Фильмы, основанные на реальных событиях, — это всегда своего рода риск. Каждый так и норовит обличить создателя во лжи или преувеличении и т.п. Похоже, авторы «Движения вверх» решили обезопасить себя и выдали в начале фильма запись «Основано на реальном событии». Мол, тот самый матч мы постарались показать реалистично, а на все остальное не обращайте внимания.
Искажения фактов в фильме действительно есть. Например, абсолютно непонятно, зачем искажать фамилию тренера сборной (играет Владимир Машков) — Владимир Кондрашин в реальной жизни превращается во Владимира Гаранжина. Зато фамилию тренера Александра Гомельского, которого сменил Кондрашин, авторы почему-то сохранили.
Номер капитана советской сборной Модестаса Паулаускаса поменяли с третьего на пятый.
«В нашей команде стал выходить Модестас Паулаускас — несгибаемый литовец, бессменный третий номер, двигатель советской "Красной Машины" на протяжении последних пяти лет ее существования», — писал в Сергей Белов в своей автобиографичной книге «Движение вверх» (авторы спортивного блокбастера решили «не париться» над названием).
При этом в фильме Сергей Белов и Александр Белов играли под теми же номерами, что и в жизни — 10-й и 14-й. В чем логика?
Среди минусов фильма — в нем много непонятного в той части, что связана с историей. Нас сразу кидают в омут событий: спорткомитет СССР не может решить, кто займет место тренера сборной по баскетболу Александра Гомельского. Выбирают Гаранжина. Гомельский прощается со сборной, но почему он уходит? Об этом в фильме ни слова, так что почитайте на досуге, о чем идет речь.
Еще в начале фильма Гаранжин заявляет, что сборная СССР должна обыграть американцев на Олимпиаде в Мюнхене. Матч обязан войти в историю: сборная США семь раз подряд становилась чемпионом Олимпийских игр. Казалось бы, с каждой минутой напряжение в фильме должно расти и достигнуть своего пика в эпизоде с матчем СССР — США. Но не тут-то было: зрителя постоянно пытаются отвлечь любовной линией Александра Белова и Александры Овчинниковой, кутежами сборной в ресторане, свадьбой сестры одного из баскетболистов в Грузии или поиском контрабанды на таможне.
Из книги Сергея Белова известно, что скандал на таможне произошел в 1977 году. Кстати, Александр Белов познакомился со своей женой Александрой Овчинниковой тоже после Олимпиады-72. Его состояние здоровья резко ухудшилось лишь в 1978 году, но по фильму баскетболист оказался в больнице Штатов из-за проблем с сердцем еще до легендарной игры. Все эти события от досмотра на таможне до предложения руки и сердца Белова и впрямь заслуживают внимания, но, уместить его в один фильм хронометражем в 133 минуты — не самое лучшее решение. Тем самым авторы «смазали» это чувство напряжения и ожидания матча с американцами.
С передачей духа советского времени — тоже беда: чересчур насыщенные цвета, болельщики на матче в современных одеждах, электронная музыка во время игры с американцами. О том, что действие фильма разворачивается в СССР, свидетельствуют разве что модные в то время усы Сергея Белова.
Моментами раздражала замедленная съемка. Когда показывается матч — это однозначно плюс, вопросов нет. Так есть возможность прочувствовать момент важного броска, но для чего в замедленной съемке показывать Спорткомитет СССР, который смотрит игру сборной по телевизору? Когда Модестас Паулаускас и Сергей Белов бегут по улочкам Эссена в Германии?
Если говорить об эпизодах с матчами, то они показаны то хорошо, то не очень. Например, в играх, которые предшествовали матчу с американцами, очень рванная съемка. Кадры сменяются чуть ли не каждую секунду: баскетболисты, судьи, игровое табло, снова баскетболисты, тренер, болельщики и так до бесконечности. Все понятно: хотелось сделать эпизод динамичным, но постоянная смена кадров раздражает, а посмотреть игру советской сборной удастся только ближе к концу фильма.
Кстати, если сравнивать фильм с документальной съемкой последних минут легендарного матча сборных СССР и США на Олимпиаде-72, то кинематографисты показали все достаточно натурально, без искажений. Жесткий прессинг американцев, споры у судейского стола насчет тех самых «трех секунд», постоянно фотографирующие журналисты, бурная радость американских болельщиков. Переборщили только с горькими слезами Сергея Белова — в своей книге баскетболист писал, что это были «сухие рыдания».
«Меня сотрясали сухие рыдания. Все, к чему я стремился, к чему я шел всю жизнь годами тренировок, игр, турниров, скандалов с тренерами и партнерами, — осуществилось», — говорится в книге «Движение вверх».
Создателей спортивного блокбастера все же есть за что благодарить. Например, за Владимира Машкова, который блестяще справился с ролью выдающегося советского тренера по баскетболу. В отличие от Анатолия Тарасова, которого в «Легенде № 17» сыграл Олег Меньшиков, Гаранжин человек мягкий в жизни, но довольно решительный, когда дело касается работы. Он настоял в Спорткомитете на частых поездках за границу, хотя пускать туда лишний раз советских спортсменов никто не хотел. Все знали, что те возят оттуда контрабанду. Гаранжин поменял состав сборной и учил баскетболистов приемам, которыми пользовались американцы. Клин клином вышибают, как говорится, и это помогло — Советский Союз вырвал победу на Олимпиаде в Мюнхене.
Гаранжин по-человечески хочет помочь каждому своему подопечному: Алжану Жармухамедову со зрением −4 он покупает заграничные линзы, а Александру Белову оплачивает пребывание и лечение в американской больнице. При этом деньги были отложены на операцию сына-колясочника Шуры, но для Гаранжина его баскетболисты — тоже семья. Когда они отвечают тренеру взаимностью и отдают премиальные за победу на Олимпиаде на операцию ребенка, герой Машкова не сдерживает слез. И ему веришь, слезам простого человека, который делал хорошо работал ни ради признания или денег. Он просто иначе не мог. Не мог подвести парней, которые жили игрой, или обмануть надежды сына, который верил в победу над американцами.
Помимо Машкова, в «Движении вверх» засветились и другие именитые российские актеры: Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Виктория Толстоганова. Выбор удачный для каждой роли, а вот Джеймс Тратас, на наш взгляд, слишком смазлив для роли Модестаса Паулаускаса. Загар, зализанный назад волосы — как-то уж слишком по-хипстерски для баскетболиста сборной СССР.
Подводя итог, можно сказать что новый проект студии Михалкова и ВГТРК слабее «Легенды № 17». В одну киноленту режиссер Антон Мегердичев попытался вместить куда больше, чем следует. Из-за этого зрителю будет трудно почувствовать напряжение матча сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде-72.
С «Легендой № 17» все было проще — надо было развить линию хоккеиста Валерия Харламова и показать его связь с тренером Анатолием Тарасовым. В «Движении вверх» авторам надо было раскрыть как минимум пятерку баскетболистов, которые завершили матч со сборной США. Из-за этого личности спортсменов показались неполными, ведь каждому из них было бы справедливо посвятить отдельный фильм. А вот герой Машкова получился очень цельным, так что кинематографистам можно простить даже смену фамилии с Кондрашина на Гаранжина.
«Движение вверх» сложно назвать прорывом, ведь по сути «Легенда № 17» все о том же. В центре внимания ожидаемый матч, от которого никто не ждет победы сборной СССР. Есть потрясающий тренер, который твердо стоит на своем и делает из неслаженной команды сильнейшую сборную. Есть советские спортсмены, которые сделали невозможное и добились победы потом и кровью. Но «Легенду № 17» хочется смотреть и пересматривать, а у «Движение вверх» хочется перемотать на момент самого матча с американцами. Кажется, от этого фильм многого бы не потерял.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-