На днях состоялось открытие нового здания Набережночелнинского государственного татарского драматического театра. Мэр Челнов Наиль Магдеев назвал происходящее историческим событием. «Не каждый день мы строим и открываем театры», — сказал он. Безусловно, в жизни татарской труппы Автограда началась новая веха. Но вряд ли она стала бы возможной, если бы ей не предшествовала столетняя история театра. О малоизвестных фактах из жизни челнинской Мельпомены — в материале «Татар-информа».
Факт № 1
Зачатки театра в Набережных Челнах возникли еще до революции. Первое официальное упоминание появилось уже после прихода большевиков к власти.
В ноябре 1918 года в Набережных Челнах при народном доме открылся татарский драматический кружок. Набрали туда красноармейцев и другую революционно мыслящую молодежь. Несмотря на всю прогрессивность участников, женские роли в маленьких пьесах и на концертах играли мужчины. Выступали артисты на сцене кинотеатра, который появился в городе в 1923–1924 годах на одном из складов на улице Центральной. До этого здесь хранилась соль.
В эпоху «великого немого» приоритеты публики были очевидны: сначала показывали кино, а после сеанса — спектакль. Первый спектакль, который челнинцы увидели, был поставлен по пьесе Карима Тинчурина «Угасшие звезды». Позже репертуар пополнили постановки по произведениям Нур Баяна, Хади Такташа, Тази Гиззата и Галиаскара Камала.
Факт № 2
Первое настоящее новоселье в жизни татарского театра Челнов произошло в 1952 году, когда коллектив обосновался в зале районного Дома культуры, где было 300 посадочных мест.
В 1958 году коллектив отметил 40-летний юбилей. По случаю круглой даты артисты поставили знаменитую «Голубую шаль» по пьесе Карима Тинчурина. Челнинские артисты показали его не только местной публике, но и в Казани, где постановка имела оглушительный успех. Театр наградили по случаю юбилея почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР.
А в 1962 году челнинская труппа получила официальный статус «народный театр». Через три года со спектаклем «Голубая шаль» челнинцы выступили на главной сцене страны — в Кремлевском Дворце съездов. И стали лауреатами Всероссийского смотра народных театров. Все эти годы бессменным его руководителем был ветеран войны Мансур Кашапов.
Первый народный театр Челнов просуществовал до середины 80-х годов. Позже посчитали: с 1946 по 1984 годы челнинцы во время гастролей по Татарии показали 120 представлений.
Факт № 3
Тем временем на смену старой театральной гвардии шло новое поколение. Это была так называемая камазовская волна.
В мае 1976 на дверях общежитий развесили объявления о создании самодеятельного татарского театра при ДК «Энергетик». На смотрины приглашались все, кто чувствовал в себе артистический дух. Инициатором создания новой труппы стал Илдар Хазиев. Он набрал в труппу учителей, поваров, трактористом и электросварщиков, которые бежали на репетиции после рабочей смены. Камгэсовские и камазовские первопроходцы позже и составили костяк профессионального театрального коллектива.
Факт № 4
Первый профессиональный театр появился в Набережных Челнах в1990 году. Свой день рождения театр отметил постановкой спектакля по пьесе Рабита Батуллы «И вернется бабочкой душа твоя». Изначально театр был задуман как ТЮЗ. И только в 1999 году приобрел универсальный характер.
Первым режиссером театра стал Фаиль Ибрагимов, первым директором — Гилемхан Мубаракшин. Труппа была сформирована из актеров мензелинского, альметьевского, челнинского (народного) театров. Изначально в труппе числились пять артистов: Инсаф Фахретдинов, Альфия Колмакова, Марина Иванова (Мэрьям Зэйнетдинова) и Рафиль Сагдуллин. Чуть позднее к ним присоединились Гулуса и Символ Гайнетдиновы, Булат Саляхов, Рифкать Хамидуллин и Камил Шарифуллин.
Факт № 5
Репертуар челнинского театра всегда отличался разножанровостью. Значительная часть работ была ориентирована на молодежь и публику, ностальгирующую по старому укладу. Впрочем, это удел всех татарских театров. В этой стилистике созданы комедии «Деревенские мы!», «Моя тёща», «Студенты» и другие работы. Шла на сцене и классика — «Банкрот» Галиаскара Камала, «Скупой» Мольера.
При этом театр никогда не сторонился сложных, философских вещей. Например, спектакль «Бурлак», поставленный по пьесе Мансура Гилязова, назвали лучшим спектаклем десятилетия. Критик Надежда Стоева из журнала «Петербургское театральное обозрение» призналась, что смотрела челнинский «Бурлак» два раза. «Спектакль красив и в актерском исполнении, и в режиссерском решении. Видно, что он сделан с большой любовью», — сказала Стоева.
Много отзывов вызвала в свое время постановка «Хаят» — сценарий написал по рассказу Фатиха Амирхана челнинский драматург Равиль Сабыр. «Это невероятно чеховская постановка с сохранением татарского духа», — писали после премьеры рецензенты.
Из последних работ запомнилась постановка «Хуш, Агыйдел!» («Прощание с Агидель»), созданная по книге челнинского публициста Ягсуфа Шафикова. Ее сюжет строится вокруг драматического события — переселения жителей и затоплении деревень при строительстве плотины через Каму в Набережных Челнах при возведении инженерных сооружений Нижнекамской ГЭС. Отметила этот спектакль и министр культуры РТ Ирада Аюпова. В разговоре с журналистами Автограда она подчеркнула особенность челнинского театра и его зрителей — требовательное отношение к качеству репертуара. «Я сама люблю философский театр. Люблю спектакли, которые заставляют задуматься. Надеюсь, челнинский театр останется верен своим традициям. Нужны работы, основанные на местном материале. В прошлом году состоялась премьера спектакля „Хуш, Агидель"(«Прощание с Агидель»). Вот таких работ должно быть больше — глубоких, заставляющих задуматься о своих корнях», — заметила министр.
Факт № 6
С момента появления в Челнах профессионального театра перед его коллективом остро встал «жилищный вопрос». Ветераны челнинской сцены вспоминают, как в первое время они репетировали в кабинетах Управления культуры в исполкоме, фойе концертного зала и даже в коридорах. Чуть позже театр обосновался на сцене Доме культуры на улице Центральная.
А в 1991 году исполком принял решение передать часть здания, в котором ранее располагался Автозаводский райком КПСС, татарскому театру. Однако президиум горсовета воспротивился этому решению. Он посчитал, что там лучше поселить детские общественные организации. Дело дошло до митингов и охраны объекта ОМОНом. В конце концов в одном здании начали работать и татарский театр, и детская музыкальная школа. Полностью здание перешло в распоряжение театра в 2005 году, когда после реконструкции он открылся при участии первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Но разговоры о неприспособленности помещений горкома к нуждам театра продолжались. Из-за крошечной сцены здесь ставились только камерные спектакли. Для эпохальных постановок места явно не хватало. По этой же причине сюда отказывались ехать на гастроли маститые коллективы. А если и приезжали с гастролями, то предпочитали размещаться в различных ДК. Несколько лет назад все чаще стало звучать требование построить стационарный театр. «Что может быть позорнее — полумиллионный город не имеет полноценного театра!» — писали челнинцы в соцсетях. К слову, русский драматический тоже размещается в приспособленном помещении, кукольный занимает часть здания бывшей школы.
Факт № 7
Первое упоминание о будущем новоселье татарского театра появилось в 2016 году. Мэр Челнов Наиль Магдеев сообщил о договоренности с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым о переезде татарского драматического театра в здание бывшего развлекательного комплекса «Колизей».
«Город берет на себя обязательство выкупить здание у собственника. Мы рассчитаемся с ним имуществом или другими активами. А республика возьмет на себя все расходы по реконструкции с тем, чтобы здание отвечало стандартам полноценного театра», — рассказал о планах Магдеев.
Однако переговоры с собственником РК «Колизей» изрядно затянулись, оценочная экспертиза имущества проводилась несколько раз. «Продавец хочет продать подороже, покупатель — взять подешевле. Это нормальная практика. Торопиться не будем», — объяснял задержку Магдеев. В итоге город приобрел здание по рекордно низкой цене — примерно 37 млн рублей. После того, как татарский театр вошел в шорт-лист объектов, которые строятся по случаю 50-летия КАМАЗа, появился и федеральный источник финансирования. В итоге стоимость объекта составила 1,1 млрд рублей.
Факт № 8
В ожидании новоселья в татарском театре сменилось руководство: художественным руководителем стал Олег Кинзягулов, исполнительным директором — Айдар Сафаргалин. Пост заведующего музыкальной частью занял уфимский композитор Эмиль Амиров, главным художником назначили ученицу известного театрального художника Сергея Скоморохова Лейсан Хусаинова.
Труппа театра пополнилась молодыми актерами. Обновленная труппа начала работу над новыми спектаклями, один из которых будет поставлен по роману Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Кроме того, вниманию публики в новом сезоне представят музыкальную комедию по пьесе Ильгиза Зайниева и постановку для подростков. «Я сам собираюсь поставить три спектакля, Фаиль Ибрагимов (бывший главный режиссер театра — Ред.) — один, также ожидается премьера детского спектакля», — сообщил журналистам художественный руководитель учреждения культуры Олег Кинзягулов.
Худрук также в разговоре с представителями СМИ признался, что не ожидал в Челнах найти такое живое участие (и исполкома, и горожан) в судьбе театра. «Все вопросы, связанные с театром, решаются быстро и без промедления. Меня постоянно спрашивают, что еще нужно? Это впечатляет», — отметил глава театра.
Факт № 9
А за несколько месяцев до открытия театра министр культуры РТ Ирада Аюпова анонсировала конкурс на лучшее название.
«Скоро в жизни труппы начнется новый этап. Он связан с появлением современного здания, отвечающего всем требованиям. Думается, это хороший момент для того, чтобы дать театру звучное, запоминающееся имя», — посчитала министр.
От жителей Челнов на конкурс поступило 187 заявок с более 200 предложениями. Конкурсная комиссия оказалась в затруднительном положении, поскольку хороших идей было более чем достаточно.
«Великих сыновей и дочерей татарского народа много. Но тут есть один нюанс. Хотелось бы, чтобы театр носил имя, которое было привязано к нему», — отметил в разговоре с корреспондентом «Татар-информ» начальник Управления культуры исполкома Румиль Карамиев.
«Нам нужен бренд, который отражал бы и его народную сущность, и приверженность к наследию татарских драматургов. Не исключаю такого варианта, что театру может быть присвоено имя татарского классика», — пояснил по итогам конкурса художественный руководитель театра Олег Кинзягулов.
В итоге театр получил имя заслуженного деятеля искусств ТАССР, татарского прозаика, драматурга Аяза Гилязова.
Аяз Гилязов — автор около тридцати драматических произведений и почти полусотни книг на татарском, русском и других языках ближнего и дальнего зарубежья. В своих пьесах он затрагивал острые проблемы современности, в частности, его волновала тема сохранения исторических корней в эпоху тотальной урбанизации. Его пьесы «Жемчужина Зая», «В середине», «Весенние караваны», «Любовь и ненависть». отличаются ярким и мелодичным языком. Пьеса Гилязова «Оч аршын жир» («Три аршина земли») в постановке Фаиля Ибрагимова стала визитной карточкой челнинского театра.
Факт № 10
На днях в Челнах состоялось открытие нового здания татарского драматического театра. Это событие продолжает оставаться самым обсуждаемым на неделе. «Как гитара не может звучать без струн, так город не может существовать без театра. Это наша душа!» — написал в соцсетях один из горожан.
Надо отметить, что внутренняя отделка нового театра стала для многих сюрпризом. Годом ранее на стройплощадке проводилось выездное совещание, посвященное будущему интерьеру. Тогда шел принципиальный спор о выборе основного цвета до оформления стен. Выбирали между травянисто-зеленым и бирюзовым. Предлагалось также установить в фойе стену-фонтан, в молодежном крыле настелить пол-экран. Но, видимо, коронавирусный кризис внес свои коррективы. Дизайн получился менее фееричным, но более функциональным. От изменений нисколько не проиграл.
Автор проекта, казанский дизайнер Елена Валеева постаралась соединить в интерьере стиль лофта с элементами театральной классики. Основными цветами стали модные серый и синий. Вместо фонтана в фойе установили триумфальную арку, в центр которой вмонтировали гигантскую, хрустальную люстру, исполненную в черных тонах. Композиция у посетителей создает ощущение значимости происходящего. Не менее театральным получился второй этаж, где буфет соседствует с музейными экспонатами и картинами. Кафе спроектировано контрастно: здесь классические столы-стойки соседствуют с панельными столами и креслами-масками. Сидя в них, можно пить кофе и осматривать уличные красоты.
Впечатлил и вход в основной зал, он исполнен в духе театрального классицизма. Зрительный зал на 300 человек встречает золотым орнаментом на светлых панелях, которые опять же контрастируют с серо-синими стенами. Кроме большого, есть еще и малый зал вместимостью на 80 человек. Он необходим для репетиций, прогонов и камерных постановок и вечеров. Переходы между залами и этажами выполнены в современном стиле. Стены украшают изречения из книг Аяза Гилязова. Вскоре на них будут установлены штрих-коды, благодаря которым можно будет прочитать и русский вариант цитат.
После первого знакомства многим захотелось побывать на открытии сезона. Наверняка в этот день на подходе к театру мы услышим: «Нет ли лишнего билетика?»
В публикации использованы материалы Историко-краеведческого музея Набережных Челнов.
Нет комментариев-