Сегодня этот спорный дом № 18/19 расположен на улице Дзержинского, однако название свое – «Мергасовский» он получил по имени улицы, на которой стоял когда-то и которой уже нет. Построен он был в 1928 году, был одной из первых многоэтажек Казани и считался элитным. Спустя годы был признан объектом культурного наследия, а пятнадцать лет назад экспертиза назвала его аварийным.
Как сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе исполкома Казани, на условиях открытого аукциона город приобрел квартиры для жильцов Мергасовского дома в высотках на Мазита Гафури и в ЖК «Салават Купере».
Однако не все собственники горят желанием менять квартиру в центре города с видом на Черное озеро на вид из многоэтажки на окраине, хотя переехать большинство не против. Выселить несогласных исполком решил через суд.
«Чего мы хотим добиться? Или остаться здесь, чтобы выселили в маневренный фонд, потом обратно заселили. Или в нормальном районе дали квартиру. В принципе, хотелось бы, конечно, остаться в центре, ну никак уж ни в “Купере” заезжать», – делится один из жителей Мергасовского дома Игорь Кузьмин.
По словам мужчины, те, кто уже переехал в «Салават Купере», жалуются на то, к примеру, что оттуда ходит лишь один автобус. Говорят, у пассажиров до драк доходит.
«В центре города стоит зеленый дом, он –не инвалид, даже люди живут в нем и гостиница при нем», – слагает четверостишия о любимом доме Борис Слепнев. Он живет здесь с самого рождения, в 1957 году посадил во дворе дома березу, и ему совсем не хочется переезжать из родного места на старости лет.
«Вот они говорят “аварийный дом”, а каким образом гостиница может существовать в аварийном доме? Гостиница жива, а нас выгоняют. Дом не аварийный. Он для них аварийный, потому что место здесь очень дорогое. Здесь рельсы между перекрытиями, его сломать – нужно две танковые бригады. Это они сказки выдумали, что мы боимся», – уверяет Борис Слепнев.
Фасад дома сильно облез: осыпалась штукатурка, поползли трещины, кое-где провалились лестницы, но некоторым жителям это не мешает.
«За капитальный ремонт, я вот специально посмотрела, до 2015 года я плачу и с 2016-го они, по-моему, убирают. Куда деньги уходили?» – возмущается владелица одной из квартир Венера Гайнутдинова.
По словам юриста Роберта Фазлеева, который представляет интересы гостиницы «Рахат», расположенной в Мергасовском доме, акта межведомственной комиссии не было и заключения о том, что дом нужно снести, – тоже.
«Они поняли, что нужна либо реконструкция, либо реставрация. Если делать реконструкцию, то утрачивается облик памятника, если реставрацию, то зачем выставлять людей? Теперь давайте рассмотрим вопрос такой: если вы требуете, чтобы я убрался из этого дома как собственник, то вы мне покажите проект. У вас его нет? Тогда какие у вас ко мне материально-правовые требования? Самое главное, прежде чем убраться, нужно издать постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Но такого быть не может, потому что это объект культурного наследия», – рассказал Роберт Фазлеев.
Тем не менее на сегодняшний день расселена уже 51 квартира из 80. По данным исполкома, для переселения оставшихся 29 семей закреплены 5 благоустроенных квартир на ул. М. Гафури и 24 квартиры в ЖК «Салават Купере»:
– 7 квартир – для нанимателей по договорам социального найма;
– 22 квартиры – для собственников.
А так как они отказываются от переселения, то этот вопрос будет решаться в судебном порядке. Ближайшее слушание назначено на 15 января.
Накануне уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» отметила, что решение суда оспорить возможно. И в случае, если собственникам квартир Мергасовского дома удастся выиграть суд, то тем жителям, которые уже переехали в новые квартиры, придется переехать обратно.
«Это должно быть обоюдное согласие всех собственников жилья конкретного дома, потому что тогда нарушается право других граждан, которые согласны с решением исполнительного комитета. Или весь дом должен принимать решение о том, чтобы в суд обратиться, или все-таки учитывать мнение всех остальных», – комментирует Сария Сабурская.
По данным исполкома, после полного отселения людей Мергасовский дом будет реконструирован. Однако на настоящий момент инвестор и сроки реконструкции дома не определены.
Между тем Роберт Фазлеев вспомнил похожий случай, который произошел в 2016 году: из дома в центре Казани на Япеева, 9/7, который также признали аварийным, через суд выселяли 89-летнюю Евгению Демидович. За ее квартиру в 100 квадратных метров тогда исполком предложил всего 249 тысяч рублей. Проблему решить все-таки удалось – решением суда Евгению Демидович переселили в ЖК «Салават Купере» в трехкомнатную квартиру.
Нет комментариев-