«Этот бой теперь мой»
«Мой отец, национальный герой Ахмад Шах Масуд, оставил мне наследие, и это наследие — борьба за свободу афганцев. Этот бой теперь мой. Я и мои соратники готовы пролить свою кровь. Мы призываем всех свободных афганцев, всех тех, кто отвергает рабство, присоединиться к нашему бастиону Панджшер, последнему свободному региону на нашей измученной земле. Афганцам всех регионов и племен я говорю: сражайтесь вместе с нами! Афганцам, живущим за рубежом, но близким нам сердцем, я говорю: знайте, что у вас есть соотечественники здесь, в Панджшере, которые не сдались», - говорится в письме Ахмад Масуда-младшего.
Кто такой Ахмад Масуд?
Ахмад Масуд-младший — сын афганского лидера моджахедов 80-90-х годов, полевого командира и министра обороны Ахмад Шаха Масуда, известного под прозвищем «панджшерский лев». Его отец – легенда Афганистана. О самом же Масуде-младшем мы знаем крайне мало: интеллектуал, получил хорошее образование в одном из лондонских университетов.
А еще именно он в понедельник объявил об организации сопротивления Талибану, захватившему власть в Афганистане. Сегодня никто не может воевать против талибов. Все сложили оружие. Поэтому имя Ахмада Масуда-младшего привлекает внимание всех, кто пытается понять происходящее в этом истерзанном войной регионе. Будет ли хоть одна сила сопротивляться талибам? Выясняется, что эта сила найдена – в лице сына Ахмад Шаха Масуда.
Почему талибы не заняли Панджшер?
В своем письме Ахмад Масуд-младший подмечает, что Панджшер, в котором он сейчас находится, - это последний свободный регион Афганистана. Предположу, что эта земля до сих пор осталась нетронутой из-за своей труднодоступности. Панджшер – горная территория восточнее Кабула, которая всегда была обособленной.
Вся остальная территория Афганистана оккупирована Талибаном. Панджер – маленький остров сопротивления внутри талибского государства, формирующегося у нас на глазах. И удержаться в этом небольшом анклаве с антиталибскими идеями, будучи окруженными талибами, будет крайне нелегко.
Есть ли будущее у сопротивления?
Сегодня Масуд-младший ни от кого не получает поддержки: ни от таджиков из бывшего СССР, ни от России, ни от американцев, ни от Узбекистана. Он – волк-одиночка, выучившийся в Лондоне, наследующий отцовскую фронду радикальным исламистам и, плюс ко всему, пуштунам (антагонизм между таджиками и пуштунами никто не отменял, а Ахмад Масуд и его сын – таджики).
Мне кажется, Ахмад Масуд-младший – обречен. Я желаю ему больших успехов в этом противодействии, но, наверное, он остался один такой - упрямый. Конечно, у него есть шанс на то, чтобы объединить или собрать под свое крыло остатки нонконформистов из афганских правительственных частей. Кстати, говорят, что к нему подтянулось порядка 10 тысяч военных, не готовых принять новую власть. Но этого мало. Они будут обособлены, изолированы и вряд ли «внешний мир» сейчас заинтересован в том, чтобы поддерживать их протест талибскому движению. Это очень интересная, очень болезненная и очень важная история сегодняшнего дня.
*организация признана террористической и запрещена в России