Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Суицид, употребление алкоголя и секс несовершеннолетних: какие идеи спектаклей для детей представила режиссерская лаборатория татарского ТЮЗа

Суицид, употребление алкоголя и секс несовершеннолетних: какие идеи спектаклей для детей представила режиссерская лаборатория татарского ТЮЗа
В Татарском театре юного зрителя прошла лаборатория режиссеров Tamga, где были представлены постановки на разный возрастной контингент и вкус. От милой истории о собачках до суицида, алкоголя и моря крови. Допустимо ли, чтобы дети смотрели такие постановки, разбирался корреспондент ИА «Татар-информ».

Площадка, где режиссер может перейти рамки дозволенного

Лаборатория режиссеров – это не полноценный театр, за вечер вы можете посмотреть несколько постановок и больше их не увидеть, потому что они могут быть отбракованы. Площадка лаборатории создана для экспериментов. После каждого спектакля режиссер, критики и зрители обсуждают, нужно ли это показывать и как это показывать. Каждый может выразить свое мнение.

«На лаборатории игнорируются устои театра, нарушаются активно», – отметил куратор проекта лаборатории режиссеров Нияз Игламов.

Все постановки, представленные в Казанском ТЮЗе,  были на татарском языке.

«Сначала у меня был шок, хотелось сбежать заплакать и сказать, что, простите, я поехала в Москву обратно. Но потом я привыкла и даже без наушников смотрела», – рассказала Екатерина Корабельник, режиссер, которая привезла из Москвы свой проект на татарстанскую лабораторию.   

Лабораторию мог посетить любой желающий. В зале были маленькие дети, но организаторы все равно показали откровенные сцены, суицид и распитие алкоголя. 

Аутист и жизнь его сверстников без цензуры, 8+

Постановка «Умник» Екатерины Корабельник рассказывает историю мальчика-аутиста, которому 22 года и который видит мир глазами трехлетнего ребенка. Он впервые в жизни сталкивается со сверстниками. 

В спектакле были показаны достаточно откровенные сцены с подростками под звуки женских стонов. 

«Я думаю, эта постановка может рассчитывать даже на возрастной диапазон 8+. Да, там есть какие-то интимные моменты, но дети про это знают больше нас», – заявила режиссер.

Юные зрители признались, что не поняли, о чем постановка. А более взрослые оценили старания актеров и режиссера.

«По-моему, на татарской сцене еще не было спектаклей на тему умственно отсталых людей. Сама атмосфера была создана – урбанистическая среда, это наше время, это наши люди. Замечательная постановка», – заметил один из зрителей Айдар.

Мы обратились к эксперту за оценкой постановки московского режиссера. Кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллинсчитает, что проявление любви допустимо в постановках, если эти чувства олицетворяют что-то духовное. Если же на сцене демонстрируется близость без духовных составляющих, то спектакль можно показывать только взрослым.

«Что касается половых отношений, то это всегда было 16+, и постановщики этого театра должны знать это. Ребенок в 12 лет еще не определился, очень важно ему в это время правильно сориентироваться, и в том числе сексуальном плане», – заметил Гарифуллин. 

Отец-психопат и его суицид, 6+

Постановку «Мой папа Питер Пэн» представил зрителям и критикам режиссер из Норильска Тимур Файрузов. Она оказалась самой неоднозначной, и, следовательно, обсуждаемой. Многие из увидевших спектакль пришли к выводу, что такое детям показывать нельзя.

В центре истории отец и ребенок. Отец вечно где-то пропадает, влезает в долги, выносит деньги из дома. Чтобы как-то оправдать все это, он рассказывает сыну, что он Питер Пэн. Постановка заканчивается его самоубийством отца. На глазах ребенка.

«Само произведение “Мой папа Питер Пэн” разрушительно для наших глаз. Там папа разрушает свою жену, разрушает своего маленького ребенка и разрушает себя. Финал меня шокировал. Я ждала, что герой исчезнет. В традиционной культуре самоубийцы осуждаются, а этот самоубийца взвалил ответственность на маленького человека – восьмилетнего ребенка. Здесь маркировка 6+ совершенно не подходит. Этот текст разрушительный», – прокомментировала постановку литературовед КФУ, кандидат филологических наук Миляуша Хабутдинова.

Приглашенные критики из Москвы тоже не оценили представленную пьесу.

«Самое страшное в этой постановке, что после просмотра начнут оправдывать этого отца, он все равно останется в светлом образе. Это чудовищная история урода, который разрушает всё, разрушает отношения ребенка с мамой, разрушает этого ребенка шестилетнего. Зачем эту пьесу ставить? Она преступна», – высказался театральный критик Владислава Куприна.

Реакция же зала, в противовес экспертной, оказалась положительной, они посчитали спектакль драматичным и очень трогательным.

«Такое вижу впервые, замечательная история. Работа очень интересная, актуальная, так интересно решались проблемы и семьи и остальных героев», – заметил зрительница Ирина.

Но осталось неясно,  будет ли представлена пьеса на сцене вне лабораторных экспериментов.

«Не дело режиссера анализировать, а критики высказались. Наверно, я бы поспорил. И вопрос о том, будет ли постановка вообще, остается нерешенным», – рассказал режиссер постановки.

Кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин считает, что спектакль со сценами самоубийства юные зрители видеть не должны.

«Постановка, где суицид, – это очень опасно, потому что у ребенка не развито мировоззрение, и сцена с суицидами — это очень рискованный сюжет, с этим нужно быть очень осторожным», – заявил Рамиль Гарифуллин. 

Детский алкоголизм и изображение секса на сцене

Последняя для театральной лаборатории пьеса «Молчанка» оказалась самой сложной для восприятия детьми и даже взрослыми. Спектакль был представлен самым юным режиссером —уфимцем Ильшатом Мухутовым.

История неблагополучной семьи, где отсутствует уважение и понимание. Мать гуляет, дети предоставлены самим себе. В постановке курят, пьют, присутствует и секс малолетних. В финале раскрывается бессилие и жестокость матери, которая выколола глаз своему ребенку.

Зрители оценили театральное действо положительно и посчитали, что спектакль нужно регулярно показывать подросткам.

«Это спектакль для детей, для подростков, и сейчас мир устроен так, что подростки знают больше нас, и то, что происходит на сцене, к сожалению, бывает, это их жизнь. Иногда подросткам, которые живут в благополучных семьях, полезно видеть такое», – рассказала одна из зрительниц Ольга.

Режиссеры очень положительно отнеслись к возможности иногда не придерживаться каких-то рамок.

«Во время лаборатории есть возможность шалить, есть возможность быть наглым. Обидно, что многие оценивают пьесу по мату, по агрессии, не думают о том, как трудно быть человеком. Мы живем в то время, когда правда умалчивается, потому что сейчас все пытаются показать обертку и не думают о содержании», – рассказал уфимский режиссер.

Проект из столицы Башкортостана критики одобрили для регулярных показов и предположили, что это положительно отразится на подростках, которые не видят жестокости жизни.

По поводу присутствия в постановке алкоголя, сигарет и интимных сцен высказался эксперт. Он считает, что все зависит от подачи и от того, как на это реагируют зрители.

«Если после просмотра у детского зрителя возникает любопытство к сексу и алкоголю и если он к этому стремится потом, то надо изучать, почему спектакль это вызывает. Если же постановка сделана мастерски и является профилактикой алкоголизма и сексуальных извращений, то эта полезная постановка с точки зрения личности», – прокомментировал  кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

Несмотря на одобрение зрителей, спектакль раскритиковала литературовед КФУ Миляуша Хабутдинова.

«”Молчанка” – это проблема с художественным вкусом как у автора, так и у режиссера, и актеров, которые решились участвовать в этом. Это дурновкусие. Мы можем эту проблему изучить в художественной литературе Достоевского “Преступление и наказание” или “Слезинка”. А тут мы погружаемся в беспросветную тьму. Я не согласна со зрителями, которые одобряют показ постановки с целью того, чтобы показать, как живут в неблагополучных семьях. Мне было смешно это слушать, и мне было очень больно и обидно, что детей из зала не убрали, это разрушает», – прокомментировала показ эксперт.

Таким образом, по словам Хабутдиновой, развитие театра идет по другому, легкому пути. Театр ищет легких побед, хочет привлечь на «пошлой теме» необразованного зрителя.

«Я написала открытое письмо Президенту РТ с просьбой проанализировать ситуацию в постановках наших молодых экспериментаторов. К сожалению, я вижу крен не в ту сторону. Прежде чем написать письмо Президенту, я обращалась к министру культуры, однако получала отписки. Считаю, что государство должно вмешаться», – добавила литературовед.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев