Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Стеклоцилиндр Иннополиса, грибы-гиганты из дерева и полувековой корабль НЛО: с чем Казань встречает Всемирный день архитектуры

Стеклоцилиндр Иннополиса, грибы-гиганты из дерева и полувековой корабль НЛО: с чем Казань встречает Всемирный день архитектуры
В первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры, утвержденный Международным союзом архитекторов (МСА), членами которого являются более миллиона проектировщиков и реставраторов планеты. Казань в последние десятилетия переживает архитектурный подъем – от бурной застройки однотипных жилых, элитных и не очень, комплексов до восстановления памятников зодчества прошлого и возведения новых архитектурных символов времени. Корреспондент ИА «Татар-информ» пролистала архитектурное «меню» мировых тенденций в поисках рецепта удачного строительства приметы современного города.

Здания университета, кампуса и технопарка, которое напоминает гигантский остекленный цилиндр, в Иннополисе, а также Дворец водных видов спорта Казани были представлены в мае этого года на XXII Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва NEXT!» в номинации «Общественное здание» премии «Приметы городов».

Парк «Семья» в Нижнекамске, парк Урицкого и набережная озера Кабан в Казани номинировались в этом же проекте как лучшее «Общественное пространство». Победителей премии назовут уже этой осенью.

Наряду с архитектурными решениями последних лет Казань на проекционных слайдах представляли и уже общепризнанные символы города – башня Сююмбике, главное здание Казанского университета, Центр семьи «Казан», театр Камала, отмечающая в этом году свое 50-летие и некогда прогремевшая на весь мир «летающая тарелка» цирка и мост «Миллениум». 



Кроме того, в рамках конкурса проектов были рассмотрены около 650 работ студентов архитектурных вузов России, и, как заметили организаторы, проектировщики из Казани, хоть и не вошли в число победителей, но стали одними из самых активных участников с идеями высокого уровня.

А последние на XXII международной выставке «АРХ Москва NEXT!» были и многочисленны, и подчас предельно невероятны.

Сразу за входными дверьми Центрального дома художника посетители погружались в АРХ КАТАЛОГ – проект, представляющий в виде гипертрофированного сборника эскизов как реализованные, так и потенциальные предложения архитекторов. 

Здесь, к примеру, спа-отель на берегу озера Таватуй (пригород Екатеринбурга), похожий на послойную каменную глыбу.

И проект детского сада в виде нагромождения кубиков с буквами.

Новый подход в строительстве – монолитные сейсмоустойчивые плиты, из которых можно создавать целиком части здания.

Здесь же, на первом этаже, выставлена панель, способная реагировать на шумовой фон. В зависимости от силы звука элементы панели либо закрываются, либо открываются, отражая или поглощая звуки. Авторы считают, что она может стать решением проблемы шумового загрязнения в городах.



Двухэтажная инсталляция на втором этаже не оставила равнодушными ни детей, ни взрослых – здесь можно было и пофантазировать, самостоятельно «проектируя» макет комплекса, и полюбоваться стационарными экспонатами – с подсветкой и даже с миниатюрными ветвистыми деревьями, привычной и причудливой формы, в том числе цилиндрической, как у здания технополиса в Иннополисе.

Шторы из плечиков для одежды или лампочек в картонных упаковках, бутылок и даже имитирующих камни скомканных бумаг стали одними из самых популярных объектов выставки. Но рекорд, в том числе и восторгов, побила пространственная инсталляция из пенопластовых шариков, в хаотичном порядке соединенных между собой обычными деревянными шпажками.

«На всякого мудреца довольно простоты», видимо, решили ее создатели (школа дизайна НИУ ВШЭ экспозиция: «Пространственные представления. Невесомость») и приковали этим к объекту не только всеобщее внимание и объективы гаджетов, но и, как следствие, приз зрительских симпатий в номинации «Самый фотогеничный Арт объект».

Еще одним популярным у посетителей выставки проектом стала «Лавка архитектора». Огненно-яркая на пружинках-ножках, со столиком для распития (лавка Бродского), почти вертикальная («для отдыха нужно просто остановиться на несколько минут и сменить центр тяжести» - утверждают создатели), лавочки в виде огромной юлы и многие другие. Присесть на каждую из них и проголосовать за понравившуюся мог любой желающий, а проект лавочки-победителя в качестве награды, по задумке организаторов, будет реализован в одном из парков столицы.

Отдельные жилые комплексы, целые кварталы, перепланированные смелыми современными архитекторами так, чтобы комфорт и благоустройство были в них заглавными мотивами, не отпускали посетителей выставки часами. Продуманные до мельчайших деталей макеты снова и снова будто возвращали взрослых людей в детство,  когда рука сама так и тянулась собрать этот уже на самом деле не детский конструктор на свой вкус.

Так наград были удостоены концепция городского квартала нового формата (Aeon и Ферро-строй – городской квартал «Ривер Парк»), архитектурная выразительность и внедрение принципов вариативности в индустриальное домостроение (ГВСУ «Центр»), за инновационный подход к перепрограммированию общественных культурных центров – сеть районных центров от ADG GROUP.

Норвежцы представили невероятный проект со сроками реализации 2017 – 2035 годы: подводный трубопроводный мост стоимость 25 млрд долларов в качестве беспаромного автомобильного маршрута, соединяющего Кристиансанд и Тронхейм.

Сразу несколько экспозиций в рамках выставки были посвящены экологическим технологиям и деревянному современному строительству, причем как для жилой застройки, так и для современных общественных зданий.

Внимание деревянному зодчеству было уделено в экспозиции «Изба Манифик». Оказывается, благодаря выставке в Париже в 1867 году копия резного русского дома в селе Асташово в Костромской области до сих пор сохранилась и в прекрасном состоянии находится на Вилле Босежур в столице Франции (в XIX веке выставлялась как экспонат).

К слову, этим летом проект набережной реки Нурминка в Кукморе (с преобладанием деревянных конструкий), разработанный, под руководством Евгения Асса в рамках воркшопа «Весенний марш-2016», стал победителем общероссийской премии АРХИWOOD-2017 в номинации «Дизайн городской среды».  Деревянные «Гигантские грибы», они же некий аналог скай-парка для детей, в Горкинско-Ометьевском лесу взяли первый приз в номинации «Арт-объект», входная  группа образовательного пространства BFFT.space КГАСУ стала лучшим проектом в номинации «Дерево в отделке». 

О том, что наряду с самыми невероятными современными технологиями деревянная архитектура все больше становится популярной и возвращает интерес к себе, кроме того, свидетельствует и вторая премия в области событийного туризма Russian Event Awards-2017 по ПФО, которую в минувшие выходные получил проект «Том Сойер Фест в Казани». 

Более того, в начале сентября министр строительства России заявил, что ведомство приступило к разработке типовых деревянных домов. 

Удивительный подход к реставрации и при этом вовлечению исторического здания в современную жизнь нашли в Амстердаме. Согласно местным законам, верхняя часть исторического здания должна быть выполнена из красного кирпича. Приспосабливая трехэтажный объект под бутик красоты, реставраторы выполнили нижнюю часть также из кирпича, но стеклянного! Это обеспечило прозрачность витрин снизу и, соответственно, повышенный покупательский интерес, добавило зданию колорита, позволив соблюсти требования градостроительных норм: кладка из кирпича стеклом по градиенту переходит в красный кирпич наверху здания.

Возможно, с оглядкой на евростандарт, когда-нибудь, подобное архитектурное решение появится и в Казани.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев