Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

СуперАлиса: «Создание песен в мультимедийном формате – такое же женское занятие, как и вышивание»

СуперАлиса: «Создание песен в мультимедийном формате – такое же женское занятие, как и вышивание»
СуперАлиса (Алиса Хусаинова) – татарская исполнительница, работающая в стиле электроклэш. Она сочетает электропоп-аранжировки с народными татарскими мелодиями и исламским колоритом. Первый клип «ЭВМ» и альбом «Tatarstan Super Good» вышли в 2004 году. В 2016 году Алиса выпустила клип «Чингизхан».

Алису, одетую в необычный национальный хиджаб, можно часто встретить в Камаловском театре. Дочь-подросток всегда одета под стать маме. Мне бы и в голову не пришло как-либо сопоставить их с образом СуперАлисы. А тем временем скромная девушка в национальном одеянии – не кто иная, как сама СуперАлиса, представившая своим альбомом «Tatarstan Super Good» татарскую музыку на мировой арене. По образованию Алиса Хусаинова – журналист, окончила журфак Казанского государственного университета.

Почему СуперАлиса? В чем Алиса супер?

Я бы не сказала, что СуперАлиса – супер в чем-то отдельном, это всего лишь сценическое имя. СуперАлиса – логин моей первой электронной почты. Во времена, когда у нас еще не было домашнего интернета, мы зависали в интернет-салонах. Позже это имя перекочевало в название моего музыкального проекта – SUPERALISA.

Как появилась СуперАлиса? И кто автор проекта?

Все началось в 2001 году с переезда в Москву. С середины 90-х годов мы были там частыми гостями – вместе с друзьями ездили на концерты, выставки, премьеры фильмов, даже за ботинками на платформе! Приехав в Казань в декабре 2001 года, мой друг Алик Валиев написал для меня песню «ЭВМ». Мы быстренько сняли на нее клип в интернет-салоне «Пилот», он располагался в 7-м здании КАИ. Алик сам сделал монтаж клипа, тогда он вдруг увлекся видеомонтажом. Добавили в него всевозможные видеоэффекты. Тогда я и не думала о каком-либо образе: в жизни я была такой же, как и в клипе. Я даже на паспорт фотографировалась с «химией» на голове и в лисьей горжетке. Наверное, тогда я была той самой настоящей «певицей СуперАлисой». То есть в «ЭВМ» я была только исполнительницей, хотя наверняка идея принадлежала мне, но все остальное делал Алик. Сейчас я уже не только певица СуперАлиса, потому что всю техническую часть записи песен приходится делать самой. 

А через год познакомилась со своим будущим мужем – московским татарином Ахметом Ибрагимовым. В 2004 году в Москве вышел мой первый альбом «Татарстан Супергуд». Муж был рядом, когда я записывала альбом. Он создал все условия, чтобы я могла заниматься творчеством, работать над альбомом, не обращая внимания на житейские проблемы.

Альберто дель Космико, имя которого встречается у вас в релизах и интервью, – это и есть Ахмет Ибрагимов?

Альберто дель Космико – псевдоним Ахмета Ибрагимова. Мы уже давно в разводе.

Рождение дочери Марьям как-то повлияло на вашу музыкальную карьеру? Ваши взгляды на жизнь и музыку претерпели изменения?

С дочерью жизнь обновилась. Первые полгода после ее рождения я пыталась совместить артистическую деятельность с уходом за ребенком. Таскала месячную малышку на гастроли. Нас хватило примерно на полгода, потом Марьям заболела – простудилась в пути. Это меня сильно испугало, и я перестала выступать. Посвятила себя материнству, все свое время и внимание отдавала ребенку. Сейчас я анализирую и прихожу к выводу, что это пошло на пользу моему творчеству. Я бы начала повторяться. А в перерыве я наполнилась чувствами, рождались новые идеи. Начала записывать новые песни, снимать клипы только когда Марьям пошла в школу.

Окружающим нелегко принять тот факт, что красивая женщина в национально-мусульманской одежде – певица, выходки которой кажутся странноватыми для традиционных татар. Какой из образов настоящий и какой ближе вам?

В национально-мусульманской одежде – настоящая Алиса, а в костюме певицы – настоящая СуперАлиса.

Что-то подтолкнуло вас прийти в религию, поменять стиль одежды на национально-мусульманский? Что поменяло ваши взгляды на жизнь?

В феврале 2003 года во время никаха я произнесла шахада и приняла ислам. Постепенно я создала для себя национальный вид хиджаба.

Какой из образов более интересен вашей дочери? Она участвует в ваших проектах? Ей это интересно или она отдает предпочтение другим музыкальным направлениям?

Рамиль Гали

Пока Марьям растет под моим воздействием, поэтому в целом наши музыкальные предпочтения совпадают. Она уже стала мне помогать. Скажем, когда мы снимали клип «Чингизхан», пришлось приодеть маму СуперАлисой. Потому что я сама была оператором. А в последнем клипе я снялась сама, камеру держала Марьям. Только начала монтаж клипа. Думаю, что в будущем мы с Марьям будем вместе выступать. Может быть, ощущения от нашей совместной работы станут для нее основой для собственного творчества.

Я часто встречала вас с Марьям в театре Камала.

Любовь к театру привилась дочери от бабушки. Моя свекровь родилась и выросла в Москве, но очень любила театр Камала. Она всю жизнь любила татарское искусство. С удовольствием рассказывала, как они ходили на спектакли камаловцев в Москве в 50-х годах, в Дни татарской культуры. Поначалу мы ходили в театр по инициативе Марьям, потом я и сама втянулась. Уже который сезон подряд мы каждый месяц ходим на спектакль «Голубая шаль». Считаю, что это мировой шедевр! 

Говорят, Марьям знает татарский язык лучше вас, это правда?

Да. Она любит читать татарские пьесы. Многократно читает пьесы своих любимых спектаклей. Мы выписываем татарские газеты и журналы – Марьям читает их от корки до корки.

Ваш кумир в музыке?

Салих Сайдашев.

Алиса, у вас есть музыкальное образование?

Нет. Отец был меломаном, поэтому с детства я слушала качественную музыку на хорошей аудиотехнике. В доме были пианино, гитара и бас-гитара. Самостоятельно научилась играть.

А кем был ваш папа-меломан? И что вы можете рассказать о вашем роде?

Мой отец Шамиль Хусаинов в 60-70-х годах играл на бас-гитаре в таких вокально-инструментальных ансамбля, как «Сәйяр», «Сюрприз». Он ездил на гастроли с известными исполнителями Гульзадой и Рифом Сафиуллиными, Зиннуром Нурмухаметовым, Ренатом Ибрагимовым. Играл в ресторане «Дом татарской кулинарии» на Баумана. Еще одно интересное воспоминание – когда в 1967 году в международный лагерь «Волга» приехала Мирей Матье, папа купался в Казанке с Мирей на руках.

Мама Радифа Равилевна – программист. Одна из первых программистов Казани. Окончила школу № 131 в Казани, училась на отделении кибернетики в КХТИ, работала в известной ГНИПИ-ВТ, где выпускались ЭВМ. Судьба ее родителей, то есть моих дедушки и бабушки, связана с передвижным театром Казани. Бабушка Рузалия Абубакирова была актрисой, в 1950 году окончила театральное училище. А дедушка Равиль Биккинин был баянистом – учился в музыкальном училище. Его отец – мой прадедушка Хабибрахман Биккинин был скрипачом. Он был родным братом заслуженного артиста ТАССР, гармониста-виртуоза Файзи Биккинина. Братья Биккинины играли в струнном оркестре Салиха Сайдашева. Этот оркестр в 1910-х годах играл на антракте во время спектаклей татарского театра. В книге про Файзи Биккинина есть такие строки: «Салих ценил Хабибрахмана Биккинина, считал очень музыкальным, старательным, терпеливым человеком и очень его любил…»

Родители нарекли вас необычным именем. Какая Алиса из литературы и искусства вам ближе? Рок-группа Кинчева? Или Алиса из Зазеркалья? Может быть, Алиса из будущего («Гостья из будущего»)?

Многим это имя напоминает «Алису из страны чудес» или «Алису-миелофон». Раньше имени Алиса не было. Когда я с кем-нибудь знакомилась, меня переспрашивали: «Олеся?» Лично мне ближе Алиса Льюиса Кэрролла, это была настольная книга. Любила музыкальную сказку «Алиса в стране чудес», она была записана на двух виниловых пластинках вместе с песнями Высоцкого.

Алиса, ваш брат был особенным ребенком. Как он сейчас поживает? Особенные дети могут найти место в жизни в современном обществе?

Необъяснимая гениальность моего брата Булата в науке называется синдромом Саванта. Произошел от французского слова savant, то есть «ученый». В то же время он наивен как ребенок. В нем нет ни капли плохих человеческих качеств, таких как хвастовство, ревность и тому подобное. В этом плане он идеальнее многих «нормальных» людей. Общаться с ним одно удовольствие. Он никогда не скажет лишнего, не обидит. Сейчас Булат выучил Коран, мы можем называть его Булат Кари. Или как Габдуллу Кариева – Булатом Кариевым. Мы живем вместе, но я до сих пор не могу привыкнуть к его чудачествам. Временами он нас удивляет. Он знает номера всех домов в центре города, помнит, когда тот или иной дом снесли. Мыслит нешаблонно. Остроумен, своей парадоксальностью напоминает стиль Ходжи Насретдина, даже еще интереснее. В последнее время я начала привлекать его к искусству. Он снялся в клипе «Чингизхан». Начала делать новый клип с Булатом в главной роли.

Актуальный вопрос: как вы жили и живете во время пандемии? Вас пугает сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуация?

Пандемия как будто стала фоном семейной трагедии. В апреле скончался мой отец, и чрезвычайная ситуация казалась продолжением личной трагедии.

Алиса, у вас нет директора и продюсера. А в команде СуперАлисы есть кто-то еще? Скажем, с кем-то советуетесь? Есть спонсоры? Бывший муж как-то поддерживает?

Когда мы делали альбом «Татарстан Супергуд», муж помогал мне с клипами. Он учился во ВГИКе. Танцевал на концертах. Он танцевал брейк в МГУ, побеждал в танцевальных конкурсах. Сейчас я все делаю сама – музыку, клипы, костюмы, декорации… Если мне что-то не удается сделать в техническом плане – обращаюсь к друзьям-профессионалам.

Музыкальные эксперименты связаны с татарской культурой. Чем для вас интересна татарская культура? Тем, что своя, национальная, или есть другие причины?

Я воспринимаю свое творчество сугубо как традиционное женское занятие. Как женщина, которая любит заниматься рукоделием. С древних времен женщины, любящие красоту, вышивали, играли на кубызе, рисовали шамаили… Я делаю нечто похожее. Только в мультимедийном формате, в современных технологиях.

В клипе «Tatarstan Super Good» звучат имена выдающихся татар: Нуриев, Дасаев, Ибрагимов… Почему именно они? Они – главные татары?

Я считаю, что автор не должен давать объяснения. Иногда в каком-нибудь произведении находишь близкие для себя смыслы. Позже узнаешь, что хотел сказать автор этим произведением, и охладеваешь.

Значительную часть татарской музыки занимает эстрада и лишь малую часть – альтернативная музыка. Сейчас у наших альтернативщиков есть свой фестиваль, поддерживаемый государством. Вы вносите себя в их ряды? Если да, то почему вас нет среди них? А если нет, то какое место занимает ваша музыка в мире татарской музыки?

Наверное, я своя среди чужих и чужая среди своих.

Планируете выступать в Казани?

Пока нет.

Почему?

Хочу посещать казанские концерты и театры в качестве зрителя.

 Расскажите о выступлениях в Европе.

Иншаалах, в сентябре буду выступать в городе Лодзь в Польше на международном Фестивале четырех культур. Это будет мое возвращение на сцену после долгого перерыва.

«СуперАлиса – принцесса Казани»

Журналист Гамиль Гибадуллин, более известный как супертамада Гамиль Нур:

«Мне в свое время приходилось участвовать в международном фестивале диджеев. Когда я сказал, что из Татарстана, мне сказали «Татарстан Супергуд», то есть они знали название проекта СуперАлисы. Когда мы говорим о Казани, нам говорят: «Казань – «Рубин». А сейчас сравните: каков бюджет «Рубина» и сколько денег потратил бюджет Татарстана на проект СуперАлисы?

СуперАлисе никто не помогает. А о ней написали крутейшие музыкальные журналы, на нее обратили внимание крутые диджеи, музыкальные специалисты. Она выступала в музыкальных столицах – в Москве, Питере, Варшаве, Берлине. Алиса своей смелостью, широкой эрудицией, глобальным мышлением прославила Татарстан на весь мир.

Во-вторых, она – революционер музыкальной культуры. Сегодня диджеи смешивают разные жанры, делают ремиксы на старые песни, на танцполы возвращаются песни 60-70-х годов. И знайте, всему этому положила основу в 2000-х годах СуперАлиса.

В-третьих, она пропагандировала пентатонику Дешт-и-кипчакской культуры, свойственной татарам. На мой взгляд, мировые музыканты начали узнавать татарскую музыку через СуперАлису. Она представила нашу детскую фольклорную музыку мировой культуре. СуперАлиса привнесла в татарскую городскую культуру душевные ритмы. Если сказать коротко, то СуперАлиса – принцесса нашей Казани!»

Музыкант, музыкальный продюсер Ильяс Гафаров:

«СуперАлиса – основатель татароязычной синти-поп-музыки. Ее тексты просты, но аранжировки для этого стиля очень серьезны. Во времена, когда общество еще не знало о вирусной музыке и клипах, она сумела создать вирусные песни. Их до сих пор знают и помнят. Ее знают в России и до сих пор о ней говорят. Я каждый год приглашаю ее на фестиваль. Но пока она не желает выступать в Татарстане. Наверное, этому есть причины».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев