикой — КАМАЗ и «РариТЭК» освоили выпуск техники на СПГ; компания «РариТЭК» наладила выпуск криобаков и криоемкостей для транспортировки СПГ, также они научились переоборудовать технику с дизеля на СПГ; Зеленодольский завод им. Горького освоил производство судов на СПГ («Чайка»).
Еще один игрок из республики на этом поле — ПАО «Казанькомпрессормаш» (входит в Группу ГМС).
В конце 2019 года ПАО «Казанькомпрессормаш» изготовило и отгрузило центробежную компрессорную установку для комплекса сжижения природного газа. Установка была изготовлена для технологии производства СПГ «Арктический каскад». Той самой отечественной технологии, которую впервые внедрили для эксплуатации в комплексе сжижения природного газа 4-й очереди проекта «Ямал СПГ». Ее запуск может произойти в ближайшие недели.
Сам этот агрегат разработан в АО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа» (входит в Группу ГМС) и представляет собой интегрированную компрессорную установку, состоящую из трех центробежных компрессоров. Данное техническое решение, реализованное впервые в мире, позволяет снизить взаимное термодинамическое влияние ступеней сжатия и значительно уменьшить габаритные размеры и массу всей компрессорной системы комплекса производства СПГ.
Арктический каскад
21 марта 2018 года ПAO «НОВАТЭК» (далее — «НОВАТЭК» и/или «Компания») получило российский патент № 2645185 С1 на технологию сжижения природного газа «Арктический каскад». Это первая запатентованная в России технология сжижения природного газа.
Особенность технологии в том, что «Арктический каскад» предусматривает азот в качестве хладагента. Процесс сжижения состоит из двух этапов, которые обеспечивают высокую энергоэффективность технологии за счет максимального использования арктического климата.
Сама технология рассчитана на использование оборудования в российских производителей. Технология «Арктический каскад» может добавить еще около 30% снижения стоимости СПГ. Неудивительно, что НОВАТЭК стал рассчитывать на создание целой отрасли — строительства технологических линий для производства СПГ. С большим участием в поставках со стороны татарстанского ОАО «Казанькомпрессормаш».
Лучше иностранное или свое?
Казалось бы, живи и радуйся — впервые разработана и внедрена отечественная технология по сжижению природного газа. Задействованы российские производители, в том числе из Татарстана. Впереди перспективы использования этой технологии в новом проекте НОВАТЭКа — «Обский СПГ» (Ямал). А значит, новые заказы и для татарстанских производителей.
Но неожиданно все планы поставили не только на паузу, но и ввергли отечественную технологию в состояние полной неопределенности со всеми вытекающими последствиями, в том числе и для ПАО «Казанькомпрессормаш».
В середине марта 2020 года НОВАТЭК выбрал пул поставщиков критического оборудования для своего проекта по сжижению газа «Обский СПГ». Контракт на поставку газовых турбин и компрессорного оборудования стоимостью около €130 млн получила немецкая компания Siemens вместе с «Казанькомпрессормашем». «Казанькомпрессормаш» поставит компрессоры собственного изготовления и газотурбинные установки производства компании Siemens в качестве приводов ГПА.
Но год спустя, в середине марта 2021 года, как гром среди ясного неба прозвучала информация, что, по данным издания “Ъ”, НОВАТЭК находится в процессе расторжения контракта примерно на €130 млн с поставщиком компрессорного оборудования «Казанькомпрессормаш». Дело в том, что НОВАТЭК может отказаться на «Обском СПГ» от развития собственной технологии сжижения «Арктический каскад», заменив ее технологией немецкой Linde.
Выбор немецкой Linde понятен — у Linde есть лицензия на процесс MFC (каскадный процесс на основе смешанного хладагента), который был применен на единственном заводе в Норвегии (Snohvit), который до запуска «Ямал СПГ» остается самым северным в мире. Более того, НОВАТЭК в 2017 году уже купил лицензию немецкой Linde на крупнотоннажное сжижение газа для своего будущего проекта «Арктик СПГ-2» на базе Утреннего месторождения. Можно сказать, что сработал эффект последующих продаж — продав одну технологию покупателю, следующую технологию можно продать ему еще легче.
Пока фактически контракт с «Компрессормашем» еще не расторгнут, но глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон уже озвучил свои претензии к российской технологии: «Для нас российские предприятия их специально разработали и произвели, поэтому процесс наладки и тестирования занял больше времени, чем при стандартном процессе». А у немцев со сроками всегда было все нормально.
Чем грозит возможное расторжение мегаконтракта?
Обычно лицензия на использование технологии сжижения покупается в пакете с другими услугами, причем лицензиар настаивает на использовании со своей технологией конкретных образцов основного оборудования — теплообменников, компрессоров и основных приводов, которые в России либо вообще не производятся, либо никогда не применялись в СПГ-проектах. Технология немецкой Linde базируется на поставке и установке восьми турбин американской Baker Hughes LM9000. Понятно, что «Казанькомпрессормаш» в таком раскладе остается за бортом и теряет мегаконтракт на €130 млн, или 11,7 млрд рублей. Для ПАО «Казанькомпрессормаш» это очень серьезная сумма.
Согласно данным ФНС от 02.12.2020 по ИНН 1660004878 ПАО «Казанькомпрессормаш»), выручка по итогам 2019 года составила 9,7 млрд рублей, чистый убыток — 216 млн рублей.
Удар по импортозамещению
Можно много сотрясать воздух заявлениями об импортозамещении, но, как мы видим, политика со стороны государственной поддержки отечественных технологий буксует. И страдают от этого наши промышленники. Да, в случае с «Казанькомпрессормашем» и НОВАТЭКом наше федеральное правительство могло бы найти весомые аргументы для сохранения импортозамещающей отечественной технологии. Здесь могли бы быть какие-то льготы и субсидии НОВАТЭКу за внедрение отечественной технологии. Пусть и не такой совершенной технологически, как, например, технология немецкой Linde. Не следует забывать, что выбор немецкой технологии гарантированно влияет на выбор поставщиков оборудования для этой технологии не в пользу российских производителей. Тогда по цепочке страдает большое количество отечественных промышленников, а негативный эффект становится кумулятивным. Кроме того, сфера российской газовой промышленности находится на острие санкционных рисков. И в любой момент внедрение зарубежной технологии может быть приостановлено со всеми сопутствующими убытками. Вопросов по этому кейсу много.
Наверное, главный вопрос заключается в недостаточно внимательном отношении федерального правительства к таким важным крупным проектам импортозамещения. Как говорится, у семи нянек дитя без глазу — именно по этой технологии должно было быть уделено внимание со стороны следующих структур: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, профильные вице-премьеры федерального правительства, администрация Ямало-Ненецкого автономного округа...
Но обилие ответственных лиц не дает возможности уследить за такими инцидентами с импортозамещением. В качестве обратного примера можно привести Республику Татарстан, где вопросами импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе внимательно и регулярно занимаются в ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Заседания Совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» под председательством Президента РТ Рустама Минниханова не проходят без изучения новых отечественных технологий и проектов. И вряд ли что-то подобное, описанное выше в этой статье, могло остаться без защиты технологий импортозамещения. Вот только жаль, что проблема с мегаконтрактом «Казанькомпрессормаша» носит федеральный уровень и республике трудно воздействовать на остальных участников сделки.
Нет комментариев-