Так как сам торговый центр уже согласован (он будет находиться за шахматной школой), последняя встреча градкомиссии была посвящена непосредственно обсуждению благоустройства холма. Присутствующие, в числе которых были заместитель министра культуры Светлана Персова, главный архитектор города Татьяна Прокофьева, помощники президента Олеся Балтусова и Наталия Фишман, советник министра строительства РТ Николай Васильев, известный архитектор Герман Бакулин, засыпали представителя компании-застройщика вопросами о целесообразности подземной галереи и разреза холма ради пешеходной зоны. Сошлись на том, что необходимо совместно разработать для инвестора точное техзадание для территории.
Ранее на заседании Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) зампредседателя организации, известный архитектор-реставратор и аттестованный эксперт Минкульта России Фарида Забирова акцентировала внимание на том, что в представленном проекте неясно обозначено новое место установки памятника Муллануру Вахитову. Помощник Президента РТ Олеся Балтусова не раз подчеркивала, что предложенный вариант вмешательства в структуру холма, явно подразумевающий капитальное строительство, нарушает Проект зон охраны исторической части города.
Перенос памятника без согласования с авторами произведения или их наследниками является нарушением авторских прав последних на архитектурно-ландшафтный проект, который таким образом подвергается переработке. Об этой важной юридической составляющей резонансных намерений перекроить и застроить холм с монументом Вахитову в центре Казани в эксклюзивном интервью «Татар-информу» напомнил сын московского скульптора, изваявшего фигуру революционера, Григорий Орехов.
«Когда создавался этот памятник, то неотъемлемой частью проекта было ландшафтное проектирование. Это лестничные марши, поднимающиеся к памятнику, это специально разбитый на зоны холм и т. д. Все это является архитектурным ансамблем, центром которого является памятник Вахитову», – напомнил и пояснил собеседник, так же, как отец, ставший скульптором, но работающий в жанре современных, абстрактных форм.
Ознакомившись с проектным предложением турецкого архитектурного бюро, сын автора памятника Вахитову Юрия Орехова подчеркнул, что «памятник Вахитову моего отца абсолютно проигнорирован с точки зрения композиции».
«При такой яркой современной архитектуре памятник уходит на второй или даже на третий план и выглядит нелепо, перестает быть центром композиции, как это задумывалось авторами. А в таких случаях всегда соавторами являются и архитекторы. Так как памятник находится в городской среде, они вместе со скульптором выполняют единый архитектурно-ландшафтный проект», – пояснил Григорий Орехов.
Таким образом, над созданием привычного казанцам и даже гостям столицы РТ облика холма с памятником Муллануру Вахитову работали сразу четыре автора: московский скульптор Юрий Орехов, столичные архитекторы Александр Степанов (народный архитектор РФ, академик РААСН) и Валентин Петербуржцев (заместитель комитета СССР по строительству), а также главный в то время архитектор Казани Минур Агишев. 12-метровый бронзовый монумент на гранитном пьедестале был торжественно открыт 22 августа 1985 года.
«Я лично присутствовал на открытии этого памятника, мне было лет десять. Прекрасно помню этот день, потому что нам в то советское время руководители Казани устроили тур по реке, сами широко праздновали – это было событие для Казани огромное! Это была работа, которую отец делал, ее отвозили, устанавливали... Не знаю, насколько сейчас этот персонаж актуален, но неужели в Казани так мало места, что добрались до этой площади?!» – недоумевает Григорий Орехов.
Он подчеркнул, что любой памятник – это история времени. Во всем мире они устанавливаются для того, чтобы будущие поколения могли видеть историю разных времен, независимо от того, положительные или отрицательные герои отображены в них.
«Я сторонник сохранения исторических мест в первоначальном виде. И противник, когда что-то перекраивают, потому что тем самым стирается история – не важно, хорошая она или плохая, советская, российская. Правда, бывают, хотя и редко, и удачные архитектурные реконструкции – как в Лувре, например. Построили стеклянную пирамиду и тем самым еще больше сделали привлекательным это место. Это вообще тенденция – застраивать, при этом не остается пространства, чтобы глазу было куда посмотреть. Везде бизнес, везде коммерция… Я сторонник подходить к этому аккуратно и со вкусом. Можно сделать реконструкцию, которая улучшит эту площадь, это место, этот холм. Естественно, жители должны принимать в этом активное участие, потому что это надо делать очень осторожно, чтобы не навредить, как говорят врачи», – выразил уверенность сын скульптора.
Кроме того, Григорий Орехов особо отметил то, что неоднозначные идеи, которые не нравятся жителям, могут и должны быть пересмотрены, но для этого необходимо активное участие самих граждан.
«Например, в Москве люди в таких случаях встают стеной просто. Но нужно это делать организованно и действительно переживать за свой город, если и правда что-то может быть сделано плохо. И тогда бывает, что решение дорабатывают и, наоборот, результат оказывается еще лучше», – обрисовал перспективы борьбы за сохранение Вахитовского холма Григорий Орехов.
Между тем помощник Президента РТ Наталия Фишман во время пресс-конференции на минувшей неделе назвала обсуждение застройки Вахитовского холма неинтересным для казанцев, мотивируя тем, что это уже частная собственность, «строительство здания уже согласовано» и остается только «увязать пешеходные потоки, которые в представленном проекте упираются в улицу Пушкина».
Нет комментариев-