«С менталитетом все в порядке – у нас люди отзывчивые»
- Айрат Ильдусович, волонтерство на уровне региона и страны должно подчиняться определенной системе? И насколько она развита в республике?
- Систематизировать жест доброй воли нельзя - это все равно что убить его. А оказать системную, всестороннюю поддержку – чтобы инициатива в начале пути получила метод грантовые, административные ресурсы – можно. Этим и занимаются наши коллеги в каждом регионе страны, объединенные в Ассоциацию волонтерских центров, которые поддерживают добровольческие инициативы. «9 шагов» стандартов добровольчества прописало Агентство стратегических инициатив, программа стартовала с 2017 года. Тогда Татарстан был пилотным регионом и смог в июне 2019 года открыть Информационный ресурсный центр добровольчества РТ. В Казани у нас команда из семи человек, которая объединяет во всех 45 муниципалитетах желающих помогать в организации мероприятий.
- Известно, что на Западе волонтерство довольно распространено. Чего не хватает нам в этом движении? Наш менталитет позволяет прижиться этому явлению в регионах страны?
- Некорректно сравнивать добровольчество у нас и в других странах. На Западе волонтерство - неотъемлемая составляющая часть жизни населения. Например, во многих странах каждый житель должен в месяц отработать условно 15 часов. Он сам выбирает, что будет делать и организацию, в которой потрудится. Государство в свою очередь мотивирует граждан, предоставляет различные социальные льготы. У нас пока несколько иной подход и зависит от желания каждого человека. В целом добровольчество в России имеет свою большую историю. Но его современная система начала выстраиваться последние 3 – 4 года. Не просто так 2018 год в нашей стране был объявлен Годом добровольца. Движение набирает большие обороты, и последний год волонтерство для многих стало нормой жизни. С менталитетом у нас все в порядке, добровольчество в стране приживается, оно вообще нам не чуждо, у нас люди отзывчивые, неравнодушные. Им важно чувствовать себя нужными.
- А что-то материальное наши волонтеры все-таки получают?
- Они обучаются на специальных образовательных программах, проходят стажировку, участвуют в мероприятиях в других регионах, приобретая навыки и опыт. Добровольцы получают экипировку, федеральный бюджет оплачивает им проезд, питание, проживание в рамках программы мобильности волонтеров, им вручают благодарности и сувениры.
«Волонтеры повзрослели»
- Ведется ли подсчет добровольцев?
- В автоматизированной федеральной системе Добро.ру зарегистрировано больше 1,5 млн человек в стране. В Татарстане 74 тыс. волонтера официально посчитанных – и это условная цифра, на самом деле их в несколько раз больше. К тому же развивается корпоративное добровольчество на базе крупных промышленных объединений. На Добро.ру волонтер и организатор может пройти онлайн-курсы, получить консультации, обменяться опытом.
- Какой собирательный портрет волонтера и меняется ли он?
- Среди добровольцев и школьники, даже начальных классов, и наши серебряные волонтеры, есть и старше 80 лет. Более активны девушки и женщины, их 55 – 60 %. Последний год волонтеры повзрослели, сама ситуация сподвигла людей старшего поколения проявлять инициативу. Татарстанцы небезразличны к происходящему, просто сами по себе стали помогать – это, наверное, самое позитивное, что произошло с нами за этот год. Хорошо если находишь нуждающихся в помощи на своей лестничной площадке, но иногда люди хотят чем-то помочь и не знают, как и куда обратиться.
- Куда нужно идти?
- Можно обратиться к нам, «Добрый Татарстан» есть во всех соцсетях. Или набрать: «Dobro Tatarstan». Сам ресурсный центр открыт в ДК Химиков. И по каждому муниципалитету у нас есть реестр организаций.
«Не берут деньги за покупки – никто об этом не просил»
- Сколько мероприятий волонтеры помогли провести в республике? Что они делают, кому помогают?
- Наверное, тысячи мероприятий, если взять все районы республики. Во время пандемии к нам на горячую линию обратился человек, которому нужен был инсулин. Но время было горячее, из-за перегрузки сетей и нехватки людей он не мог дозвониться в соцобеспечение и обратился к добровольцам. Они помогли связаться со специалистами Минтруда Татарстана, которые обеспечили лекарством этого человека, а волонтеры до сих пор шефствуют над ним. Помимо организованных акций раздачи бесплатных продуктовых наборов, продолжается и адресная помощь, когда волонтеры по просьбе пожилых и инвалидов приносят необходимое им домой. Очень много случаев, когда добровольцы не берут деньги за покупки. Никто их об этом не просит, люди сами чувствуют такую ответственность и потребность и получают удовольствие от того, что делают для других. Серебряный волонтер Хрия Халитова трудится вместе со всей своей семьей, у них не только подшефные пожилые люди, они задействованы и в других проектах. А их немало. Есть и донорские сообщества, и помощь онкологическим больным, и восстановление городской архитектуры. Есть интересный проект «Желтые обои» в Елабуге: активисты делают ремонт в квартирах.
В прошлом году мы реализовали большую федеральную акцию «Мы вместе», которая продолжает свою работу и по сей день, преобразовавшись в региональные клубы. На этой платформе происходит голосование за общественные пространства, в октябре пройдет Всероссийская перепись населения. Татарстан два последних года подряд становился победителем федерального конкурса «Регион добрых дел» в поддержку добровольческих инициатив. Почти 17, 5 млн рублей за два года мы привлекли на реализацию проектов. Конкурс «Доброволец России» превратился в международную премию «Мы вместе», и президент России увеличил ее призовой фонд с 45 млн до 90 млн рублей. Ежегодно эти деньги разыгрываются на инициативы в сфере добровольчества по всей стране.
- Айрат Ильдусович, вы сами участвуете в каких-то мероприятиях?
- Не люблю говорить о себе, но наша работа непосредственно связана с помощью тем, кто в ней нуждается. Волонтерство просто так не отпускает. Невозможно заниматься этими делами с 9 утра до 6 вечера. Либо с этим живешь, либо занимаешься чем-то другим. Наша команда собралась из разных направлений общего движения. До сих пор являюсь руководителем департамента по работе с волонтерами Дирекции спортивных и социальных проектов. Уже более 10 лет сопровождаем спортивные события. Сейчас готовим специальную зимнюю олимпиаду, которая состоится в январе следующего года. В ней будет задействовано 2250 волонтеров.
Нет комментариев-