Вопрос о том, что татарскому театру в Челнах необходимо свое здание, что у театра вообще нет сцены, обсуждается давно. Когда-то ходили слухи, что театру отдадут кинотеатр «Батыр», также говорили, что могут передать ему ДК «КАМАЗ». Начиналось строительство здания специально для театра, был выделен участок, разработаны проекты… Но в итоге театру решили передать заброшенное здание развлекательного центра «Колизей». Эту информацию подтвердил также и директор Набережночелнинского татарского государственного драматического театра Рашат Файзрахманов.
Бывший «Колизей» находится далеко, в поселке ЗЯБ. «Это очень большое и удобное здание. Такого здания и такой сцены нет ни у одного театра в республике, – сказал директор. – Не верите – приезжайте и сами посмотрите!» Конечно, мы едем и смотрим.
Поселок ЗЯБ – один из старейших микрорайонов города. Находится в Комсомольском районе, который также включает поселок ГЭС, деревни Сидоровка, Орловка, Элеваторная гора, Мироновка, Рябинушка, Красные Челны. Комсомольский – один из густонаселенных и самый большой по территории район Набережных Челнов.
Чтобы попасть в ЗЯБ, из Нового города надо ехать в сторону Казани. После моста съехать с трассы у остановки «Пединститут». Тут стоят две высотки – Челнинский педагогический институт. А напротив возвышается здание, которое и станет татарским театром. Надо сказать, что здание действительно впечатляющих размеров.
«Колизей» – это бывший ДК строителей. Здание было построено в 1975 году. Позже его расширили, переделали под развлекательный центр. «Колизей» – легендарный развлекательный центр Челнов, в нем в начале нового столетия зародилось и было сосредоточено клубное движение города. Со временем спрос на такой масштабный формат развлечений пропал. Клуб закрылся, здание было заброшено.
Нашим экскурсоводом по будущему театру стал сам директор Челнинского драматического театра Рашат Файзрахманов.
«Здесь работал развлекательный центр «Колизей». В свое время он гремел. Когда в городе появились другие развлекательные центры, владелец решил остановить деятельность комплекса, – рассказывает Рашат Файзрахманов. – Здание пять лет стоит заброшенным, наверное, оно и обветшало. Но я бы не сказал, что оно совсем в непригодном состоянии. На фундаменте «Колизея», в его стенах есть все возможности для строительства нового татарского театра. Готовы проект здания театра, техническое задание. Если удастся реализовать всё, что задумано в этих проектах, здание челнинского театра станет самым лучшим, отвечающим современным требованиям театральным зданием в республике. В нем будет Большой зал на 350 мест, Малый зал на 70–80 мест, репетиционный зал, по-современному оснащенная сцена. Ожидаются возможности, каких нет даже в казанских театрах», – рассказал директор.
Возможности, не доступные для казанских театров, – это уже об автомобильной парковке. Еще бы, у театра будет парковка на 150–180 машин!
У Камаловского театра есть парковка для сотрудников – вечером там за символическую плату могут ставить машину и зрители, но места хватает не всем. Тинчуринский театр благодаря стараниям директора тоже обзавелся собственной парковкой. Кариевский театр думает над решением вопроса, но вокруг театра возможности для обустройства стоянки очень ограниченные. Нет своей парковки у филармонии и у Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева.
«Новое расположение театра вызывает споры – кто-то сомневается, что зритель будет ездить в ЗЯБ, он ведь не в Новом городе. Но я бы не сказал, что это далеко от центра города, когда-то эти места и были центром. Здесь город начинался, тут еще живут бабушки и дедушки, приехавшие строить Челны. Они росли в деревнях, смотрели татарские спектакли, и им очень нравится, что татарский театр стал к ним ближе территориально, – говорит директор. – Что касается общественного транспорта, то тут тоже проблем возникнуть не должно. Закончатся строительные работы – откроются пути выхода к трамваю. Повода для беспокойства нет».
«Театр ведь не просто его внешнее состояние. Даже если он будет в здании с мраморными лестницами и колоннами, а внутри нет творческой жизни, то вряд зритель оценит это. У нашего театра есть талантливый творческий коллектив», – добавляет директор.
Начало положено
Сейчас на территории парка рядом со зданием идут работы – мы это видели своими глазами. Реконструкция и благоустройство парка осуществляются в рамках Программы развития общественных пространств. По словам Рашата Файзрахманова, к ремонтным работам внутри здания приступят в 2019 году. «Строители ведь сейчас делают очень быстро. Вполне возможно, что следующий сезон откроем здесь. Есть большая надежда, что 30-летие театра проведем уже в новом здании», – говорит директор.
Свое 30-летие театр отмечает в декабре 2020 года. К юбилею театр также может получить имя одного из выдающихся представителей татарской культуры, чья деятельность связана с театром.
Почти все государственные татарские театры носят имена известных людей татарского театрального мира – Галиаскара Камала, Карима Тинчурина, Габдуллы Кариева, Туфана Миннуллина, Сабира Амутбаева, Мирхайдара Файзи. Атнинский театр назван именем великого Тукая, автора строк «Театр ведет к свету и указывает праведный путь». Названия государственных театров в Альметьевске, Челнах, Буинске не привязаны к определенной личности. Пока.
В челнинском театре пока не знают, чьим именем они могли бы называться, потому что нет связанной с этим театром отдельной личности. «Нам близок и Шаукат Биктемиров, и Марсель Салимжянов», – говорит директор.
Итак, плюсы старого нового здания:
1. Огромная площадь. В распоряжении театра будет 6700 кв. м площади.
2. Большая сцена: высота 12 м, глубина 8 м. Сцена будет крутящейся. Предусмотрена также оркестровая яма.
3. Зрительный зал на 350 человек (в прежнем здании театра – 200 человек). Зал будет сделан в виде полукруга. Его можно будет сдавать в аренду. Не секрет, что театры, у которых есть собственное здание, подрабатывают, сдавая в аренду свой зал.
4. На первом этаже трехэтажного здания будет Большой зал, на втором – Малый зал. Будет отдельный зал для репетиций.
5. Новогодние елки – «хлеб» театров. Елками на каникулах театр набирает запас на год, выполняет план. В новом здании для проведения новогодней елки есть просторный колонный зал.
6. На третьем этаже планируется создать Молодежный центр с театральными студиями. Рашат Файзрахманов полагает, что с переездом в поселок ЗЯБ у театра появится больше возможностей привлекать молодежь. «Любой театральный руководитель мечтает, чтобы к ним пришла молодежь. При выборе нового места татарскому театру этот фактор тоже учитывался – мы находимся прямо напротив общежитий пединститута. Рядом в поселке Сидоровка есть техникум», – отмечает директор.
7. У театра будет большой, просторный и очень удобный балкон – для летних постановок. Представьте себе балкон в «Ромео и Джульетте» Шекспира...
8. И, наконец, у театра будет большая парковка для автомобилей, предположительно на 150–180 мест.
Минусы:
1. Не в центре Нового города.
2. Здание с плохой репутацией.
Сторонники, противники и воздержавшиеся
Шамиль Идиатуллин, выросший в Челнах русскоязычный татарский писатель, обладатель премии «Большая книга» за роман «Город Брежнев»: «В Челнах не был уже 20 лет. Конечно, ЗЯБ не особо удобное место для татарского театра, потому что 80 процентов населения проживает в Новом городе. Он тоже, как и ЗСК, расположен между Старым городом (поселок ГЭС) и Новым городом. В советские годы эти места были как край света. Но в театр человек ходит не каждый день – раз в месяц, если не год. Было бы удобнее в Новом городе, но если у человека есть машина, доехать до театра никакой трудности не составит, думаю, и городской транспорт ходит. Значит, из этого решения трагедии делать не надо».
Динар Хуснутдинов, артист Альметьевского татарского государственного драматического театра. «Радует, что челнинскому театру дают здание. Но место неудачное. Здесь можно прогнозировать по-разному. Кто любит театр, будет ходить, где бы он ни находился. Но таких мало. Вот увидите, будет много жалоб, что неудобно уехать оттуда. Макдоналдс, например, тем и выигрывает – они свои точки открывают только в самых выигрышных местах. Но у них есть возможность выбирать, а у театра нет. Остается принять то, что предлагают, и сказать спасибо за то, что есть. Челнинский театр мне очень близок, я сам лично пойду, где бы он ни находился. Желаю творческих успехов и полных залов!»
Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника: «Я бы не хотела, чтобы это здание называли «Колизеем». Здание построено, чтобы нормальные люди получали культурные услуги. Это было Домом культуры строителей. Здание большое, вместительное. Денег на правильную реконструкцию хватит, финансы не лежат на театре. Надеюсь, и театру, и зрителю там будет удобно. ЗЯБ – это очень красивое место, центр города. Проблемы транспорта нет. Рядом с театром очень красивый парк. Думаю, он будет называться Театральным парком. Я поддерживаю это решение».
Файруза Мустафина – многие годы занимала должность заместителя мэра города, курировала вопросы образования и культуры. Бывший ректор Челнинского государственного педагогического университета, советник мэра Челнов по развитию образования, кандидат педагогических наук: «Если не согласимся, то можем остаться вообще без здания. Да, не все поддерживают это решение, я сама тоже вначале сомневалась. Что могу сказать? Это здание построено как Дворец культуры. В нем, кстати, проходили первые выступления Салавата Фатхутдинова. Когда он работал конферансье в Уфе, мы его привезли в это здание. В то время в Челнах концертных залов не было, люди ходили в дома культуры. ДК строителей тоже было популярным местом, здесь даже пела Альфия Авзалова. В здании была хорошая акустика. Народ это здание полюбил. Когда там открылся «Колизей», я не воспринимала его как центр развлечений и всяких шоу. И название не понравилось. Для меня он остался культурным центром. Говорят же, не место украшает человека. Здесь тоже так – сам театр будет украшать это место. В поселках ЗЯБ, ГЭС живут люди, приехавшие в Челны в первые годы масштабного строительства города. Для них татарский театр будет большим подарком. В этих районах строятся новые дома, город растет. У здания есть возможность стать красивым и привлекательным для горожан местом».
Вахит Имамов, писатель, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая: «Жители Челнов уже отвернулись от этого места. Когда-то оно было нам близко, мы ходили в ДК строителей, он был своеобразным национально-культурным центром для татар. А когда тут открыли развлекательный центр, естественно, место получило плохую репутацию, отталкивающую и совсем не подходящую под татарский менталитет. А теперь, чтобы облагородить это место, придется вложиться в ремонт. Но и в этом случае вернуть доверие татар будет очень сложно, это как пытаться привести людей к засыхающему роднику».
Факиль Сафин, поэт, руководитель Набережночелнинского отделения Союза писателей Татарстана: «Я не переживаю, что театр будет далеко. В Челнах удобный транспорт, автобусы ходят и трамваи. Только хочу сказать – неужели Челны такой город, что не может построить татарскому театру абсолютно новое, прекрасное здание?»
Равиль Сабыр, драматург: «В городе с полумиллионным населением театр не имел своего здания – это, конечно, недостойное явление. Но каждый руководитель Челнов, думаю, пытался найти решение этой проблемы. Ближе всех к решению, насколько я знаю, подошел Раис Беляев – при нем было начато строительство здания для челнинского татарского театра. Как рассказывал режиссер Фаиль Ибрагимов, они уже планировку обсуждали – где какая комната, где будут гримерки. Но тут экономический кризис, и строительство остановилось на полпути… Правда, перед выборами в Госдуму один богатый кандидат из Москвы обещал достроить здание – и обещание сдержал. Только вот в здании открылся не театр, а торговый центр… Потом театру выделили землю в центре – рядом с администрацией города. Во время рабочего визита Рустама Минниханова в Челнах ему и проекты нового театра показывали…
А в настоящее время театр работает в здании, где раньше сидел райком КПСС. Здание было буквально отвоевано народом на митингах в 90-х годах в пору национального движения, подъема национального сознания. В этом же здании много лет вместе с театром располагалась детская музыкальная школа. Позже ее перевели в другое место. Была проведена небольшая реконструкция. На торжественное открытие театра после реконструкции 1 марта 2005 года приезжал первый Президент РТ Минтимер Шаймиев. Тогда он сказал: «В годы строительства КамАЗа мы оторвали молодое поколение того времени от корней, отлучили от национальных традиций. Татарский народ, проживающий в Челнах, как и представители других народов, в духовном развитии многое утратил. Нам с вашей помощью надо вернуть эти потери. Не думаю, что вам легко. В Казани легче, потому что у казанских татар есть своя история, традиции, а вам здесь их надо создавать. Поэтому – здесь мы сейчас договорились с министром культуры и мэром города – в Челнах должен быть татарский театр высокого уровня. Для этого надо создать все условия. Остальное – в ваших руках».
Мне кажется, эти слова и сегодня очень актуальны, эту задачу никто не отменял.
Давайте не будем кривить душой и скажем прямо: для челнинского театра должно быть построено современное, специально созданное по проекту для театра здание в центре, новое украшение города с точки зрения архитектуры. Только таким может быть решение проблемы – этого мнения придерживаются и сам коллектив театра, и зрители, писатели, журналисты, все, кто неравнодушен к проблеме. Отдать театру заброшенное здание в ЗЯБ только чтобы сказать «театру дали здание» – это не решение проблемы, а попытка показать, будто проблема решена. Вопрос предоставления здания в центре города все равно остается, рано или поздно он всплывет снова. Потому что в Челнах здания нужны и театру кукол, и русскому драмтеатру. Им тоже дадут заброшенные здания на окраине города? И еще одно наблюдение. Как ни жаль, у нас вопросы культуры, как всегда, решаются в последнюю очередь или не решаются вообще либо, как в этом случае, выносятся половинчатые решения. А вопрос здания для театра в Челнах решится только тогда, когда культуру в стране начнут ставить на первое место».
Ренат Аюпов, главный режиссер Татарского ТЮЗа им. Г. Кариева: «В театре Челнов прошли семь лет моей жизни. В этом здании ведь сцены нет, есть только уголок-«пятачок». Я полюбил его вертикаль. Он был почти 13 метров. В восточной среде любят такие остроконечные вертикальные здания. В них есть творчество. Ни в одном театре нет 13-метровой высоты. Конечно, в горизонтальную сторону тесно, примерно 6х7. У этого уголка есть какой-то магический центр, и я его использовал семь лет. Спектакль «Девушка из шляпочной мастерской» Гаяза Исхаки вышел там, экспериментальный «Галиябану» был поставлен тоже на этой сцене. Используя систему водопривода, я «искупал» Галиябану. Хоть у сцены нет перспективы вглубь, спектакли можно там делать любые. Но ни те, кто пришел после меня, ни те, что работали параллельно со мной, этот “пятачок” использовать не смогли. Спактакли остались бытовыми, не было простора, масштаба. И сейчас так.
Когда я делал свои спектакли, театру принадлежали лишь первый этаж и три комнаты на третьем этаже – остальные помещения занимали музыкальная школа и библиотека. Сейчас театр владеет трехэтажным зданием полностью. Мне кажется, он должен оставаться в этом здании и дальше. Именно в этом здании они проложили магическую тропу к зрителю. Сейчас их трогать нельзя. Во-первых, они расположены в центре, во-вторых, и на этом ограниченном пространстве можно сделать очень многое. Просто его надо любить. Да, патриотично настроенные татары говорят: “У татарского театра должно быть большое здание, они мучаются в здании райкома”. Они не понимают его магии. Его просто надо модернизировать. Архитектура чувствует любовь – надо любить. Если разорить это гнездо, оторванное от этого места оно может просто рассыпаться, развалиться. Энергия распадется. Смена места может убить душу татарского театра. В Челнинском театре очень хорошая труппа, но репертуар плохой».
Нияз Игламов, театровед, советник министра культуры Татарстана по театру: «Это здание я не видел. Если нравится коллективу театра, что в этом плохого? Главное – они ведь согласны. По мне, какая разница, где играть Зифу Кадырову?»
Мэрия решит проблему сразу для двух театров
«Переезд челнинского татарского государственного драматического театра в здание бывшего развлекательного комплекса в поселке ЗЯБ – вопрос решенный. Сейчас здание готовится к реконструкции, – сказала начальник Управления по информационной политике и связям с общественностью исполкома г. Набережные Челны Римма Мухаметзянова. – Средства на реконструкцию выделены решением Кабинета министров Республики Татарстан. Проектом занимается “Татинвестгражданпроект”».
Собеседница опровергла информацию о том, что челнинскому татарскому театру был выделен земельный участок у площади «Азатлык».
«После переезда татарского театра его нынешнее здание будет передано Набережночелнинскому государственному театру кукол – об этом также сказал мэр Челнов Наиль Магдеев. Конечно, это не работа на один день, потому что зданию требуется реконструкция. Мы работаем поэтапно: сначала делаем реконструкцию в развлекательном центре и переводим драматический театр, после этого будет сделана реконструкция здания драмтеатра и туда переезжает театр кукол. Когда это будет – станет известно лишь после того, как увидим проект “Татинвестгражданпроекта”. Как только они будут готовы, мы приступим к работе».
Здание забираем, но проблему решенной не считаем
Мнения противоположные. Я понимаю, почему театр согласился на это предложение. Театр XXI века не может творить в прежнем здании, где фактически нет даже сцены. Потому что современный театр – это не только традиционный спектакль с двумя стульями и одним столом. Это еще и обмен гастролями, фестивали, эскизы, экспериментальные представления, оригинальные декорации, свет-звук…
Театр, не имеющий сцены, ничего из этого делать не может. Зал на 200 человек ему не дает возможности получить максимальную прибыль с успешных спектаклей, о сдаче зала в аренду и думать не приходится. Сейчас театр идет в ногу со временем, а неимение собственного здания уничтожает коллектив. Привести примеры? Тинчуринский театр много лет ожидал окончания ремонта в своем здании, за это время заметно отстал и теперь не может занять свою нишу. В Кариевском театре есть проблема репертуара, сейчас он семимильными шагами должен нагнать остальных.
В этой ситуации невольно приходит аналогия с засидевшейся в девках невестой – тут ты или остаешься одна, или выходишь замуж за того, кто зовет. Может быть, жених и не мил тебе, и репутация у него подпорченная. Но, как гласит татарская пословица, именно жена делает из мужа настоящего мужчину.
Театру пожелаем успешно ступить на новую сцену.
Нет комментариев-