Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Светомузыкальные шоу, Пугачева и космос: как развивалось конструкторское бюро «Прометей»

Светомузыкальные шоу, Пугачева и космос: как развивалось конструкторское бюро «Прометей»
За почти 50-летнюю историю конструкторы бюро «Прометей» успели создать десятки проектов в области аудиовизуального искусства. К 100-летию ТАССР вспоминаем о зарождении в Казани синтеза музыки и света в интервью с директором Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» Анастасией Максимовой.

Студенческое конструкторское бюро «Прометей» было образовано на радиофакультете 5-го здания КАИ, где студенты отрабатывали практические навыки полученных теоретических знаний. Название бюро получило благодаря первому в мире светомузыкальному произведению русского композитора Александра Скрябина. Изначально начинающие конструкторы учились анализировать звуковые сигналы и конструировать из них электронные музыкальные инструменты.

Тандем «художник-инженер» и симфоническая поэма

Началась история бюро в 1962 году с дружбы студента КАИ Геннадия Пронина с художником Константином Васильевым, который обучался на тот момент в художественном училище. Когда Васильев рисовал, он всегда слушал музыку, в том числе произведения Скрябина, которым впоследствии заинтересовался Пронин. Васильев рассказал будущему радиоинженеру о композиторе, который первым в мире включил в свою музыкальную партитуру строку с описанием, каким образом его музыка должна сопровождаться светом.

В итоге у соседей по квартире родилась идея поставить симфоническую поэму «Прометей» так, как ее задумал автор. В 60-е инициативы студентов поощрялись, и Геннадий Пронин предложил друзьям по СКБ реализовать замысел своими силами. В рамках концерта студенческой самодеятельности молодые конструкторы соорудили первый пульт для исполнения светомузыкального произведения. Для расшифровки световой партии были приглашены студентки и доцент Казанской консерватории Абрам Юсфин. Оба здания — консерватории и 5-е здание радиофакультета КАИ — находятся на площади Свободы.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Первое светомузыкальное шоу и начало истории Булата Галеева в «Прометее»

6 апреля 1962 года состоялся первый светомузыкальный концерт в актовом зале радиофакультета. Участники творческой команды сделали полупросветный экран из папиросной бумаги площадью 180 кв. метров, который они разместили полукругом. За экраном были расположены лампы, окрашенные в разные цвета, и соединены с пультом «Прометей-1», которым управляли студентки консерватории. Экран полностью заполнялся цветом. Музыка транслировалась в записи, а световую партию исполняли вживую. Из-за расположения экрана зрители находились будто в пространстве всего действа. С этой установкой было проведено еще несколько концертов на протяжении весны 1962 года.

Через неделю после первого концерта о нем прочитал выпускник физико-математического факультета казанского педагогического института Булат Галеев. Он был поражен и воодушевлен событием, потому что у него уже тогда была своя концепция светомузыкального синтеза. К тому же о Скрябине и светомузыке он знал очень много. Он конспектировал всю прочитанную литературу по теме в общих тетрадях, делал первые заметки и выводы.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Галеева не было на первом светомузыкальном концерте. Однако когда он пришел в КАИ, его сразу взяли работать в СКБ, и после этого он участвовал во всех проектах «Прометея». В 1965 году Галеев стал руководителем бюро.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Вторая установка и воздействие света и цвета

Цвет имеет свое воздействие на наше сознание. Если мы находимся в ярко-красной комнате, у нас более возбужденное состояние, если в комнате с зелеными стенами, то, наоборот, чувствуем себя спокойнее. Однако помимо физиологической реакции цвет несет и определенную эстетическую информацию, которая усиливается, если цвет образует те или иные формы.

И в 1963 году «прометеевцы» делают второй пульт, который воспроизводил на экране различные цветовые формы. С успехом прошли еще несколько светомузыкальных концертов. Но постоянно использовать актовый зал 5-го здания КАИ было нельзя. Там должны были проводиться еще и другие мероприятия, в том числе партийные и комсомольские собрания.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Третья установка — мобильный «Кристалл»

В 1964 году студенты СКБ конструируют транспортабельный инструмент «Кристалл», с помощью которого позже проводились уникальные световые концерты.

Установка представляла собой большой октаэдр размером 1,5 куб. м с чутким пультом управления. Клавиатуру «Кристалла» собирали с учетом пожеланий музыкантов, и впоследствии она напоминала музыкальные инструменты за счет своего интуитивного интерфейса. Для управления устройством нужно было нажимать кнопки, которые отвечали за изменение цвета, и педали, регулирующие интенсивность света. Для визуализации цветовых форм использовали комбинации клавиш. С помощью такого интерфейса исполнители создавали уникальные световые картины внутри «Кристалла».

Концерты с этим инструментом проходили на разных площадках Казани. Годом позже «Кристалл» демонстрировали в Москве на ВДНХ, где эта разработка была отмечена дипломом в разделе «Научно-техническое творчество».

За время долгого хранения инструмент существенно пострадал и был модернизирован в 2016 году при поддержке Политехнического музея. В последнее время было проведено несколько концертов на «Кристалле» в московском «Гараже», в Центре современной культуры «Смена» и в Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, где на нем исполнялась «Синестетическая поэма» Питера Кирна.

Светомузыкальные фильмы и окрашивание черно-белой пленки

Постепенно светомузыка стала главным полем деятельности для СКБ «Прометей». Концерты с визуальным сопровождением были для 60-х годов уникальным явлением. Они оказывали на зрителей необычайное впечатление. Но концерты требуют специальной площадки и организационных усилий, поэтому возникла идея фиксировать световые композиции на пленку.

Булат Галеев и сотрудники Казанской студии кинохроники изобрели способ съемки таких фильмов. Методика заключалась в том, что на черно-белую пленку Казанского химзавода «Тасма» фиксировали работающие световые съемочные модели, а затем пленку прокрашивали с методом влажной гидротипной печати.

Создание светомузыкальных кинофильмов началось с визуализации световой строки симфонической «Поэмы огня» Скрябина. Она была потактно проанализирована Булатом Галеевым и его супругой, выпускницей консерватории, Ириной Ванечкиной. К слову, Ванечкина впоследствии скрупулезно исследовала творчество композитора. О нем и о его музыкальной деятельности она написала 55 научных статей и две монографии.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

В итоге для каждой музыкальной фразы создавали свои съемочные модели, которые повторялись в зависимости от музыки. Следующей светомузыкальной картиной стало «Вечное движение» 1969 года на электронную музыку Эдгара Вареза.

«У нас здесь музыкант имеет дело с совершенно новым материалом — светом» супруга Булата Галеева, пианистка и сотрудница СКБ «Прометей» Ирина Ванечкина


Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Третий фильм — «Маленький триптих» 1975 года был снят на музыку Георгия Свиридова. Он состоял из трех частей. Первая часть представляла обобщенный образ России, вторая — испытание и борьбу, а музыка третьей части была наполнена ощущением радости и полноты жизни. Картина предназначалась для широкого проката, то есть ее должны были показывать перед художественными фильмами во всех кинотеатрах Советского Союза.

«Товарищи из Казани заслужили всяческой поддержки. Они предложили новую форму зрительный ряд соединения с музыкой. Мне лично кажется это очень интересной попыткой сделать что-то новое» композитор Георгий Свиридов


Новая картина казанских инженеров-художников должна была рассказывать жителям СССР о светомузыке. Был даже заключен договор с Министерством кинематографии, однако по неизвестным причинам фильм в широкий прокат не вышел.

Тема космоса и общение с инопланетянами с помощью света

Первый полет Юрия Гагарина и последующее освоение космоса в 60–70-е годы привели к тому, что космическая тематика стала очень популярна в обществе. А что уж говорить о КАИ, где работали знаменитые конструкторы космических ракет. Не случайно поэтому обратились к ней и «прометеевцы».

В итоге последний видеофильм, созданный с помощью гидротипной печати, — «Космическая соната» — был снят в 1981 году. Сначала провели съемки визуального ряда, и уже под него композиторы Александр Немтин и Станислав Крейчи написали электронную музыку.

Булат Галеев, по словам директора Фонда Анастасии Максимовой, утверждал, что светомузыке нужно уделять особое внимание, потому что это искусство космического века. Неизвестно, какая музыка будет на других планетах, но свет будет везде, потому что его излучают звезды. Поэтому интерпретация света и его эмоциональное воздействие будет расшифровано на всех планетах. Свет может стать фундаментом для того языка, с помощью которого мы сможем общаться с представителями других планет.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

В конце 80-х годов СКБ «Прометей» приобрело видеотехнику на внебюджетные средства, и Галеев с коллегами начали эксперименты в области видеоарта.

«”Прометей» по праву можно назвать не только пионером технологического и аудиовизуального искусства, но и одним из первооткрывателей видеоарта в России»директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» Анастасия Максимова


Султан Исхаков

Всего было снято 11 видеофильмов с использованием различных световых моделей.

Первые коммерческие проекты бюро «Прометей» для Казани

Булат Галеев и конструкторы «Прометея», расширяя сферу своих экспериментов, предприняли удачный менеджерский ход. Они решили использовать свет не только в рамках художественного произведения, но и в прикладных целях. А именно в дизайне интерьера и в динамической подсветке городской архитектуры, что стало для СКБ первым коммерческим проектом. Тем более что в те времена динамической подсветки в Казани не было. Главные и центральные улицы подсвечивались лишь обычными фонарями, а украшали город гирляндами только к Новому году. Поэтому было огромное поле для фантазии, как можно сделать город красивым. «Прометей» включился в городские проекты как подрядчик, и деньги, которые удавалось получить от их реализации, шли на покупку пленки, станков и расходных материалов.

«Малиновый звон» Кремлевской башни

Первым проектом подсветки стала установка «Малиновый звон», которая была реализована в Спасской башне Казанского Кремля в 1967 году. Здесь тоже пытались соединить свет и звук в единое целое. Чем громче становился звук колокола башни, тем интенсивнее загоралась подсветка. Светомузыкальный «перформанс» проходил каждый час в вечернее время.

Булат Галеев придумал идею установки, опираясь на метафору. На самом деле словосочетание «малиновый звон» появилось благодаря бельгийскому городу Малин, где делали прекрасно звучащие колокола. Сначала башню подсвечивали только снаружи насыщенно розовым цветом. Светильники с фильтрами малинового цвета разместили вдоль балкона и запрограммировали их параллельно звуку колокола. Чуть позже проект доработали и поставили подсветку еще и внутри восьмерика. Двойная подсветка создавала ощущение воздушности архитектуры и прозрачности стен, будто ее верхняя часть парила.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

«Установка простояла долго, и на нее ходили смотреть как на главную достопримечательность города, потому что такой динамической подсветки нигде не было», — отметила Максимова.

Уникальная подсветка цирка, реагирующая на смену погоды

Вторым проектом была подсветка Казанского цирка. К слову, подобный проект был первым в мире — американские и европейские специалисты визуального искусства подтвердили эту информацию. «Я спрашивала, были ли в 69-м году такие установки, и все подтвердили, что в мире таких проектов не было», — добавила Максимова.

Конструкторы запараллелили интенсивность подсветки с датчиками погоды. Они были установлены на крыше цирка и измеряли направление и силу ветра. Исследователи переработали сигналы, чтобы они передавались на прожектора, от этого менялась цветность. Если ветер был северный, подсветка становилась голубой, при южном — красной, при восточном — зеленой.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Если шел дождь или снег, то прожектора как бы размывали цвет. Сама идея взаимодействия природы и искусственной аудиовизуальной среды была вызвана потребностью сделать агрессивный урбанистический фон, где много шумов и излишнего света, гармоничным для жителей. Природный свет никогда не повторяется, поэтому, по мнению Галеева, и искусственная подсветка не должна повторяться, соответствуя природе.

Подсветка памятника погибшему солдату

Подсветка Монумента Победы в 1996 году была одним из последних проектов при жизни Булата Галеева. Там были использованы эффекты «оживления камня», то есть гранитные блоки при правильно поставленной подсветке создавали эффекты легкого движения и воздушности памятника.

Инсталляция с танками и Борисом Ельциным

В конце 80-х — начале 90-х «Прометей» обращается к видеоарту. Первые видеоинсталляции появились после поездки Булата Галеева на фестиваль технологического искусства «Арс Электроника» в австрийский Линц, где ежегодно проходит смотр электронного и технологического искусства со всего мира.

Поехал он туда благодаря сотрудничеству с американским журналом «Леонардо». Этот журнал рассказывает о связи между наукой, техникой и искусством. Булат Галеев был одним из редакторов этого журнала и писал о советских изобретениях. В Линце он увидел и оценил инсталляции, не все из которых ему понравились. Он понимал, что может сделать их лучше.

На обратном пути в самолете он сделал серию чертежей инсталляций. Закупленные телевизоры и видеокамера позволили снять серию видео для инсталляций с ироничным подтекстом.

Один из таких проектов имел политический контекст и назывался «Русские уходят из Европы». Инсталляция появилась в 1991 году и была посвящена выводу советских войск с территории ГДР. Эту работу ни разу не показывали в Казани.

На восьми экранах, которые стояли рядом друг с другом, демонстрировалась колонна из танков. Они медленно двигались и грохотали. Над восьмью телевизорами стоял еще один и смотрел дулом прямо на зрителя. А еще один дисплей показывал Бориса Ельцина, который управляет оркестром, играющим марш «Прощание славянки». Это были реальные кадры кинохроники немецкого телевидения, которые переслали Галееву друзья из Германии.

Инсталляцию показали только в Европе в 1992-м и в 2011 году в Москве в Центре современного искусства. Одиннадцать видеоинсталляций, созданных по идеям Галеева, были показаны единожды в начале 90-х в Казани.

Как «Диско» помогло снизить уровень преступности среди казанских группировок

В столице Татарстана в 80-е годы был высокий уровень преступности и большое количество молодежных группировок, которые занимались криминальными вопросами разделения сфер влияния и рэкета. То есть наблюдалось серьезное расслоение молодежи.

Одна часть была нацелена на учебу, музыкальные школы и спортивные секции. А другая группа молодых людей, которым попросту нечем было заняться, они объединялись в криминальные группировки. В основном они обучались в ПТУ или учреждениях среднего специального образования.

Екатерина Семенова

Но было место, куда ходили обе части молодежи, — это дискотеки. Чтобы заинтересовать молодежь в красивой организации этих мероприятий, была придумана программа для ПТУ по созданию светомузыкальной аппаратуры. Молодым людям нравилось конструировать их самостоятельно по методическим рекомендациям и мастер-классам, которые проводили сотрудники СКБ. Было издано методическое руководство по созданию цветомузыкальных устройств и проведению дискотек.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Эти самостоятельные поделки создавались индивидуально, а вот один прибор дошел для серийного производства на Казанском оптико-механическом заводе. С 1984 по 1992 год было выпущено несколько партий серий этого автоматического светомузыкального устройства под названием «Диско».

Конструкторы бюро «Прометей»

За все время в СКБ работало около 100 человек — это были инженеры и преподаватели КАИ, а также рабочие высшей квалификации, которые вырезали детали для установок с помощью различных станков. На практику в СКБ каждый год приходило от 50 до 300 студентов.

Сотрудничество шло с музыкантами и художниками. То есть для каждого проекта собиралась своя команда специалистов и студентов. Все детали и комплектующие светомузыкального оборудования делались вручную, и поэтому все установки СКБ «Прометей» считаются уникальными.

Во многом сотрудничали с бюро два казанских художника — Константин Васильев и Надир Альмеев. Константин Васильев рисовал афиши и пригласительные билеты для первых концертов, подбирал краску и концентрацию цветов для лампочек светового оборудования, оказывая поначалу художественное содействие.

«Меня привлекают здесь необыкновенные возможности эксперимента, и странно, что многие художники не замечают этого. Ведь без художника эта аппаратура останется лишь грудой металла»художник Надир Альмеев


Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Надир Альмеев прогрессивный человек, он был другом Булата Галеева. Ему была интересна идея синтеза искусств, поэтому Альмеев и включился в работу сразу по нескольким направлениям. Художник делал иллюстрации для монографий и статей Булата Галеева. Их создавали для того, чтобы разъяснить читателям все тонкости светомузыкального искусства. Работы Альмеева есть в нескольких книгах СКБ «Прометей». Он участвовал также в художественном решении светомузыкальных фильмов и слайдомузыкальных композиций.

Музей светомузыки в здании банка «Ак Барс» и просьба Аллы Пугачевой

В демонстрационном зале музея светомузыки, который просуществовал с 1976 по 1991 год по адресу ул. Декабристов, 1, находились информационные стенды с вырезками на темы видео и кинетического искусства, визуализации музыки, компьютерной графики и лазерного искусства, истории светомузыки и творчества выдающихся светохудожников.

В этот музей привозили всех видных гостей столицы Татарстана, чтобы показать, куда движется искусство и какие изменения его ждут. К слову, Алла Пугачева в свой приезд в 80-е годы попросила, чтобы ее имя написали лазером на облаках, однако это не было организовано.

Системой «пространственного звука» в СКБ начали заниматься в 60–70-е годы. Ее организовали в Музее светомузыки. Установка из 48 колонок, соединенных с усилителями и пультом и размещенных по всей территории зала (на потолке, на полу и стенах), позволяла создавать эффекты физического перемещения звука. С помощью пульта можно было вводить координаты возникновения и перемещения звука. Например, можно было изобразить эффекты пролетающего самолета или полет шмеля.

Установку демонстрировали в Москве на ВДНХ, где ее отметили дипломом. После этого она более десяти лет функционировала в демонстрационном зале Музея светомузыки. С 1992 года ее восстановили в зале КАИ, куда часть экспозиции и сохранившегося оборудования были позже перевезены.

Выселение музея СКБ «Прометей» из-за «Ак Барс Банка»

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Переезд «Ак Барс» Банка предусматривал освобождение помещений музея и зала по адресу ул. Декабристов, 1. Сотрудникам бюро дали очень ограниченный период времени, чтобы вывести все установки, и вывозили их в течение одного-двух дней.

«Помещение надо было освободить в очень короткие сроки. Почему до этого о переезде не предупредили, тоже неизвестно. Этих документов я еще не нашла, но этот быстрый демонтаж и перевозка объектов очень сильно им повредили, пострадала сохранность технического и культурного достояния», — Анастасия Максимова.

Как конструкторское бюро превратилось в научно-исследовательский институт «Прометей»

Активная конструкторская деятельность СКБ «Прометей» прекратилась после того, как их выгнали из помещения нынешнего «Ак Барс» Банка, и экономические проблемы 90-х не способствовали новаторским экспериментам. Булат Галеев серьезно заболел, но при поддержке людей, которые понимали важность работ бюро, а также Академии наук и Правительства РТ был создан научно-исследовательский институт экспериментальной эстетики «Прометей».

С 1967 года коллектив организовывал и проводил научно-практические конференции, которые осмысляли междисциплинарные темы на стыке науки, техники и искусства. Со времени основания института конференции становятся международными. Специалисты из разных сфер и стран обсуждали научную важность проблемы синтеза света и звука и возможности выхода изобретений в прикладную сферу. В институте исследовалась также история телевидения и кино в Татарстане.

«Полуподвальный андеграунд» Булата Галеева

Название «полуподвальный андеграунд» дал своему творчеству и разработкам Булат Галеев уже в 90-е годы. Ученый ввел в широкий научный оборот таких известных художников, как Кандинский, и других абстракционистов, которые были под запретом во времена СССР. Тогда абстракция не входила в идеологическую парадигму и была под запретом на территории Советского Союза. На конференциях в Казани, которые регулярно проводило СКБ «Прометей», темы абстракционизма живо обсуждались. Причем обсуждались именно междисциплинарный подход технологического искусства, а также западные новинки светомузыкального искусства.

Такие дискуссии в то время не были распространены ни в Москве, ни в Ленинграде (Санкт-Петербурге), и только в Казани люди могли познакомиться с актуальными мировыми трендами. Тогда отсутствовал интернет, и информацию получали выписывая журналы, в том числе и из библиотеки Конгресса в США. Эти журналы содержали информацию о светомузыкальных шоу, изобретениях, исследованиях и художниках, которые в этом направлении работали. В открытом доступе на территории Союза таких материалов не было, кроме Казани.

При этом на своих концертах они использовали электронную музыку, которую вообще не слушали на территории СССР. Сейчас подобные произведения исполняют неоклассические симфонические оркестры.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

Галеев получал редкие произведения на магнитной ленте. Начиная с 1964 года коллектив «Прометея» ездил с лекциями и показами на различные молодежные фестивали научно-технического творчества по всему миру. Ранние работы по синтезу музыки и света показывались как достижения научной мысли Советского Союза. Списываясь с различными художниками и деятелями искусств, он получал различные записи.

Фонд поддержки аудиовизуального искусства

В 2019 году был организован Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева. Его учредителями являются ветераны СКБ и неравнодушные к наследию бюро и НИИ люди. Сейчас на базе фонда создаются каталоги, описывающие все объекты, архивные документы и записи конструкторского бюро. Все они хранятся на территории Казанского Кремля.

Без нормального описания и электронного каталога архив «Прометея» пока не открыт для исследователей. Найти там информацию для сторонних резидентов проблематично. В планах фонда — обработка оставшихся документов и создание открытой площадки (библиотеки и медиатеки), где заинтересованные люди могли бы познакомиться и изучить славное наследие наших предшественников.

«Электронный художник», «Телевизор, играющий на пианино» и другие восстановленные установки

За последний год была отреставрирована установка «Электронный художник», которая представляет собой синтезатор визуальных аналоговых образов. То, что сейчас можно сделать с помощью Photoshop, ранее проделывали без знания всяких программ. Для этого нужно было просто крутить ручки, которые визуализировали шикарные, фантастические картинки на экране.

На данный момент уже восстановлены установки «Кристалл», «Электронный художник», «Телевизор, играющий на пианино», Макет «Светового памятника Революции» Г. Гидони. Сейчас реконструируются световые съемочные модели для фильмов. Они могут использоваться и как выставочные экспонаты, и как действующие световые объекты.

Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей»

В рабочем состоянии в коллекции «Прометея» еще более десяти собственных уникальных светомузыкальных устройств. Прелесть этих приборов в том, что у них у всех в отличие от сегодняшней программируемой световой аппаратуры ручное управление, которое позволяет их использовать в разных целях. Приборы, которые создавались в бюро «Прометей», совмещают в одном устройстве до 72 эффектов. Мало того, сменяемые насадки позволяют это количество эффектов увеличить до бесконечности.

Марат Ишкильдин

«Все эти устройства, стенды и инсталляции интересны тем, что они показывают историю технической и эстетической мысли, рассказывают о творческой жизни в Казани и России, тем, что представляют значимую тему связи звука, музыки и света, и тем, что реализованы нашими земляками. Очень важно знать об истоках и достижениях в этой области, чтобы двигаться дальше. Ведь развитие мультимедийных технологий, лазерных и световых шоу начиналось в том числе и Казани. Мы очень надеемся на решение вопроса о создании у нас Музея светомузыки имени Б. Галеева, чтобы Казань стала опять светомузыкальной Меккой для художников и ученых из разных стран»Анастасия Максимова



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев