В детстве вы занимались бальными танцами и плаванием, как попали в синхронистки?
– В домашних разговорах мне родители всегда говорят, что школа синхронного плаванья – это был мой выбор. Но сейчас я уже понимаю, что в то время я, конечно, еще не осознавала, что я хочу и куда, так что теперь могу сказать, что это был в большей степени выбор родителей и они его сделали правильно.
Изначально, меня, наверное, как и любого среднестатистического ребенка, родители привели в бассейн, чтобы просто научить плавать. И ни о каких медалях и чемпионатах мира мысли не было ни у кого. К тому же, мои родители – инженеры и со спортом никогда близки не были. Занималась я плаванием, параллельно – бальными танцами, и где-то в 10 лет передо мной стал выбор, по какой спортивной дороге идти. А дальше так, наверное, судьба сложилась и звезды легли, по-другому не скажешь, что после лягушатника меня взял тренер и повел в большие ванны. В том бассейне, в котором я занималась, их две. Одна для пловцов, другая для синхронного плавания, и разница была в том, повернуть мне направо или налево. Повернула направо и оказалась в чаше для синхронного плаванья. И буквально сразу же настолько влюбилась в этот вид спорта, что и по сей день я не только титулованная спортсменка, я фанат этого вида спорта.
Что для вас проще выступать в дуэте или соло?
– Это тяжело сравнивать, но для меня ближе и приятнее, когда я выступаю соло. Когда зритель смотрит соло, все сконцентрировано только на тебе. Ты можешь показать и раскрыть весь свой потенциал и показать весь свой характер. В одном из интервью наш главный тренер Татьяна Покровская сказала, что у моей напарницы математический склад ума, а у меня демонический. Этим она хотела сказать, что есть в моих выступлениях какая-то магия. Это завораживает. В моей постановке «Кармен», которую я показывала в этом году на чемпионате мира, я смогла выплеснуть всю ту дерзость и те эмоции, которые наполняли меня изнутри, и это дополнило программу в целом и сделало ее чемпионской
В 2017 родилась Александра, ваша дочка. В этот период вы ушли из спорта почти на три года. Что мотивировало вернуться в воду? Если не секрет, как принималось это решение? На семейном совете?
– Это было не вымученное решение, я знала, что вернусь в воду еще с того момента, когда только ожидала ребенка. Уже тогда я понимала, что не наплавалась. Что я хочу продолжать выступать. В 2017 году, когда я стояла на бортике бассейна в роли тренера, я отчетливо понимала, что в это время я могла быть в воде и что мое место именно там. Позже я дома завела разговор с мужем, который меня поддержал. Сказал, что готов оставаться с ребенком, лишь бы осуществить мою мечту по возвращению в спорт.
Могло быть по-другому?
– Я очень амбициозный человек. И мне очень сложно себя остановить, если у меня есть желание и цель, то муж это понимает и всячески поддерживает. Если меня закрыть дома, из этого ничего хорошего точно не выйдет.
По пальцам можно пересчитать спортсменов, которые возвращались в спорт после рождения ребенка, и не просто возвращались, а с международным триумфом. Каково это – возвращаться после почти трехлетнего перерыва?
– На самом деле, это оказалось не так сложно, как я думала. Я ожидала худшего. Да, мое тело было «расстренировано» полностью. Но при этом мышцы настолько все хорошо помнили, а голова понимала, что надо делать, что я не могу сказать, что возвращение мне далось с большим трудом. Прежде всего, подтягивать пришлось гибкость. За время беременности и время без тренировок гибкость, особенно в спине, сильно пострадала. Растяжка на шпагат и канат. Над этим, на самом деле, мы работаем до сих пор. Что делать, с возрастом человек становится мудрее, но точно не становится гибче. Приходится работать над этим с двойным усилием.
Вы умеете задерживать дыхание на 4,5 минут. Среди синхронисток есть те, кто может это делать на более длительное время?
– Если честно, то таких исследований больше не проводили и не экспериментировали. Но я знаю, что у нас девочки уходили в дайвинг и там успешно себя реализовывали. Двукратная олимпийская чемпионка Ольга Новокшенова имеет там свой рекорд по задержке, и это больше пяти минут, так что мне есть над чем работать
– Задержка дыхания, опасное дело, чуть переборщил – и мозг незаметно отключается, гипоксия. Не страшно?
– Это страшно, и это страшно даже во время нашей программы. Несмотря на то, что у нас на выступлениях задержка дыхания не столь длительная, бывали случаи, когда ты заканчиваешь программу и понимаешь, что твоей напарнице, мягко говоря, не очень хорошо. У нее судороги, и ты тоже в никакущем состоянии, сам не чувствуя ни рук, ни ног, должна подхватить свою партнершу и тащить ее быстрее к бортику, где уже стоит группа первой помощи, доктор с нашатырем и всем необходимым. Это, конечно, страшно. Но для того мы и готовимся задолго до турнира, чтобы, не дай бог, такого не было на старте.
Семья ездит с вами на турниры или смотрит дома по телевизору выступления?
– Я никого никогда не беру с собой. Все сидят и смотрят дома по телевизору. Каждый раз, когда они присутствуют на турнире, у меня ощущение, что их волнение передается мне. Я начинаю их искать взглядом на трибунах, и это потеря концентрации, поэтому мне лучше, когда они смотрят из дома. Единственные были соревнования, на которые я дала добро и мои родители и родные приехали, это Универсиада и Чемпионат мира по водным видам, которые проходили в Казани.
Чемпионат мира в 2017 года пропустили из-за проблем со здоровьем. Две операции уже были. Следующие Олимпийские игры в Токио в 2020 , что потом? Может, как говорят боксеры, перчатки на гвоздь…Выступать еще будете?
– Посмотрим, как все будет складываться, и со здоровьем тоже. У нас ведь никто и никогда не объявляет сразу о завершении карьеры. Нужно отдохнуть. Подумать. Взвесить все за и против.
Самым титулованным спортсменом в истории чемпионатов мира по водным видам спорта является на данный момент американский пловец Майкл Фелпс, завоевавший 26 золотых медалей. У вас 21, осталось чуть-чуть, поборемся?
– Я понимаю, что карьера спортсмена рано или поздно должна закончиться. Конечно, все тренеры на прошедшем чемпионате мира мне сказали, что можно еще практиковать и на следующий цикл тоже, глядя, как достаточно легко я набрала спортивную форму после перерыва. +Но я и своей семье нужна. Посмотрим.
Многие детей уже с рождения учат плавать, ваша Александра, водоплавающая?
– Ей сейчас почти два года. Я не водила ее на грудное плаванье. Практически все лето дочка находится на море с бабушками, потом со мной. Из воды не вылезает. Понятное дело, что это пока нарукавники, круг, но она не боится воды. Она не боится волн. Наоборот, с радостью бежит туда. Самое главная наша задача не загнать ее туда, а вовремя остановить. В дальнейшем я, конечно, отдам ее учиться плавать, а уж дальше выбор будет за ней. Нужно будет смотреть по фактуре. Если дочка пойдет в папу, то синхронное плавание нам, наверное, не светит.
Кроме синхронного плавания вы занимаетесь парусным спортом: участница серии международных регат. Муж опять же яхтсмен. Планируете и в этом спорте сделать карьеру? Возрастного ценза в нем практически нет.
– На самом деле парусным спортом я начала заниматься совсем не так давно. Где-то с 2012 года. Многие пишут, что у меня муж – яхтсмен, хотя в первую очередь он адвокат, а уже потом яхтсмен- любитель. Он безумно полюбит парусный спорт и весь свой отпуск старается проводить на регатах. Плавает на российских турнирах, если есть возможность, выезжает за рубеж. Но в первую очередь это все-таки его хобби. Конечно, у нас были гениальные мысли по поводу моей переквалификации в другой вид спорта. Можно попробовать попасть в сборную России, а потом, может, и на Олимпийских играх стартовать. В истории спорта очень мало спортсменов, которые стали чемпионами по нескольким видам спорта. И у нас до сих пор не умерла надежда, что мы это когда-то осуществим. В этом сентябре мы отправимся на международную любительскую регату в Хорватию. Там выступим в дивизионе полу-про, где нет заслуженных мастеров. У нас есть знакомые и друзья, которые являются участниками Олимпиад, но нам пока до этого уровня далеко.
Вы первый вице-президент Федерации синхронного плавания РТ, а сентябре пройдет первый набор в школу синхронного плавания Татьяны Покровской, которая будет функционировать на базе училища Олимпийского резерва. Что нужно ждать от создания этой школы, почему именно в Казани?
– Я безумно благодарна Казани за то, что здесь создается школа имени легендарного тренера. Есть в России разные клубы, в Москве, в Питере, но ни одна школа не носит имя Покровской. Это человек – герой. Взято столько Олимпиад, а сколько выращено олимпийских чемпионов! И не просто чемпионов по званию, а прежде всего добрых, отзывчивых людей. Понятно, что у всех нас, ее учеников, есть мамы и семьи, но, поверьте, с Татьяной Николаевной мы проводим гораздо больше времени, чем со своими родными. Это наша вторая мама.
И поэтому очень приятно, что именно в Казани открывается школа ее имени. Это дополнительный стимул для детей, понимать в какой школе они проходят обучение, и эта ответственность будет им помогать бороться, стремиться достигать самых высоких результатов. А они будут, поверьте мне. Конечно, важное дело – это тренерские кадры для школы, но я уверена, что и с этим Казань справится.
Как пришло решение поступить в Казанскую Поволжскую академию?
– Казань для меня последнее время стала фактически родным городом. Как я уже сказала, я провожу свой отпуск на регате, так же я провожу свой отпуск и в Казани. Мой муж 10 лет прожил в Казани. Окончил КФУ. Был преподавателем. У него здесь живет тетя, которая раньше работала судьей. У него здесь преподавал дедушка, заслуженный профессор. И конечно, этот город в моей жизни и жизни моей семьи занимает отдельное место. Я не скрываю того, что после окончания спортивной карьеры, я вижу себя тренером, а без высшего спортивного образования это не получится. Учеба в академии – это для меня новый дополнительный толчок и задел на будущее.
Вы будете задействованы в процессе обучения в школе синхронного плаванья Покровской?
– Я очень надеюсь, что буду. Понятное дело, что на сегодняшний день первичным является подготовка к Олимпийским играм 2020. И в это время хотелось бы ни на что другое отвлекаться. С другой стороны, в дальнейшем своем тренерском будущем я хотела бы видеть себя именно в казанской школе Татьяны Покровской.
Пятикратная олимпийская чемпионка, 21-кратная чемпионка мира, 10-кратная чемпионка Европы. Ноль в графе поражении. У всех соперников и любителей один вопрос – почему? Как так получается?
– Потому что у нас есть Покровская и Данченко, которые могут увидеть и развить талант своих учеников. В отношении меня, наверное, многое совпало. Способности, характер, безумный фанатизм и любовь к синхронному плаванью и, конечно, выдающиеся тренера.
Нет комментариев-