Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Строим произведение искусства»: воссоздаваемый собор Казанской иконы Божией Матери в шаге от открытия

«Строим произведение искусства»: воссоздаваемый собор Казанской иконы Божией Матери в шаге от открытия
4 ноября православные отмечали осенний праздник почитания Казанской иконы Божией Матери. Эта же дата напрямую связана со светским Днем народного единства: считается, что в 1612 году народному ополчению Смутного времени под предводительством Минина и Пожарского один из списков с явленной в 1579 году в Казани чудотворной иконы помог одолеть польских интервентов.

О том, что успели к празднику строители и реставраторы воссоздаваемого в Казани собора на месте обретения святыни, – в репортаже «Татар-информ».

Любопытный турист уже прорывается!

На территорию вновь отстраиваемого собора Казанской иконы Божией Матери вход преградил охранник, потребовавший указаний на пропуск «сверху». Когда ситуация была улажена, наш проводник Валерий Косушкин, ас своего дела, художник-реставратор I категории и бригадир мастеров Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.), выполняющего реставрацию росписей нижнего храма собора, пояснил, что охрана в последнее время действительно усилила бдительность, несмотря на то, что собор еще не открыт и даже не достроен. Это связано с «пронырливостью» туристов.

«Любопытный турист уже так и прорывается! Понимаете?» – констатировал Косушкин.

Посмотреть, действительно, уже есть на что. Во-первых, внешне собор уже готов. нутренние работы. Фасады с установленными в верхней части иконами из смальты, ночная архитектурная подсветка завершены и уже около года привлекают взгляды казанцев и гостей города. С трех сторон храм украшают колонные портики ионического ордера, увенчанные белыми фронтонами. Барабан центрального купола – колонны коринфского ордера.

Во-вторых, близ воссозданного собора завершается благоустройство прилегающей площади, обустроены подъезды к зданию приходской школы (пока не эксплуатируется, в обветшавшем состоянии) и парковка для туристических и паломнических автобусов со стороны улицы Нагорная.

Кроме того, на воссоздаваемой монастырской территории уже разбиты два палисадника. Один у восточного фасада, напротив алтаря – для священнослужителей (архимандрита). В нем установлен поклонный крест в память о захороненных под площадью обители монахинях. Второй – для посетителей и паломников, в котором предусмотрены скамьи для отдыха. Площадь только благоустроенной территории, включая участок вокруг действующего сейчас Крестовоздвиженского храма, – почти 1,7 гектара. Работы выполнил исполком Казани, предварительно выкупив под снос размещавшиеся здесь частные гаражи.

От прошлого к будущему

Проект «воскрешения» собора разработал «Татинвестгражданпроект», имеющий непосредственное отношение к реставрационным работам на татарстанских объектах, причисленных ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, – острову-граду Свияжску и Болгару.

Воссоздание взорванной большевиками в 1932 году святыни началось по Указу Президента РТ, символически подписанному в 2015 году в праздничную дату – 4 ноября. Старт работ был объявлен 26 апреля следующего года.

Изучив старинные фотографии, рисунки и чертежи, специалисты не только смогли спроецировать из прошлого в будущее внешнее сходство утраченного собора, но и нашли уникальный способ сохранить и восстановить второй храм, размещавшийся под основным. Взорванные, но частично уцелевшие руины так называемого пещерного храма как бы накрыли мощной монолитной плитой. К настоящему времени под ней работы практически завершены.

Первый же каменный собор во имя явления чудотворной иконы Божией Матери в Казани был заложен на месте ее обретения 14 апреля 1594 года. Он простоял чуть более двухсот лет, до 1796 года, а затем был снесен из-за ветхости. На его месте 30 мая 1798 года был заложен новый по проекту Ивана Старова. Освящение вновь отстроенного храма состоялось день в день через 10 лет – в 1808 году. Спустя еще почти век чудотворную икону выкрали из собора… 

Пещерный храм непосредственно под собором Казанской иконы Божией Матери строился в 1910-х годах по инициативе княжны Елизаветы Федоровны Романовой.  Вскоре для собора и действующего здесь монастыря настали темные времена, когда в порыве богоборчества советская власть уничтожала храмы и колокольни.Братские корпуса были приспособлены под табачную фабрику, в одном из храмов обители, Крестовоздвиженском, до начала 2000-х располагался филологический факультет пединститута…


Верхний храм

Воссоздание храма в наши дни, хоть и в полном соответствии проекту Старова, происходило во многом уже по новым технологиям.

Альтернативой старинной кирпичной кладке главного зала верхнего храма стали монолитные монументальные бетонные конструкции. Проектировщики с гордостью подчеркивают, что главный и боковые иконостасы запроектированы с исторической точностью. Предусмотрены, по аналогии с историческими, чугунные полы, живописная роспись стен, сводов и купола, лепной декор с позолотой.

Внутри все работы, инженерные сети и т.д. – все выполнено. Выполнен также архитектурно-лепной декор, то есть к настоящему времени вся лепнина в принципе смонтирована. Сейчас происходит процесс ее позолоты согласно церковным канонам. И пока не приступали еще к росписи куполов, арок и стен храма. А это очень долгий процесс: сами понимаете, это фактически произведение искусства – а, значит, кропотливая и долгая работа», – рассказал «Татар-информ» Тимур Алишев, заместитель директора компании «Евростройхолдинг», генерального подрядчика по собору.

При этом он отметил, что технически «ничто не мешает расписывать храм уже сейчас», однако еще не определен подрядчик художественных работ. Большой купол собора традиционно будет изнутри расписан библейскими сюжетами, по стенам и аркам будут нанесены узоры орнаментальной православной тематики.

«Такие специалисты – известные на всю страну люди, и их не так много. Сейчас идет выбор подрядчика – кому же доверить такую грандиозную и кропотливую работу», – сообщил Алишев.

Он также уточнил, что чугунные плиты, аналогичные аутентичным, уже изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском и доставлены в Казань.

«Это один из старейших русских заводов, который еще царскому двору поставлял изделия (основан потомком Демидовых – Ред.). Чугунные плиты пока ждут, когда будут убраны внутренние леса, чтобы их смонтировать. Работы мы не останавливаем никогда – для нас сезон года не имеет значения. Да и храм отапливается уже с прошлого года – и верхний, и нижний», – подчеркнул собеседник агентства.


Нижний храм

Нижний, пещерный или еще называют подземный храм, – особая гордость. Задача стояла сохранить все уцелевшие исторические части, обнаруженные при раскопках в 2016 году. Более того, их необходимо было включить в проект действующего храма. Единственными, кто смог выложить по старинной технологии из кирпича своды пещерного храма, оказались реставраторы из Костромы (компания «Рестор»). Сейчас граница между сохранившимися нижними частями аутентичных стен и воссозданными сводами четко видна и, более того, даже намеренно акцентирована.

По архивному эскизному проекту архитектора Алексея Щусева верхняя часть стен, воссозданные своды, окрашена в голубой цвет и декорирована золотыми звездами. «Силуэты» прежней росписи восстановлены по возможности до максимально четких орнаментов и местами продублированы на стенах, которые пришлось возвести заново. Художественно-реставрационную работу в нижнем храме возглавил Валерий Косушкин, известный также по «лечению» уникальных фресок в Успенском соборе Свияжска, внесенного в список объектов ЮНЕСКО.

В Царском селе есть Федоровский городок. Комплекс строился в это же время, и там есть храм, у которого тоже есть подземная церковь. Наверное, после того, как наши начали ездить в римские катакомбы, идея подземных храмов таким образом запечатлелась, и со второй половины XIX века у нас [в России] появляется желание создавать подземные храмы. Но здесь он абсолютно оправдан, потому что если вы помните историю, был это обычный подклет, заваленный хозяйственным мусором», – пояснил появление нижнего храма Валерий Косушкин.

Он также обратил внимание на то, что живопись по низу стен была воссоздана по сохранившимся фрагментам с соблюдением цветовой палитры и шага орнаментов. Подлинные участки, которые специалисты осознанно сохранили в их естественном виде, выглядят по сравнению с новой живописью заметно потертыми.

В нижнем храме у места обретения чудотворной иконы и алтарь уже воссозданы иконостас. Элементы выполнены из серебра и позолоты с чеканкой, украшены драгоценными камнями. Некоторые, правда, как рассказал Валерий Косушкин, искусственно выращенные. Нижний храм ранее планировалось открыть к осеннему празднованию Казанской Божией Матери и Дню народного единства 4 ноября, поэтому временно установили иконостасы с написанными ликами. Из-за продолжающегося строительства в верхнем храме нижний из соображений техники безопасности остается также официально закрытым. К завершению работ иконы, в том числе на иконостасе алтаря, заменят полностью на образы, расшитые вручную мастерицами из Мурома.

От места обретения к алтарю ведет узкий сводчатый коридор. Внимательный посетитель заметит, что стоя по центру этого коридора, впереди увидеть центр алтарной композиции нельзя. Изображение по центру арки получается, только если сдвинуться к одной из стен прохода.

«Это не анекдот, это правда: работали две бригады навстречу друг другу и не состыковались, потому что ориентирование было с той стороны. Больше того, у нас еще и высоты [потолка] гуляют», – признался художник-реставратор.

22 октября с ходом работ в соборе ознакомился первый президент Татарстана, советник нынешнего главы региона Минтимер Шаймиев. Поскольку роспись нижнего храма и изготовление иконостаса выполняли разные подрядные организации, оказалось, что оттенок звезд на сводах и позолота иконостаса отличаются. Было принято решение заменить потолочные звезды, нанесенные акриловой краской, на изготовленные из сусального золота.

«Я думаю, что если бы их было больше, они совпали бы с иконостасом. Но все дело в том, что была разница в два месяца между нашей работой и установкой иконостаса у места обретения», – поделился мнением Косушкин.


Музей истории собора

Несколько помещений пещерного храма отведены под Музей истории собора Казанской Иконы Божией Матери. Предполагалось, что его можно будет открыть для посещений уже к 4 ноября этого года. Однако ждать возможности заглянуть сюда придется еще какое-то время, несмотря на установленные стенды с экспонатами, смонтированной для них подсветкой и завершенной музеефикацией под стекло части фундамента старинного храма.

Экспонатами музея стали качественные муляжи подлинных предметов из музея изобразительных искусств РТ, документы из библиотек, а также находки на месте воссоздаваемого собора. Например, фрагмент металлического оклада для молитвенника XIX века, деревянные кресты того же времени, иконки. Одна из комнат будет посвящена патриарху Московскому и всея Руси Гермогену, выходцу из Казани, который, еще не имея высокого чина, принял чудотворно явившуюся икону Богоматери из рук обнаружившей ее девочки Матроны. В одном из залов установлен меняющий подсветку макет собора. Все музейные стенды установлены на значительном расстоянии от стен храма – чтобы не закрывать их подлинные росписи.

«Пещерный храм – это не музей, это действующая церковь, в которую включены элементы музеефикации. И смысл был именно такой – не перегружать церковное пространство нашей экспозицией. Она специально сделана легковесной, показаны фундаменты с подсветкой как основной экспонат того, что здесь было. Основной акцент – памятник, сам пещерный храм, а естественные стены – главный экспонат. Экспозиция лишь создана на фоне этих стен, этого фундамента, и она немного объясняет, подводит к образу того, что было. Макет с подсветкой показывает, какие храмы были во все времена и какой в итоге был храм XVI века, который и стоит на постаменте. Все это дает человеку дух, ощущение того времени», – рассказал корреспонденту «Татар-информ» директор Центра музейного проектирования, создававшего экспозицию, Юрий Григорьев.

К слову, для соблюдения температурно-влажностного режима (ТВР) в нижнем храме ради безопасности старинных росписей специалисты музейного дела рекомендовали допускать к посещению одновременно не более 30 человек. Валерий Косушкин, со своей стороны, обратил внимание, что из тех же соображений после открытия температура в храме будет прохладной. Регламент допуска паломников и туристов сообразно ТВР сейчас в разработке.

Кроме того, Юрий Григорьев также подтвердил, что обнаруженное летом на площади перед собором старинное мощение останется невидимым для туристов и паломников. Оно было законсервировано и укрыто новым покрытием.


Монастырь будущего

12 октября под площадью у собора были перезахоронены останки настоятельниц и послушниц Богородицкого монастыря, которые археологи обнаружили при раскопках. У архиерейского палисадника установлен поклонный крест. Здесь же перезахоронены полковник и воевода Симбирска (сейчас Ульяновск – Ред.) Афанасий Бекетов и его супруга.

Об этом, а также об утраченных монастырских колокольне, церквях Николы Тульского, Сретения Господня и Рождества Богородицы (все построены в XVII веке) на новой мощеной площади у собора будут напоминать мемориальные бронзовые плиты.

Там предполагается Крестный ход, поэтому музеефицировать старинную мостовую под стекло не стали, ограничились обозначением – знаковыми информационными системами в виде шести бронзовых плит. Они смонтированы заподлицо с брусчаткой и сообщают о том, что было выявлено на этой территории при археологических исследованиях – склепах, гробницах и фундаментах существовавших здесь ранее храмов. Мы гордимся этой работой», – подчеркнул Григорьев.

Согласно проекту воссоздания собора, одновременно в верхнем его храме находиться смогут до 600 верующих, в пещерном – до 45 человек. По словам Валерия Косушкина, осматривая подземный 22 октября, Минтимер Шаймиев остался доволен и сказал, что здесь «посещаемость должна быть очень активной». Кроме того Государственный советник Татарстана пожелал, чтобы после завершения работ на соборе были восстановлены два братских корпуса на территории монастыря, которые в советские годы занимала табачная фабрика.

«Но сказал, что это уже республиканская проблема…» – заключил Косушкин.

Кроме того, как сообщил «Татар-информ» архитектор Казанской епархии Степан Новиков, в ближайшее время на территории Богородицкого монастыря начнутся восстановительные работы по историческому зданию приходской школы (краснокирпичный корпус справа от центрального входа обители по улице Большая Красная).

«В свое время на здание приходской школы уже был разработан проект архитектором Алексеем Никитиным. С ним мы эту работу и продолжим. А по церкви Николы Тульского под моим руководством студент КГАСУ разрабатывает дипломный проект», – поставил многоточие в новой истории монастыря Новиков.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев