Несмотря на то, что комиксы в нашей стране стали появляться еще во время позднего Советского Союза, новый всплеск комиксовой культуры с ее супергероями совпал с проникновением в Россию фильмов по вселенной «Marvel», первый из которых вышел в 2000 году. За это время вокруг нее сформировался ряд стереотипов:
1) комиксы в России появились недавно;
2) комиксы – это для детей;
3) в нашей стране комиксы никому не нужны;
4) у нас не делают комиксы;
5) эта субкультура рано или поздно уйдет из России.
Попробуем их развеять.
Стереотип первый: комиксы в России появились недавно
«В наше время «комиксами» были журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки», у нас не было комиксов в сегодняшнем понимании», - констатирует Ильгизар Турсунов, владелец единственного офлайн-магазина комиксов в Казани. Поэтому у старшего поколения представление о комиксах и о субкультуре в целом несколько искаженное. Сам Ильгизар познакомился с современными комиксами только в 2016 году, тогда и начал плотно ими заниматься. Как и он, большинство людей поколения 35-40+ знали этот жанр по коротким иллюстрированным историям в советских детских журналах.
Картинки из детских журналов стали отправной точкой в мир нарисованных историй и для Наиля Сибгатуллина, казанского коллекционера комиксов: «Помню себя в возрасте двух-трех лет, не ярко, обрывками. Это был примерно 1990 год. Отец был студентом, мы жили в семейном общежитии КАИ, и у соседей в комнате напротив висел большой не то стенд с наклеенной на него историей в картинках, не то просто какой-то плакат с комиксом. Даже не помню, о чем он был, но само ощущение чего-то яркого, красивого и интересного запомнилось на всю жизнь».
Стереотип второй: комиксы – это для детей
Этот стереотип встречается чаще всего. На первый взгляд, он вполне обоснован: минимум текста, яркие картинки, простая подача, легкие сюжеты. Зачем взрослым брать это в руки?
Ильгизар отмечает, что был приятно удивлен, когда впервые прочитал несколько современных комиксов: «Как привез первые комиксы, прочитал и меня прямо захватило. Это совсем не детское увлечение. Окончательно это стало понятно, когда познакомился с графическими романами Нила Геймана и Алана Мура».
Авторы, о которых говорит Ильгизар, создают так называемые «альтернативные комиксы». Они не ограничены политикой издательств и могут «обличать пороки», например, политические режимы, проявления сексизма и расизма и прочую «актуальную повестку». И делают это в рамках своих вселенных, уходя от привычной супергероики.
Но и супергероика уже давно перестала быть чтивом для детей. Турсунов поясняет: «Человек-паук имеет плашку 16+ и 18+». В таких произведениях встречаются сцены жестокости, информация о наркотиках, бранные слова, нагота, так что детям их в любом случае давать не стоит. Впрочем, упор там, конечно не на этом. В рамках истории про очередного героя в плаще комикс позволяет обратиться к серьезным темам, а художнику дает простор для творчества. «Пройдет лет 10, и все будут понимать, что комиксы — это не детское увлечение», - уверен Турсунов.
Помимо «альтернативы», есть другие подвиды комиксов, который может заинтересовать взрослого читателя. Например, рисованная классика: «Уже есть «Преступление и наказание», «Медный всадник», которые перерисовали на манер комикса. Та же книга, просто есть нюансы, которые художник передает через графику», - объясняет Ильгизар.
Разумеется, не стоит думать, что современные комиксы — это только для взрослых. Дети также могут их читать, а еще лучше, если они будут делать это вместе с родителями, для которых герои из детства приобретут новую жизнь. Как это делает Наиль: «Не так давно у нас издавали серию по книге «Утиные истории» про Дональда Дака и дядюшку Скруджа. Хочу собрать всю серию, потому что эти истории для всех возрастов, и моя дочь-первоклашка с большим удовольствием читает их вместе со мной».
Предлагаем небольшой список комиксов для тех, кто решил познакомиться с этим миром.
«Песочный человек» - графический роман Нила Геймана. Рассказывает о Морфее, том самом Песочном человеке, Принце Историй, или попросту Сне. Он один из семи великих аспектов, среди которых Смерть, Судьба, Страсть и т.д. Комикс раскрывает сложные взаимоотношения между ними и то, как они влияют на человеческий мир.
«Сказки» («Сказания») – серия повествует об известных сказочных персонажах, которые переехали в Нью-Йорк и вынуждены скрываться от глаз обычных людей. Повествование ведется от лица Страшного Серого Волка, который взял на себя роль шерифа и следит за всеми сказочными существами.
«Блэксэд» - комикс рассказывает об альтернативной Америке 50-х годов XX века, где все люди заменены антропоморфными зверями. Главный герой – кот Джон Блэксэд, сыщик, который распутывает убийство своей бывшей возлюбленной.
Стереотип третий: в России комиксы никому не нужны
Наоборот, сейчас эта индустрия на подъеме. «Выходит очень много переводных комиксов, каждую неделю - по 20-30 новых релизов», - сообщает Ильгизар. Цены на них достаточно высоки (в среднем – 700 рублей), но, несмотря на это, в единственном комиксшопе Казани ежемесячно продается около 350 комиксов.
На популяризацию комиксов в России работают и издательства: «Они проводят тематические дни, посвященные герою. Есть небольшие издательства, которые пытались продавать только комиксшопам и никому больше. Некоторые издательства высылают лимитированные обложки для комиксов, что активизирует интерес к магазину», - рассказывает Турсунов.
Правда, у коллекционеров русскоязычные комиксы ценятся не очень высоко. В чести здесь изделия оригинальные, прямиком из Америки. Сибгатуллин делит комиксы на две категории – те, что хочет прочитать сам (тогда он покупает их на русском языке), и те, которые могут со временем подорожать: «Достаточно зайти в историю продаж западных интернет-площадок, например Ebay, и посмотреть цену какого-нибудь совсем нового комикса, который внезапно стал «коллекционным». При начальной цене журнала в онлайн-магазине около 250 рублей цена выкупа может составлять около 5-6-7 тысяч».
Ильгизар уверен, что у комиксов в России есть будущее: «Их популярность растет, хотя и не такими темпами, как хотелось бы. Приросты неплохие, но такого развития, как в Европе и Америке, нет. Там эта культура прижилась давно, а в России комиксы получили нормальное развитие только в последние 10 лет».
Стереотип четвертый: у нас не делают комиксы
Делают, и относительно успешно (несмотря на скептическое отношение коллекционеров). Самое известное в России издательство соответствующего профиля - «Bubble», создающее оригинальные сюжеты и героев, которые действуют в отечественных реалиях. Наиль, впрочем, реалистично смотрит на ситуацию с оригинальными российскими комиксами на рынке: «Недавно это издательство сняло и выпустило в прокат фильм «Майор Гром: Чумной Доктор». Другие издательства российские комиксы не выпускают, не считая нескольких очень решительных энтузиастов».
Но комиксы выпускают не только крупные издательства, художники-одиночки также создают и издают собственные авторские работы. Мы поговорили с одним из них - Мией «MOOMIA» Мусиной. Ее первый комикс, который был напечатан на бумаге, назывался «Возможность». Он повествует о судьбе марсохода Opportunity, который пробыл на Марсе 15 лет: «Отправной точкой и вдохновением для рассказа послужило «последнее сообщение» от марсохода в феврале 2019 года: «My battery is low and it’s getting dark», то есть «Мои батареи на исходе, тьма сгущается». Так и родился небольшой художественный пересказ его жизни на красной планете, как если бы это был документальный мини-фильм от лица марсохода».
«Возможность» оказалась в сборнике «Горький комикс», периодическом самиздате авторских работ. «У каждого номера сборника есть своя тема. На данный момент вышло 6 номеров, - рассказывает Миа, - Сборник печатается на средства будущих читателей с помощью краудфандинговой площадки. Чем больше сумма, тем круче доработано издание».
Авторские комиксы выходят не только при поддержке будущих читателей. Свой вклад вносят и магазины комиксов: «Администраторы проекта рассылали новость о печати нового выпуска по всем комиксшопам страны. И я удивилась отзывчивости как организаторов, так и владельцев магазинов, тому, как все друг друга поддерживают», - отмечает MOOMIA.
Стереотип пятый: эта субкультура рано или поздно уйдет из России
В ответ всем хейтерам комиксов хочется сказать, что скорее уйдут они. В столицах эта ниша развивается как никогда, а значит, со временем мода на комиксы распространится на всю страну.
В прошлом году в Татарстане проходил литературный конкурс, посвященный писателю и поэту Роберту Миннуллину. И среди его номинаций был комикс на татарском языке. Зулейха Камалова решила поучаствовать в конкурсе, превратив в комикс сказку, которую читала своей дочери перед сном: «В последнюю ночь мы рисовали картинки. Основную часть я, а самое сложное (и самые красивые в итоге страницы) – мой муж, он художник. И он же сверстал работу в фотошопе. И через пару дней в инсте Союза писателей [Татарстана] написали, что мы заняли второе место и получили премию в размере 90 тысяч рублей», - рассказывает Зулейха.
Зулейха считает, что с помощью комиксов можно популяризировать татарский язык и татарский фольклор: «Это очень легкий жанр, текста мало, и он простой, но запоминающийся. Для начинающих - вообще отлично. Можно добавлять этнических персонажей, например супергероя Нурбека, который побеждает зло танцем, или рэпом. Или пахлевана (богатыря, - прим. ред.) Усала, тоже супергероя. Или создать сатирический комикс про параллельный мир, где вместо героев духи и джинны».
Фото на постере: Ильгизар Вахитов