ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАГРУЗКИ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕЙСОВ
На российском направлении и, может быть, даже на постсоветском, какие главные задачи ставите в этом году?
— Увеличивать загрузку рейсов. И посмотреть, где можно добавить новые города, чтобы постоянно держать динамику роста. А также постараться увеличить количество рейсов из Москвы.
Можете озвучить какие-то конкретные планы?
— Пока что конкретных планов нет, но до конца года у нас по расписанию стоит система примерно такая же, какая была в прошлом году. Будут некоторые небольшие изменения: это снижение рейсов именно в непопулярный для авиаперелетов сезон - до праздников и после. В целом, больших изменений нет. Я думаю, что до конца года мы сможем озвучить новые какие-то направления, новые города.
А по загрузке там в чем сложности?
— Перевозок много, больше, чем спроса. В этом году мы по сравнению с прошлым годом увеличили количество рейсов на 150 процентов, пассажиропоток тоже серьезно увеличился примерно на 100 процентов.
За счет чего хотите увеличивать загрузку рейсов?
— Прежде всего, за счет новых направлений. К примеру, в Казани на сегодня есть ежедневные рейсы и это пока более чем достаточно по спросу. И мы единственный перевозчик, который держит такое количество рейсов. Всегда есть свои сложности. Зимой, допустим, во время Нового года и каникул, без проблем. А когда после праздников начинают появляться ямы, там уже все усложняется. И мы не можем, как чартеры, снимать и убирать рейсы, у нас они регулярные.
ПАРК САМОЛЕТОВ flydubai В ЭТОМ ГОДУ ВЫРАСТИТ ДО 70 БОРТОВ
В этом году сколько новых самолетов ожидается получить? Сколько из них будет стоять на рейсах в Россию?
— Сегодня у нас 61 борт в парке и в этом году четыре самолета 2009-2010 годов производства уходят из него уходят. У нас есть заказ на следующие 10-15 лет, и мы каждые 2-3 года рассматриваем вопрос, оставить больше самолетов или же продать старые. В этом году ожидается поставка 13 самолетов, поэтому увеличивается общий парк. Естественно, все они распределяются в зависимости от количества рейсов в Россию и другие страны. Я думаю, до конца 2018 года парк вырастит до 70 бортов.
Кроме Москвы, когда появятся и на региональных рейсах самолеты модели Boeing 737 MAX 8?
— Пока сложно сказать. В основном, мы их ставим на дальние рейсы. Главное, что на данный момент бортов Boeing 737 MAX 8 у нас меньше, чем дальнемагистральных рейсов, куда их имело смысл бы поставить. Я думаю, на рейсах в Казань об этом можно будет говорить в конце 2019 года или позже.
СРЕДНЯЯ ЗАГРУЗКА РЕЙСОВ КАЗАНЬ-ДУБАЙ 70 ПРОЦЕНТОВ
Насколько загружены рейсы до Казани? Есть ли планы по увеличению?
— На данном этапе мы летаем в Казань ежедневно. В среднем, загрузка составляет где-то 70 процентов. Такие показатели были в течение зимы. Это, конечно, меньше, чем было в прошлом году, потому что тогда мы летали три раза в неделю, поэтому и загрузка была намного выше. В этом году мы увеличили количество рейсов почти в два раза. Кроме этого, было много чартеров из Казани. В этом году перегрузка была очень серьезной.
Скажите, рассматриваете ли открытие рейса в аэропорт Бегишево?
— Я думаю, что пока слишком рано. Потому что казанский аэропорт сейчас активно развивается и в нем уже достаточное количество перевозок, чтобы думать о второстепенных аэропортах. Я не думаю, что в ближайшем будущем в Татарстане у нас будет другой аэропорт кроме казанского.
После внедрения код-шеринга в Казани увеличился ли поток?
— Да, увеличился как минимум в два раза в прошлом году. Но цифры не очень большие, чтобы говорить о каких-то серьезных изменениях. Потому что, когда ставят ежедневный рейс, увеличивается и количество стыковок, поэтому трафик по код-шерингу вырос по таким экзотическим направлениям как Денпасар, Сингапур и Мальдивы.
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИИ
Будут ли дополнительные рейсы в Казань во время ЧМ-2018?
— Да, у нас в те дни, когда есть игры, стоят дополнительные рейсы. Получается, в Казани их у нас 12. Они стоят в системе бронирования уже сейчас. Мы их поставили максимально по возможности.
К примеру, в Москву увеличили дополнительные рейсы. В дни игр, особенно в дни финала и полуфинала, и в Шереметьево, и во Внуково стоят по 2-3 рейса в день дополнительно.
В регионах тоже – Ростов, Екатеринбург и Самара. Единственное, не полетели в Калининград, потому что слишком далеко. То есть, из восьми городов, принимающих ЧМ-2018, мы поставили допрейсы в шести. Они стоят за день до игры и после игры.
Так получилось, что в некоторые дни у нас уже есть регулярные рейсы, поэтому мы их оставили. Опять-таки видим, что больше всего загрузились московские рейсы, потому что люди уже оттуда летят в другие города. Рейс в Волгоград сейчас поставили именно под игру, а так в расписании его не было. В Сочи тоже стоит только для тех дней, где есть игры.
Как считаете, насколько эти рейсы будут заполнены?
— Честно говоря, похоже, люди все-таки в основном летят через Москву. Я даже видел, что в Эмиратах продаются десятидневные туры с прилетом и вылетом из Москвы. Поэтому наши рейсы через Москву более загружены, чем эти региональные допрейсы.
ЧЕРЕЗ ДУБАЙ ДО САУДОВСКОЙ АРАВИИ ДОБРАТЬСЯ ДЕШЕВЛЕ
Летом этого года будет три рейса из Казани на хадж. Сложно пока оценить спрос?
— Во время хаджа у нас стоят дополнительные рейсы в Дубай. Кстати, из-за того, что виза не нужна, в Дубай приезжают очень много людей, и уже отсюда едут до мест паломничества на автобусе - так дешевле.
В августе из Махачкалы стоят допрейсы, также есть пару рейсов из Казани. Некоторые транзитом летят, это дороже. Сейчас уже точно из Махачкалы семь дополнительных рейсов, стоят в августе, это помимо регулярных. Пассажиры, которые летают на умру, делают это круглый год, так как это проходит не в какой-то определенный период.
Обычно билеты на рейсы распродаются группам заранее. Я не вижу каких-то проблем с этим, так как у услуги есть определенные клиенты. Это во время хаджа, который проходит в определенные периоды. А когда ездят на умру, то в основном пассажиры летают на наших регулярных рейсах.
НА ПУТИ ТУРПОТОКА ИЗ ОАЭ СТОЯТ ВИЗОВЫЕ ВОПРОСЫ
Татарстан вкладывает много усилий, чтобы выстроить отношения с арабским бизнесом. Есть ли какие-то размышления на эту тему? Что может быть ключом к взаимодействию российского и арабского бизнеса?
— В работе flydubai особым фактором является туризм. В прошлом году мы сезонно летали в Черногорию, сейчас продолжаем этот рейс, так вот, они сделали безвизовый въезд всем резидентам Эмиратов не в зависимости от гражданства.
Наверное, в России ситуация совсем другая. Я это понимаю. Но пока визовые вопросы не решатся, сложно говорить о развитии туризма. У Казани - один из топ-потенциалов после Москвы и Питера для туризма из арабского мира.
Нам это тоже нужно, потому что мы не хотим зависеть только от одного трафика. Конечно, есть фактор короткого рейса. Но, в то же время, в Стамбул летают очень активно на рейсе длительностью 4,5 часа, хотя это примерно такой же рейс, как в Казань. Я думаю, что виза — это психологический фактор. Допустим, летит одна семья из восьми человек, сейчас это получится очень невыгодно. Наши рейсы в Баку загружаются за три дня до вылета. Это происходит, потому что виза не нужна. Поэтому этот фактор серьезно влияет на спрос на какое-то направление.
Арабский бизнес специфический, насколько сложно в нем состояться?
— В каждой стране своя культура. В Эмиратах плюс в том, что здесь проживает более 200 национальностей, ладящих друг с другом. Авиакомпании - это международный бизнес, поэтому нет какого-то отдельного арабского подхода. Надо брать международный подход, без какой-то специфики, и пытаться воплотить его в жизнь.
Самое главное, быть глобальными, но локальными. То есть, мы пытаемся адаптироваться под спрос той страны, в которой работаем. Во многих городах мы имеем большой местный процент продаж. Естественно, у flydubai, как и у других компаний, есть своя специфика, в зависимости от того, где мы базируемся. Но в целом международный подход предполагает открытость к любым изменениям.
Поэтому авиакомпании у нас здесь очень активные по сравнению с другими странами. Особенно на Ближнем Востоке Дубай и Эмираты в целом всегда на передовой. Они быстрее всех развиваются, инфраструктура всегда запланирована наперед. То, какое место будет занимать компания Emirates сейчас, никогда не было сюрпризом. Я работал там с 1997 по 2007 год, и уже в 2000 году видел планы, которые должны были быть реализованы в 2015-2017 годах. То есть, это были не просто разговоры, а конкретные планы, которые были выполнены. Соответственно, в flydubai такие же процессы происходят.
Как вы попали в авиакомпанию flydubai, с чего начинали?
— Я начал работать в авиакомпании Emirates в 1997 году в Баку. Оттуда в 2000 году был переведен в Москву, а после нее в Таиланд. После того, как в 2008 году открылась новая авиакомпания flydubai и был назначен ее исполнительный директор, который начал формировать свою команду, он пригласил и меня. Работа в компании, которая начинает с нуля, стала для меня совершенно новым опытом, дала возможность влиять на различные процессы с самого начала. Я очень благодарен этому опыту и работе с командой flydubai.
Как вы считаете, какое ваше личное качество позволило вам состояться как специалисту?
— Я думаю, что это два качества. Во-первых, это какая-то определенная интуиция. Я вижу проблемы заранее, то есть, раньше, чем они происходят. Соответственно, раньше пытаюсь принять какие-то меры. И второе, это качество лидера. Я всегда пытаюсь быть примером для своих сотрудников, управлять не просто в классическом понимании. Лидер должен быть сердцем команды, которое всем движет.
Нет комментариев-