Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Стремиться к Тукаю не значит стать им»: обзор кандидатов на Тукаевскую премию 2021 года

«Стремиться к Тукаю не значит стать им»: обзор кандидатов на Тукаевскую премию 2021 года
Обозреватель ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова анализирует список номинантов на главную премию Татарстана в области литературы и искусства и оценивает их шансы.

В этом году на Госпремию имени Габдуллы Тукая претендует девять человек — четыре писателя, четыре художника и один артист театра.

Перечислю сначала писателей:

Марат Амирханов (за исторические романы «Казан-йорт», «Олуг Мөхәммәд», «Бибимәмдүдә абыстай»), 87 лет.

Факиль Сафин (за роман-трилогию «Саташып аткан таң» и повесть «Гөлҗиһан») — председатель Челнинского филиала Союза писателей РТ, 67 лет.

Мансур Гилязов (за многолетний труд в сфере национального искусства и за пьесу «Микулай») — драматург, киносценарист, 60 лет.

Лябиб Лерон (за книги «Кояшны кочкан малай», «Җил көймәсе», «Әкиятче малай») — главный редактор журнала «Безнең мирас», 59 лет.

Факиль Сафин, Лябиб Лерон и Марат Амирханов уже не в первый раз выдвигаются на эту премию. Кандидатуры первых двух были предложены правлением Союза писателей еще при руководстве Данила Салихова. То есть Союз писателей так и не смог выяснить, кто из кандидатов достойнее, — оставил решать это комиссии. Значит, членам комиссии придется углубиться в чтение романа-трилогии, детских книг, а еще и трех исторических романов Марата Амирханова и пьесы Мансура Гилязова.

Вот что говорит Лябиб Лерон о своем выдвижении: «Я не дурак, чтобы нахваливать себя и говорить, что достоин этой премии. Если я на самом деле достоин и ее дадут мне — буду благодарен. Не дадут — ничего не поделаешь, на все воля Аллаха. Есть люди и достойнее меня. Но раз в этом году так решили... и есть такая премия — наверное, надо попробовать. Вообще я за то, чтобы каждый год давать ее сразу двум писателям. Потому что многие заслужили, многих уже и с нами нет. Фаннур Сафин, Рашит Ахметзянов и другие — они ведь так и не получили. О них я тоже думаю. Это не наша борьба. И неправильно, когда какой-то писатель, не получив премию, потом обижается. Мы поставлены в такую ситуацию и должны быть благожелательны по отношению друг друга. Я всем кандидатам желаю удачи».

Факиль Сафин: «Видимо, человек потихоньку созревает для этого. Мы выдвигали кандидата от филиала союза в Челнах, при поддержке правления. Филиал предложил три фамилии — Айдар Халим, Рашит Башар и я. Рашит абый сам не захотел идти на премию, а Айдар абый набрал не так много голосов. Двадцать девять человек из тридцати трех проголосовали за меня. Мы поехали в Казань, было заседание правления, и больше всего голосов набрали я и Лябиб Лерон. Если правление выдвигает — я не буду сопротивляться. Человек в какой-то момент подходит к этой черте, когда чувствует, что готов. Но стремиться к Тукаю — это еще не значит стать им. Мы уже прошли большой путь, наше творчество оценили и литературоведы, и сами читатели, а премия — это уже новая вершина».

Марат Амирханов — кандидат от Союза журналистов Татарстана. Он много лет работал заместителем главного редактора журнала «Сююмбике». Сейчас активно пишет исторические романы. Его темы — Казанское ханство, судьба матери Габдуллы Тукая — Мамдуды Тукаевой. Свой роман «Бибимәмдүдә абыстай» он издал на свои деньги и безвозмездно раздал. Помнится, в казанской мечети Марджани он устроил «Коръэн ашы» — чтение Корана в память о матери народного поэта. То есть Марат Амирханов не просто писатель, но и общественный деятель.

Интересно, что Марат Амирханов за эти же исторические романы выдвигался и в предыдущие годы. Ранее, комментируя свое выдвижение, он отмечал, что свои романы считает достойными этой премии. «Каждый писатель хорошо знает свой внутренний потенциал и какой талант ему дан от Бога. Кто-то яростно стремится к премии, а я ждал спокойно. Решился только после того, как изучил все этапы истории Казанского ханства. Таких зрелых литературных произведений о Казанском ханстве нет. Эти произведения достойны премии Тукая, независимо от того, я их написал или кто-то другой», — говорил писатель.

Четвертый кандидат — кинодраматург Мансур Гилязов. Он как член Союза кинематографистов РТ идет на премию от этой организации.

К своему выдвижению Мансур Гилязов относится с юмором: «Все мои сверстники уже получили, стыдно даже рядом с ними на фото стоять. Рамиль Тухватуллин, Фарид Бикчантаев, Ркаиль Зайдулла — я же в творчестве рос вместе с ними. Они уже давно взяли своего «Тукая», один я среди них как какой-то замухрышка. Стыдно мне! Ни есть, ни писать не могу. Мне и деньги этой премии не нужны — не нуждаюсь, ни медаль, ни имя, просто чтобы мог стоять рядом с друзьями», — говорит Мансур Гилязов.

А мне кажется, что драматурга должны были представить от Альметьевского театра, где и вышел моноспектакль по его пьесе «Микулай». Было бы еще лучше, если бы к премии представили их вместе с исполнителем главной роли Рафиком Тагировым.

Но театры у нас особо не стремятся выдвигать своих кандидатов на премию Тукая, только Камаловский театр регулярно это делает. А остальные театры? Кажется, был всего один случай — Нижнекамский театр попытался что-то предложить, да и там нашлись противники и не позволили этому случиться.

Вернемся к списку кандидатов 2021 года и перейдем к артистам. Точнее, актрисе. Народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России Дания Нуруллина.

Она единственная представляет театральное искусство. Правда, на премию ее выдвигает не Камаловский театр, а Всемирная общественная организация татарских женщин «Ак калфак». Данию Нуруллину хотят чествовать «за большой вклад в развитие татарского театрального искусства и создание сценических образов, ставших этапными вехами эволюции татарского театра».

Кто помнит, в 2019 году группа артистов Камаловского театра была представлена к премии с примерно такой формулировкой: «За вклад в развитие татарского национального искусства и создание сценических образов в спектаклях »Гөлҗамал», «Җирән чичән белән Карачәч сылу», «Кара чикмән», «Три сестры», «Дон Жуан», сыгравших большую роль в развитии татарского театра».

То есть использована одна и та же стандартная формулировка: в 2019 году «за вклад» и в 2021 году также «за вклад». Но наша Дания Нуруллина — это выдающаяся актриса, создавшая на сцене образ Мухлисы Буби (татарская просветительница. — Ред.)! Этой своей ролью она давно была достойна премии Тукая. Даже без всяких «вкладов»!

А теперь о художниках. В этом году их много. Точнее, три художника и один скульптор.

Григорий Эйдинов — «за выдающийся вклад в искусство графики и оформление книг в Республике Татарстан», 74 года.

Рушан Шамсутдинов — «за работы, посвященные жизни и творчеству Габдуллы Тукая и истории татарского народа», 74 года.

Мадиар Хазиев — за серию живописных полотен «Мелодии родного края» (44 картины), 72 года.

Фирдавес Ханов — за многолетний, плодотворный творческий труд и большой вклад в развитие национальной архитектурной культуры РТ (серия работ: Соборная мечеть, парки им. Тукая, Красный Ключ и т. д.), 70 лет.

Мадияра Хазиева выдвинул Союз художников Татарстана, Григория Эйдинова — Татарстанское отделение Союза художников России. Фирдавес Ханов прошел через Союз архитекторов Татарстана. Рушан Шамсутдинов — кандидатура Всемирного конгресса татар.

Рушан Шамсутдинов — книжный график, каллиграф, дизайнер, заслуженный деятель искусства РТ, народный художник Татарстана. Долгие годы работал художником и главным художником Татарского книжного издательства, оформлял журнал «Мирас». Мастер шамаилей. Автор серии портретов правителей Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства.

Рушан Шамсутдинов проживает в Старо-Татарской слободе, на улице Каюма Насыри, в доме, купленном в 30-х годах его отцом. В свое время он смог отстоять этот дом от сноса, позже здание было отреставрировано силами министерства лесного хозяйства Татарстана. Сейчас это один из красивейших домов слободы. Говорят, в этом доме еще до реставрации побывал также и Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Интересно, что родословная художника со стороны матери идет от самого Каюма Насыри. Композитор Исмай Шамсутдинов также представитель этого рода.

Мадияр Хазиев — уроженец Сабинского района. Живет в Челнах.

«В татарское изобразительное искусство художников приходит мало. Имею в виду тех, кто работает в татарском национальном стиле, потому что для них нет никакого стимула, поддержки, поощрительных мер. Премия имени Баки Урманче должна вручаться за развитие татарского искусства. Непонятно почему, но ее давать тоже не торопятся. Хотя Баки Урманче — наш самый большой учитель. Это человек, заложивший основу татарского изобразительного искусства, показавший, каким оно должно быть. А мы, татарские художники, не можем получить премию Урманче. Наши кандидатуры не проходят, искусствоведы тоже не благожелательны к татарскому искусству. Татарскому изобразительному искусству недостаточно внимания»,  —говорил Мадияр Хазиев четыре года назад в интервью «Татар-информу». Тогда он тоже выдвигался на премию Тукая.

Григорий Эйдинов — художник, график, дизайнер. Заслуженный деятель культуры РТ, заслуженный художник России, лауреат премии имени Баки Урманче. Автор логотипов газеты «Вечерняя Казань» и казанского ТЮЗа. Преподавал в казанском филиале Московского художественного института им. В. Сурикова.

Фирдавес Ханов — архитектор, заслуженный архитектор Татарстана. С 1978 года начальник управления строительства и архитектуры исполкома города Нижнекамска и Нижнекамского района. С 2018 года — советник главы Нижнекамского района по вопросам градостроительства. Получается, всю жизнь занимал руководящие должности. Чиновник и художник в одном лице. Родом Фирдавес Ханов из Актанышского района.

В этом году его представили к премии «за многолетний, плодотворный творческий труд и большой вклад в развитие национальной архитектурной культуры РТ». В числе работ указаны проекты Соборной мечети, парков им. Тукая, Красный Ключ. За парк Тукая в Нижнекамске архитектора в 2017 году уже выдвигали на эту премию, теперь решили расширить список его достижений.

Помимо указанных комиссией среди работ Фирдавеса Ханова можно отметить проекты авто-железнодорожного вокзала в Нижнекамске, здания городского загса, памятника воинам-интернационалистам на проспекте Строителей, который был создан совместно с художником В. Махмутовым, и другие.

Прогнозы

Итак, на главную республиканскую премию в области литературы и искусства РТ претендуют девять кандидатов. Насколько мне известно, изначально имен было более двадцати. Предлагали главного режиссера Кариевского театра Рената Аюпова, композитора Рифа Гатауллина, искусствоведа, автора трудов по кинематографии Елену Алеексееву, певицу Гульзаду Сафиуллину, певцов Фэна Валиахметова, Мингола Галеева и других.

Кто же из отобранных комиссией кандидатов может получить премию? Попробуем спрогнозировать. По моей версии, премию в этом году дадут кандидату от Союза журналистов РТ Марату Амирханову. Почему? Писатель до этого несколько лет подряд активно выдвигался, но в прошлом году взял паузу. Значит, знал, что не пройдет, потому что ходили слухи, что премия достанется Лирону Хамидуллину. А уж в этом году Марат ага идет к премии с новой силой.

Второй вероятный лауреат — художник-график Григорий Эйдинов. Во-первых, он кандидат серьезной организации — Татарстанского отделения Союза художников России. Во-вторых, может сыграть нетатарская фамилия — это тоже важно. Возможно, даже главный фактор.

Третий кандидат — это актриса Дания Нуруллина. Почему она идет не от Камаловского театра? Это немного настораживает. Вспомнился случай, когда на 110-летие театра первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев из ряда артистов на сцене выделил именно ее и отдельно поздравил. У меня нет ни малейшего сомнения, что наша любимая актриса достойна этой премии. Хочется надеяться, что авторитет опытного члена комиссии, главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева станет поддержкой ее кандидатуре.

Согласно положению, премий три. Но обычно по просьбе комиссии вручают и четвертую. В этом году, пожалуй, четвертый кандидат тоже будет. Конечно, это будет писатель. Если об этом Президента попросит председатель Союза писателей РТ Ркаиль Зайдулла. Но за кого он попросит — своего сверстника Лябиба Лерона или же коллегу по правлению Факиля Сафина? А еще есть Мансур Гилязов — тоже драматург, его единомышленник. Хоть и идет от другой «конторы», за него Зайдулла тоже вполне мог бы попросить. Потому что кандидаты-писатели выдвигались еще прежним правлением, а в нем Ркаиль Зайдулла не состоял. Словом, судьба четвертого кандидата будет зависеть от нового председателя союза, который сам, как известно, давным-давно уже стал обладателем этой заветной премии.

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев