Что происходит?
На этой неделе стало известно, что «Макдоналдс» временно закроет все свои 850 ресторанов быстрого питания в России. Компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut, также сообщила, что приостанавливает инвестиции и развитие в РФ. Другая американская сеть ресторанов быстрого питания Burger King объявила о приостановке корпоративной поддержки российского рынка.
На фоне оттока иностранного фастфуда, зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев передал привет «Макдоналдсу», заявив, что котлеты и булки в России умеют производить сами.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «на месте использующего российское сырье «Макдоналдс», уже завтра должна появиться отечественная сеть». А уже сегодня Национальная ассоциация кулинаров России предложила создать меню и технологические карты на основе традиционных русских рецептов для сетевых ресторанов и заведений общепита, которые придут на смену «Макдоналдс».
Потенциал татарского фастфуда
«Отрасль общественного питания в нашей республике предлагает очень хорошие проекты по фастфуду и по татарской кухне: первым открылся «Тюбетей», потом «Кыстыбый», есть сеть кафе «Алан Аш», которая тоже представляет национальную кухню, там сегмент, доступный для всех слоев населения, — говорит президент Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Зуфар Гаязов. — Что касается «Макдоналдса», наши предприятия способны создавать ему конкуренцию, формат очень хороший, удобный, доступный и вкусный».
Собеседник «Снега» оценил предложение ассоциации кулинаров России и вспомнил про существовавшую в Москве альтернативу «Макдональдсу» - сеть народных ресторанов «Русское бистро»:
«Компания, где я работал в 90-е, как раз открывала это предприятие, оно пользовалось большим спросом. В меню были блюда национальной русской кухни, пирожки со всевозможными начинками, расстегаи, высококонцентрированные русские супы. Один пирожок, я помню, стоил 5 рублей. Когда в гостях на этом предприятии был тогдашний президент Ельцин вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым, он остался очень сильно доволен. То есть, такой формат уже был. «Русское бистро» отработало где-то 5-6 лет, концепция была хорошая. В этом формате работают многие предприятия России, думаю, замену «Макдоналдсу» и KFC найдут быстро, не вижу здесь никаких проблем».
Что говорят сами татарстанские предприниматели?
Учредитель сети ресторанов «Кыстыбый» Азат Назмутдинов согласен: «В перспективе татарстанский фастфуд может занять освободившуюся нишу, причем, с хорошим, устойчивым положением. Понятно, что мы еще не готовы, у нас нет таких технологий, которые есть у этих больших гигантов, да и в принципе, у нас не было возможности эти технологии взрастить, поскольку технологии растут по мере потребности».
По мнению предпринимателя, с увеличением трафика будут ставиться задачи на улучшение и автоматизацию бизнес-процессов.
«Уже сейчас мы имеем возможность принимать в каждом ресторане по 1000-1500 людей в день, — говорит Назмутдинов. — Это хороший запас прочности. Технология не строится одним днем, но, если тенденция сохранится, у нас будет время, полгода-год, может, два, для того, чтобы стать достойной заменой тому, что есть сейчас».
«Наша позиция в том, что у нас, у татарской кухни - свой путь, и он необязательно фастфудный, и ни в коем случае у нас нет цели кого-то замещать или прогонять, — говорит основатель татарской халяль-сети быстрого питания «Тюбетей» Султан Сафин. — На самом деле, мы очень благодарны нашим большим братьям, которые нас многому научили и продолжают учить. Благодаря их подсказкам и опыту мы вообще начали свое дело, и татарская кухня вышла в новый свет».
И все же, по словам нашего собеседника, если раньше люди хотели перекусывать гамбургером, маффином и кофе, то сейчас, идя на работу, они могут задуматься об альтернативе: можно взять татарский чай, губадию или эчпочмак.
В свою очередь, генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар» Ирек Галиев делится более пессимистичным прогнозом. Наш собеседник предполагает, что «Макдоналдс» и KFC не ушли из России окончательно, и вполне могут вернуться через несколько месяцев. Если же они ушли окончательно, то ниша безусловно освободится, но вряд ли это откроет пул новых возможностей для местных предпринимателей.
«У них в России находится полный цикл производства. Мясо, картофель, листья салата, булочки — все здесь. Плюс это франшиза, собственники российские и казахстанские. Думаю, они могут принять решение работать без франшизы, и это вполне осуществимо. Вопрос, насколько это позволят сделать юридически. Технически переключиться будет проблемно, но возможно», - рассуждает Галиев.
На низком старте
По словам Азата Назмутдинова, в его сети испытывают волнение в связи с уходом «Макдоналдса»: «Если не ошибаюсь, они закрываются в воскресенье, поэтому большого наплыва мы еще не заметили. Но мы понимаем, какой рынок схлопнется, и какое количество людей, гостей будут нуждаться в аналоге подобной еды, да и в целом, каких-то эмоциях».
В сети ресторанов «Кыстыбый» ожидают примерно 20-30% роста по выручке, учитывая, что весь рынок перераспределится: «Готовим команду к тому, что задач по снабжению, сервису, продукту будет больше».
«Мы прикладываем все усилия, чтобы быть готовыми к наплыву посетителей. Нашей миссией всегда было и остается двигать татарскую культуру вперед, — говорит Султан Сафин. — В нынешние времена мы чувствуем особую ответственность перед гостями, потому что психологически всем нелегко. Мы всегда старались душевно подходить к процессу питания и обслуживания, и всем можем оказать максимально позитивную, светлую поддержку».
Что нужно сделать, чтобы все заработало?
«Для нашей сети пекарен главное, чтобы у нас были покупатели, — говорит Галиев. — Прежде всего помощь надо оказывать им. Если у наших покупателей будут деньги, мы выживем. Сегодня растет сырье, притом, достаточно стремительно. Если продукция подорожает на 50 или 100%, сможет ли наш традиционный покупатель себе это позволить? Если сможет — окей, все нормально. Самое главное — платежеспособность».
«Сложности не только у нас, они общеэкономические, немножко эгоистично сейчас просить помощи у правительства, им самим нужна помощь, — считает Назмутдинов. — Сейчас надо консолидироваться, общаться и выстраивать новый, более доверительный диалог. Есть хорошая практика, когда мы ощущали поддержку государства. Во-первых, возврат комиссий с агрегаторов Delivery Club и «Яндекс Еда». Это значительно стабилизировало финансовое положение предприятий, которые занимаются доставкой. Второе — это субсидии по МРОТ. Если два этих инструмента они смогут заново организовать, это будет хорошей, большой помощью».
«Людям, которые занимаются управлением на госуровне, виднее, какие у них есть инструменты поддержки, — считает Сафин. — Мы часто рассуждаем со своей колокольни, не понимая, как там все устроено, иногда говорим какие-то абсурдные вещи. В данном случае надо всем объединиться, не строить лишние границы и предотвратить сбой системы на локальном уровне».
Фото на постере: Эльвира Маликова, Ильнар Тухбатов