«Имея опыт создания музея, она взялась за это большое дело»
Стелла Писарева родилась в Харькове, ее отец был военным, поэтому семье пришлось много переезжать. В 1938 году он был репрессирован. Когда началась Великая Отечественная война, семья Писаревой была эвакуирована в Раифский лесхоз, рассказала Светлана Фролова. «Знакомая ее матери, видя, насколько талантлива эта девушка, рекомендовала продолжить ей обучение не в сельской школе, а в Казани. Стелла Владимировна поехала в Казань и жила у родственников знакомых ее мамы. Окончила школу № 4», — говорит она.
В 1942 году Стелла Писарева поступила на историко-филологический факультет Казанского университета. Университет выделил ей вместе с матерью место в общежитии. «Именно в этом помещении, где сейчас находится Музей истории университета, в годы Великой Отечественной войны и располагалось общежитие для ученых институтов Академии наук, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Стелла Владимировна даже показывала колонну в зале музея, у которой стояли их с мамой кровати. Здесь они прожили год», — заметила Светлана Фролова.
После окончания университета Стелле Писаревой предложили поступать в аспирантуру, но она хотела начать работать. Профессор Александр Вознесенский рекомендовал Марии Елисеевой, которая была в те годы директором Музея Горького, «взять на работу такую талантливую выпускницу».
«Она планировала год проработать в музее, а потом вернуться в университет и поступить в аспирантуру. Но этого не случилось. В результате 18 лет Стелла Владимировна проработала в Музее Горького. В 1964 году она решила уйти из музея на телевидение. Ее пригласили в литературную редакцию. Она писала сценарии, была ведущей многих передач и ей очень нравилась эта работа. Однако директор Государственного объединенного музея ТАССР Владимир Дьяконов пригласил ее в музей заведовать литературной секций. Там она проработала 14 лет», — отметила собеседница.
Когда Стелла Писарева была уже в должности заместителя директора по научной работе Государственного музея, ей предложили создать музей в университете. По ее воспоминаниям, ее долго уговаривали. В результате она согласилась и с 1 сентября 1978 года приступила к работе.
«Тогда она еще не была директором музея, потому что его не существовало. И руководство университета думало, что создается выставка. Ее так и назвали „Юбилейная выставка к 175-летию со дня основания университета“. Но Стелла Владимировна, имея опыт создания музея Ярослава Гашека в Бугульме, различных экспозиций, в том числе литературных, взялась за это большое дело», — поделилась Светлана Фролова.
Музей истории Казанского университета открылся 30 ноября 1979 года.
«Мечтала создать музей Лобачевского, но это не осуществилось»
Создание Музея истории в столь короткие сроки, за год и два месяца, «связано с большим предшествующим опытом работы Стеллы Писаревой и, конечно, стремлением всего университетского сообщества создать музей в старейшем вузе России», подчеркнула Светлана Фролова.
По ее словам, первые экспонаты музея связаны с именем Николая Лобачевского, который 19 лет возглавлял Казанский университет. Они сейчас находятся в Музее Н. И. Лобачевского, открытом в здании «ректорского дома» 1 декабря 2017 года по инициативе ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова.
«Значимая для Стеллы Владимировны тема связана с Николаем Ивановичем Лобачевским. Она мечтала создать музей Лобачевского, но по ряду причин это не осуществилось. И к 200-летию со дня рождения ученого в 1992 году музеем истории была открыта большая выставка, посвященная ему. Вероятно, это было очень болезненно для нее, она сильно переживала. И когда в деревне Козловка решили создать музей Лобачевского, она с большим интересом откликнулась. Музей истории университета помог с концепцией, художественным оформлением, материалами, копиями архивных документов», — сказала собеседница агентства.
Именно в Музей истории Казанского университета потомки Лобачевского передали подлинные документы и фотографии, добавила она. «Здесь хранятся книги с его автографами, рукописи. И Стелла Писарева сделала очень много, чтобы в Чувашии, в деревне Козловке открылся Музей Лобачевского. До недавнего времени он оставался единственным музеем в России, посвященным этому гению», — отметила Светлана Фролова.
При этом в Музее истории Казанского университета есть уголок Лобачевского, который очень любила Стелла Писарева, с его портретом и старинными напольными часами. «Одна из самых красивых фотографий со Стеллой Владимировной тоже была сделана в этом уголке, — сообщила директор музея. — Сейчас здесь хранится копия личной печатки Лобачевского. Стелла Владимировна вспоминала, что когда профессор Норден принес ей эту печатку, она бегала по коридорам университета, всем рассказывая и показывая ее. Сейчас подлинная печатка находится в „ректорском доме“, в Музее Н. И. Лобачевского».
«Уникальные экспонаты поступали в музей благодаря большой работе»
Уникальные экспонаты поступали в музей благодаря той большой работе, которую проводила Стелла Писарева, ее переписке с потомками профессоров Казанского университета, заметила Светлана Фролова.
Например, одной из первых передала в музей документы, фотографии, личные вещи Евгения Завойского его дочь Наталья, и в музее был сформирован большой и интересный фонд этого выдающегося физика.
После переписки Стеллы Писаревой с потомками профессора Василия Разумовского, его дочери передали большую коллекцию личных вещей этого хирурга. А один из редких экспонатов музея — подлинный мундир профессора Кротова появился в коллекции музея благодаря ее дружбе с семьей Арбузовых.
«В редких музеях есть профессорские мундиры. Один из них в музее истории Казанского университета. Он изготовлен из темно-синего сукна с вышивкой по бархату на воротнике и обшлагах рукавов канителью. Кротов — профессор, геолог, был дедушкой химика Александра Арбузова. В семье Арбузовых этот мундир хранили, а когда создавался музей, его передали нам. Мемориальная вещь — стеклодувный столик Арбузова. Он тоже оказался в музее благодаря Стелле Владимировне, ее большому опыту и тому, что ее знали в музейном мире», — рассказала собеседница агентства.
Став директором музея, Стелла Писарева создала одну из значимых для себя и университета выставок под названием «Линия научной обороны» к 40-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. «Именно для нее в Музей истории были переданы материалы сотрудниками Академии наук, которые были эвакуированы в Казань. Конечно, ее в первую очередь интересовали те из них, которые впоследствии стали Нобелевскими лауреатами. И одна из ее последних статей, опубликованных в журнале „Казань“ в 2017 году, посвящена Нобелевским лауреатам в Казани», — отметила Светлана Фролова.
«На просьбу музея откликнулись ученые, академики, которые были в Казани в годы Великой Отечественной войны, сотрудники и выпускники университета — ветераны. Думаю, что Стелла Владимировна, несмотря на то, что это были годы тяжелых испытаний, сохраняла светлые воспоминания об этом времени. Ведь это была ее юность, молодость. Кроме того, работа над выставкой позволила ей глубже понять то время, происходившие в университете процессы, узнать о научных исследованиях физиков, химиков, геологов и других ученых, познакомиться с людьми, которые, как и она жили в эти трудные годы в университете. Впоследствии, она много рассказывала и писала об этих встречах, гордилась этими знакомствами», — подчеркнула руководитель музея.
«Если бы она была менее инициативной, не восстановили бы историческую память»
Стелле Писаревой как руководителю Музея истории Казанского университета принадлежит целый ряд инициатив. Например, музей был инициатором празднования юбилейной даты со дня рождения Карла Фукса, открытия памятника этому ученому в сквере вуза, сообщила Светлана Фролова.
«Наш музей был инициатором создания в Казани Музея Льва Толстого. Много также инициатив, связанных с жизнью университета. К примеру, установка мемориальной доски на главном здании вуза, которая информирует, что здесь учился Лев Толстой. Кроме того, в ректорском садике была сделана стена памяти, где увековечены имена сотрудников университета, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Организовано немало выставок, посвященных династиям, юбилеям выдающихся ученых», — упомянула она.
По словам собеседницы агентства, Стелла Писарева была инициатором проведения в музее музыкальных вечеров. И именно в Музее истории из небольшого ансамбля появился знаменитый казанский камерный оркестр La Primavera.
«Стелла Владимировна была очень активной комсомолкой, в годы Великой Отечественной войны она вела концерты, была признанным конферансье», — заметила руководитель музея.
Она добавила, что первый директор университетского музея очень тепло принимала инициативы ученых. К примеру, одна из них связана с воссозданием актового зала Казанского университета. Этой работой руководил доктор исторических наук Григорий Вульфсон.
«Зал был воссоздан к 100-летию со дня сходки 1887 года, в которой принимал участие Ульянов, по черно-белым фотографиям. После того как зал отреставрировали в 1987 году, возник вопрос: „Можно ли повесить портрет основателя Казанского университета императора Александра I так же, как и было?“. Конечно, нет. Как портрет императора будет висеть в университете, который носит имя Ленина», — поделилась воспоминаниями Светлана Фролова.
Этот вопрос смогла решить Стелла Писарева. В 2004 году университет посетил первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Во время экскурсии она обратилась к нему: «Как вы считаете, может ли на этой стене быть портрет императора Александра I, основателя Казанского университета?». На это Минтимер Шаймиев ответил лаконично: «Почему бы и нет».
После этого руководство университета заказало художнику Станиславу Слесарскому портрет императора, поскольку подлинный не сохранился. Он воссоздал его по черно-белой иллюстрации из книги «История Казанского университета» Николая Загоскина.
«Если бы она была менее инициативной, не такой смелой, чтобы вот так обратиться к Президенту республики со своим частным музейным вопросом, то не восстановили бы историческую память, что так важно для университета. Этот портрет занял свое законное место. Ведь более 100 лет университет носил имя „Императорский“», — констатировала собеседница агентства.
«С большой радостью восприняла новость о признании музея»
Стелла Писарева считала, что музей — это живой организм, который должен меняться и пополняться экспонатами, менять окружающую среду вокруг себя. В 2004 году в музее была проведена реэкспозиция.
Когда Стелле Владимировке исполнилось 90 лет, в Музее истории Казанского университета была организована посвященная ей выставка. Тогда Стелла Писарева передала в музей фотографии, благодарственные письма, сообщила Светлана Фролова.
Например, можно увидеть фотографию Стеллы Писаревой с Дмитрием Медведевым, который посетил музей, будучи Президентом России. «Есть также фотография 1949 года с внучкой Горького, а также с чехословацким космонавтом Владимиром Ремеком, с Мякзюмом Салаховым и Михаилом Пиотровским и другие», — заметила собеседница агентства.
Среди документов Музея истории есть заметка Стеллы Владимировны из газеты «Ленинец» от 12 февраля 1979 года. В ней она рассказывает о помощи профессоров и студентов университета, благодаря которым уже к февралю того года было сформировано около 60 персональных коллекций. «В этой заметке как раз говорится о том, как бережно мемориальные предметы хранились в университете и были переданы в музей», — уточнила Светлана Фролова.
«В 2004 году Стелла Владимировна была избрана заслуженным работником Казанского университета. На ее 90-летие университет вручил сертификат финансовой поддержки», — добавила руководитель музея.
По ее словам, после ухода Стеллы Писаревой из университета отношение к ней не изменилось. Ее приглашали на все крупные мероприятия, на открытия выставок.
Она отметила, что в музее находится немало писем, направленных Стелле Писаревой как директору музея. «Тогда к ним не относились как к экспонатам. Сейчас, конечно, стоит задача все это поставить на учет, потому что это исторические документы с автографами выдающихся ученых. Их надо публиковать и представлять на выставках», — сказала собеседница агентства.
«Несколько дней назад, 22 мая, Стелла Владимировна созванивалась с одной из сотрудниц Музея истории. Она с большой радостью восприняла новость, что наш музей был признан лучшим вузовским музеем Татарстана. Ведь до этого времени музей подобных наград не получал. Она была очень рада такому признанию. Оценивались проекты музея не с 1979 года, а за последние два года в экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной деятельности и в информационных технологиях. То есть это были проекты, которые мы делали без нее, но если бы не было экспозиции музея, а также уникальной коллекции, собранной благодаря Стелле Владимировне, сотрудникам музея и ученым университета, конечно, это стало бы невозможным», — заключила Светлана Фролова.
Нет комментариев-