Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Свято место пусто не бывает»: татарский фастфуд готовится заменить Макдоналдс и KFC

«Свято место пусто не бывает»: татарский фастфуд готовится заменить Макдоналдс и KFC
Со всеми сложностями, сопряженными с уходом иностранного фастфуда из России, открывается и окно возможностей для местных предпринимателей. Как выяснил «Снег», владельцы татарстанских сетей общественного питания готовы занять освободившуюся нишу, но, как говорится, «есть нюанс».

Что происходит?

На этой неделе стало известно, что «Макдоналдс» временно закроет все свои 850 ресторанов быстрого питания в России. Компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut, также сообщила, что приостанавливает инвестиции и развитие в РФ. Другая американская сеть ресторанов быстрого питания Burger King объявила о приостановке корпоративной поддержки российского рынка.

На фоне оттока иностранного фастфуда, зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев передал привет «Макдоналдсу», заявив, что котлеты и булки в России умеют производить сами.


Фото: Эльвира Маликова


Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «на месте использующего российское сырье «Макдоналдс», уже завтра должна появиться отечественная сеть». А уже сегодня Национальная ассоциация кулинаров России предложила создать меню и технологические карты на основе традиционных русских рецептов для сетевых ресторанов и заведений общепита, которые придут на смену «Макдоналдс».

Потенциал татарского фастфуда

«Отрасль общественного питания в нашей республике предлагает очень хорошие проекты по фастфуду и по татарской кухне: первым открылся «Тюбетей», потом «Кыстыбый», есть сеть кафе «Алан Аш», которая тоже представляет национальную кухню, там сегмент, доступный для всех слоев населения, — говорит президент Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Зуфар Гаязов. — Что касается «Макдоналдса», наши предприятия способны создавать ему конкуренцию, формат очень хороший, удобный, доступный и вкусный».


Фото: Салават Камалетдинов


Собеседник «Снега» оценил предложение ассоциации кулинаров России и вспомнил про существовавшую в Москве альтернативу «Макдональдсу» - сеть народных ресторанов «Русское бистро»:

«Компания, где я работал в 90-е, как раз открывала это предприятие, оно пользовалось большим спросом. В меню были блюда национальной русской кухни, пирожки со всевозможными начинками, расстегаи, высококонцентрированные русские супы. Один пирожок, я помню, стоил 5 рублей. Когда в гостях на этом предприятии был тогдашний президент Ельцин вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым, он остался очень сильно доволен. То есть, такой формат уже был. «Русское бистро» отработало где-то 5-6 лет, концепция была хорошая. В этом формате работают многие предприятия России, думаю, замену «Макдоналдсу» и KFC найдут быстро, не вижу здесь никаких проблем».

Что говорят сами татарстанские предприниматели?

Учредитель сети ресторанов «Кыстыбый» Азат Назмутдинов согласен: «В перспективе татарстанский фастфуд может занять освободившуюся нишу, причем, с хорошим, устойчивым положением. Понятно, что мы еще не готовы, у нас нет таких технологий, которые есть у этих больших гигантов, да и в принципе, у нас не было возможности эти технологии взрастить, поскольку технологии растут по мере потребности».


Фото: Эльвира Маликова


По мнению предпринимателя, с увеличением трафика будут ставиться задачи на улучшение и автоматизацию бизнес-процессов.

«Уже сейчас мы имеем возможность принимать в каждом ресторане по 1000-1500 людей в день, — говорит Назмутдинов. — Это хороший запас прочности. Технология не строится одним днем, но, если тенденция сохранится, у нас будет время, полгода-год, может, два, для того, чтобы стать достойной заменой тому, что есть сейчас».


Учредитель сети ресторанов «Кыстыбый» Азат Назмутдинов. Фото: Михаил Захаров


«Наша позиция в том, что у нас, у татарской кухни - свой путь, и он необязательно фастфудный, и ни в коем случае у нас нет цели кого-то замещать или прогонять, — говорит основатель татарской халяль-сети быстрого питания «Тюбетей» Султан Сафин. — На самом деле, мы очень благодарны нашим большим братьям, которые нас многому научили и продолжают учить. Благодаря их подсказкам и опыту мы вообще начали свое дело, и татарская кухня вышла в новый свет».


Фото: Эльвира Маликова


И все же, по словам нашего собеседника, если раньше люди хотели перекусывать гамбургером, маффином и кофе, то сейчас, идя на работу, они могут задуматься об альтернативе: можно взять татарский чай, губадию или эчпочмак.

В свою очередь, генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар» Ирек Галиев делится более пессимистичным прогнозом. Наш собеседник предполагает, что «Макдоналдс» и KFC не ушли из России окончательно, и вполне могут вернуться через несколько месяцев. Если же они ушли окончательно, то ниша безусловно освободится, но вряд ли это откроет пул новых возможностей для местных предпринимателей.

«У них в России находится полный цикл производства. Мясо, картофель, листья салата, булочки — все здесь. Плюс это франшиза, собственники российские и казахстанские. Думаю, они могут принять решение работать без франшизы, и это вполне осуществимо. Вопрос, насколько это позволят сделать юридически. Технически переключиться будет проблемно, но возможно», - рассуждает Галиев.

На низком старте

По словам Азата Назмутдинова, в его сети испытывают волнение в связи с уходом «Макдоналдса»: «Если не ошибаюсь, они закрываются в воскресенье, поэтому большого наплыва мы еще не заметили. Но мы понимаем, какой рынок схлопнется, и какое количество людей, гостей будут нуждаться в аналоге подобной еды, да и в целом, каких-то эмоциях».

В сети ресторанов «Кыстыбый» ожидают примерно 20-30% роста по выручке, учитывая, что весь рынок перераспределится: «Готовим команду к тому, что задач по снабжению, сервису, продукту будет больше».

«Мы прикладываем все усилия, чтобы быть готовыми к наплыву посетителей. Нашей миссией всегда было и остается двигать татарскую культуру вперед, — говорит Султан Сафин. — В нынешние времена мы чувствуем особую ответственность перед гостями, потому что психологически всем нелегко. Мы всегда старались душевно подходить к процессу питания и обслуживания, и всем можем оказать максимально позитивную, светлую поддержку».


Фото: Владимир Васильев


Что нужно сделать, чтобы все заработало?

«Для нашей сети пекарен главное, чтобы у нас были покупатели, — говорит Галиев. — Прежде всего помощь надо оказывать им. Если у наших покупателей будут деньги, мы выживем. Сегодня растет сырье, притом, достаточно стремительно. Если продукция подорожает на 50 или 100%, сможет ли наш традиционный покупатель себе это позволить? Если сможет — окей, все нормально. Самое главное — платежеспособность».

«Сложности не только у нас, они общеэкономические, немножко эгоистично сейчас просить помощи у правительства, им самим нужна помощь, — считает Назмутдинов. — Сейчас надо консолидироваться, общаться и выстраивать новый, более доверительный диалог. Есть хорошая практика, когда мы ощущали поддержку государства. Во-первых, возврат комиссий с агрегаторов Delivery Club и «Яндекс Еда». Это значительно стабилизировало финансовое положение предприятий, которые занимаются доставкой. Второе — это субсидии по МРОТ. Если два этих инструмента они смогут заново организовать, это будет хорошей, большой помощью».


Основатель татарской халяль-сети быстрого питания «Тюбетей» Султан Сафин.
Фото: Михаил Захаров


«Людям, которые занимаются управлением на госуровне, виднее, какие у них есть инструменты поддержки, — считает Сафин. — Мы часто рассуждаем со своей колокольни, не понимая, как там все устроено, иногда говорим какие-то абсурдные вещи. В данном случае надо всем объединиться, не строить лишние границы и предотвратить сбой системы на локальном уровне».

Фото на постере: Эльвира Маликова, Ильнар Тухбатов

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям