Опыт татарстанского «Народного инспектора» будет распространен по всей России. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» прошел первое чтение в Госдуме. Согласно документу, люди смогут скачать на телефон приложение и сообщать о различных нарушениях ПДД – парковке в неположенном месте, проезде на красный свет, выезде на встречную полосу, развороте в неположенном месте и пр. Все народные инспекторы обязательно должны быть зарегистрированы в специальной федеральной государственной информационной системе.
«Проектируемые изменения предусматривают возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола об административном правонарушении, в случае их фиксации гражданами, зарегистрированными в федеральной ГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи и специализированного программного обеспечения», – сказано в пояснительной записке к документу.
Авторы законопроекта также отметили, что подобная практика широко применяется за рубежом. В нашей стране участие людей в выявлении и фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сегодняшний день апробировано в двух субъектах Российской Федерации – Москве и Татарстане. Как уточнили «Татар-информу» в Минсвязи РТ, мобильное приложение «Народный инспектор» работает в Татарстане с ноября 2014 года. С его помощью жители республики сообщают властям о правонарушениях в области благоустройства территории и экологии, а также о нарушениях ПДД.
«Нарушители получат штраф и осознают свою вину»
23-летний житель Казани Тимур Галеев – активный «народный инспектор». Он отправил в систему около 120 заявок, более половины из них были рассмотрены, нарушители оштрафованы.
«Я снимаю нарушения ПДД во время пеших прогулок, поскольку за рулем это делать неудобно. Чаще всего снимаю нарушения в своем дворе – парковку на тротуаре. Раньше у нас многие ставили машины на тротуар, тяжело было проехать мамам с колясками или даже просто пройти. Мы активно стали пользоваться этим приложением. Сейчас у нас машины редко ставят на тротуар», – рассказал собеседник.
«Шахри Чаллы», автор: Мирхади Разов
Галеев сам ездит за рулем четыре года и за все это время имеет лишь одно нарушение ПДД. Мужчина утверждает, что соблюдает правила и поэтому не боится, что кто-то точно так же пожалуется на него. Наоборот, житель Казани сам учит соседей пользоваться «Народным инспектором», чтобы нарушителей правил парковки во дворе стало меньше. Собеседник «Татар-информа» в качестве пассажира автотранспорта активно снимал и отправлял в приложения такие нарушения, как выезд автомобилей за стоп-линию и движение по автобусной полосе.
«Стукачеством эту работу не считаю. Это ведь делается для всеобщего блага. Нарушители получат штраф, осознают свою вину и больше так делать не будут», – считает он.
За все время работы приложения «Народный инспектор» татарстанцы прислали более 200 тыс. уведомлений. В 2018 год в систему поступило 80 тыс. уведомлений. По 70 процентам из них вынесены постановления об административных правонарушениях и наложены штрафы. Мобильное приложение с каждым годом завоевывает все большую популярность у жителей республики. На сегодняшний день «Народный инспектор» скачали более 160 тысяч раз.
Каждый год в приложение добавляются новые категории, сегодня их уже 19. В прошлом году появились такие категории, как «остановка или стоянка автомобиля далее первого ряда от края проезжей части» и «помеха движению пешеходов». Новые категории добавляются по итогам анализа предложений граждан», – сообщила пресс-секретарь Минсвязи РТ Анна Яковлева.
Заявки принимаются круглосуточно
Заявки народных инспекторов принимаются и рассматриваются в кол-центре Центра информационных технологий РТ. Здесь работают 50 операторов, 7 из них обрабатывают такие заявки круглосуточно. В день в кол-центр поступает более 200 заявок, обработка одного сообщения в среднем занимает чуть более трех минут. Модерацию проходят не все сообщения.
Заявки отклоняют в том случае, если видео было снято некачественно, не видны или загрязнены номера транспортных средств, не отчетливо видны обстоятельства нарушения – дорожная разметка или знаки дорожного движения. Всего отклоненных по таким причинам заявок было не более 10 процентов. Самыми популярными в приложении являются жалобы на парковку на тротуаре (с 2014 года поступило 134 тыс. таких обращений), а также парковка на зеленой зоне (27 тыс. обращений) и жалобы на автомобилистов, не пропустивших пешеходов (около 20 тыс.).
«Шахри Чаллы», автор: Мирхади Разов
Как сообщили «Татар-информу» в пресс-службе ГИБДД РТ, в настоящее время в системе «Народный инспектор» зарегистрировано более 12 тысяч пользователей. Если в начале работы использовалось 6 категорий нарушений, то в настоящее время ГИС «Народный инспектор» принимает уведомления по 16 категориям нарушений ПДД.
«Участники дорожного движения стали активно пользоваться данным приложением, и это способствовало увеличению количества людей, оказывающих помощь в обеспечении безопасности дорожного движения. На наш взгляд, это связано с тем, что участники дорожного движения озабочены своей безопасностью. Такие нарушения правил дорожного движения, как непредоставление преимущества на пешеходном переходе, движение и парковка на тротуарах представляют реальную угрозу и провоцируют аварии с человеческими жертвами. Как положительный эффект следует отметить, что принимая меры к привлечению к ответственности нарушителей с помощью системы «Народный инспектор», участники дорожного движения получают возможность влияния на дорожную обстановку в целом», – отметили в пресс-службе ГИБДД РТ.
145 тыс. штрафов за четыре года
В ГИС «Народный инспектор» сведения о нарушениях ПДД поступают в качестве видеозаписи (30 секунд) транспортного средства непосредственно в момент нарушения. Достоверность видеозаписи обеспечивается путем автоматического определения даты, времени и координат в момент фиксации нарушения. Человек с помощью мобильного приложения фиксирует нарушение ПДД, указывает категорию нарушения и отправляет ролик в кол-центр государственных услуг Центра информационных технологий РТ.
«Если видео соответствует тематике и качеству, оператор кол-центра направляет его в подразделение Госавтоинспекции по месту совершения правонарушения на рассмотрение. Должностное лицо подразделения Госавтоинспекции, получив уведомление о нарушении ПДД РФ, принимает его в работу и рассматривает его в соответствии с административным законодательством», – отметили в ГИБДД РТ.
С ноября 2014 года до начала 2019 года в подразделения ГИБДД МВД по РТ было направлено 176 тыс. уведомлений о нарушениях ПДД. Всего вынесено более 145 тыс. постановлений о назначении административного наказания. Более 109 тыс. постановлений касаются нарушений правил остановки и стоянки на тротуаре, более 8 тыс. – парковки в местах для инвалидов, более 7 тыс. – остановки или стоянки под запрещающим знаком, более 6 тыс. – непредставления преимущества пешеходам, более 6 тыс. – движения по автобусной полосе.
Мнения экспертов:
Региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин:
«Этим приложением могут пользоваться только пешеходы, и в этом его «узкое место». Водители, находясь за рулем, не смогут его использовать. Во-первых, этого делать нельзя, а во-вторых, это сделать тяжело. 90 процентов нарушений при этом видят водители. Когда вы едете, перед вашими глазами происходит куча разных нарушений, но их невозможно зафиксировать. Пешеходы могут зафиксировать только нарушения правил парковки, стоящие автомобили на тротуарах.
Сам «Мобильным инспектором» никогда не пользовался, поскольку это делать невозможно, находясь за рулем. Мы неоднократно предлагали дополнить госуслуги РТ новым сервисом по фиксации нарушений ПДД с видеорегистраторов. Можно просто добавить кнопку «сообщить о нарушении ПДД». На госуслугах РТ все пользователи зарегистрированы. Огромный круг людей, готовых этим заниматься, не вовлечен в данный процесс. Мой видеорегистратор ежедневно фиксирует кучу разных нарушений, но я ничего не могу с этим сделать. У меня нет никакого желания писать заявления в ГИБДД. Огромное количество людей готово сдавать нарушителей пачками, но бюрократическая схема отбивает все желание.
В целом культура вождения в Татарстане отвратительная. Сейчас каждый третий водитель закрывает свои номера от видеокамер снегом. Не знаю, почему ГИБДД с этим не борется. Также закрывают свои номера «парковщики» в центре города. Водители разворачиваются на «сплошной», проезжают дорогу на красный свет, не пропускают пешеходов, ездят по автобусной полосе. Количество нарушителей увеличилось из-за безнаказанности».
Директор высшей школы водительского мастерства Олег Шатов:
«Нужно снимать такие нарушения, которые мешают дорожному движению. Это несоблюдение ряда, проезд на красный свет. Я опасаюсь того, что нарушения в «Народном инспекторе» и дальше будут фиксироваться в основном пешеходами. У водителей снимать нарушения, находясь за рулем, не получится. Пешеходы будут снимать неправильные парковки и едущие по тротуару автомобили. В итоге вместо того, чтобы обустраивать парковочные места, у нас будут собираться штрафы за неправильную парковку.
Постоянно снимает автомобильный регистратор в автомобилях, устройство может зафиксировать реальные нарушения. Чтобы зафиксировать такие нарушения на телефон, необходимо быстро схватить мобильник и войти в приложение, что сделать не всегда получается. В целом культура вождения в Татарстане отсутствует. Чаще всего водители совершают маневр, не включая поворотников. К примеру, на Танковом кольце могут поперек всех полос съехать без поворотников. Надеюсь, что приложение хоть немного исправит ситуацию на дорогах. Сам «Мобильным инспектором» ни разу не пользовался».
Юрист ФАР по РТ Владлен Копвиллем:
«До сих пор для тех, кто обращался в суд, постановления за неправильную парковку во дворах по жалобам в «Народном инспекторе» отменяли. Дело в том, что снятое видео не является средством автоматической фиксации, а это обстоятельство оговорено законом. В таком случае сотрудники ГИБДД должны вызвать нарушителя и составить протокол, но они этого не делают, а сразу выписывают постановление. На сайте ФАР по РТ опубликован образец подобной жалобы для отбивания штрафа по «Народному инспектору». Обжаловать такой штраф в суде легко.
В свое время ФАР предлагала учитывать в системе данные с видеорегистраторов. Тогда нарушителей было бы легко вычислить. Представьте ситуацию: водитель хочет нарушить ПДД, но при этом знает, что практически из любой машины за ним может вестись видеонаблюдение, которое может зафиксировать это нарушение. В «Народном инспекторе» 90 процентов пользователей – пешеходы, которые снимают неправильно припаркованные машины.
Что касается законодательного новшества, думаю, что оно с учетом всех процедур вступит в действие не раньше следующего года. Однако если на законодательном уровне будут отменены протоколы, то может возникнуть вопрос о достоверности данных. Вдруг мне кто-то не нравится, и я сделаю фотомонтаж? На практике встречаются разные случаи.
А что, если в будущем эту государственную программу можно будет скачать на видеорегистратор? Видеорегистратор – это камера с флешкой памяти. Думаю, что если не сейчас, то позже это новшество обязательно будет. К примеру, в некоторых случаях я использую смартфон как камеру регистратора. Чисто теоретически, мне кажется, что это возможно. Рано или поздно на видеорегистраторе такие программы появятся, и тогда нарушителей ПДД на дорогах станет меньше».
Нет комментариев-