Сын певца Салавата, победитель этапа юниорской Российской серии кольцевых гонок Рустам Фатхутдинов: «Я в шесть лет сел на багги, а в 14 стал чемпионом России»

Молодой казанский пилот, сын известного татарского исполнителя выиграл первый этап юниорской Российской серии кольцевых гонок и заявил свои претензии на чемпионский титул в первенстве России S 1600 Юниор.

О том, как начиналась карьера гонщика, подготовке, волнениях и отношении родителей к спортивной карьере Рустам Фатхутдинов и его отец, народный артист Татарстана, заслуженный артист России и Башкортостана, мастер спорта международного класса по автоспорту Салават Фатхутдинов рассказали в интервью «Татар-информ».

Рустам, как началась ваша карьера? За руль какой машины вы сели в первый раз?

– В первый раз я сел за руль еще на коленях у папы. Папа рулил – я ехал. Чуть позже так же, сидя на коленях у папы, естественно, не на трассе, а по пересеченной местности, в поле, мне давали самому покрутить руль.

Повзрослев, начал с отцом ездить по соревнованиям, на чемпионаты Европы и России. Смотрел, болел, очень нравилось. Через какое-то время стал ловить себя на мысли, что я тоже хочу на гоночную трассу, тоже хочу заниматься автоспортом. Поначалу ездил на прокатных картингах. Потом пересел на более серьезную машину – багги. Так получилось, что в шесть лет сел на багги, а в 14 стал чемпионом России. Я пятикратный чемпион Татарстана в классе багги. Последние два – три года я уже участвую в серии кольцевых гонок на машине «Фольксваген».

Основным тренером всегда был мой отец. Всякое бывало: и поругает, и голос повысит. Расскажет и покажет, как нужно проходить данный участок трассы. Тренер и судья – два в одном.

«Команда мне говорит: «Вот трибуна, вот кафе, чай. Сидите, пейте, только Рустаму не мешайте»

Салават Закиевич, смотрите гонки сына, обсуждаете, есть разбор полетов дома?

– Я всегда любил учителей, уважал их труд, но сам я плохой учитель. С родными детьми не всегда получается разобраться, а тут чужих учить надо. К каждому свой подход, это таких нервов стоит. Сейчас Рустам один из лучших пилотов России. Сам знает, что ему делать в той или иной ситуации. Но иногда бывает и такое, что мое вмешательство в процесс подготовки и настроя на гонку необходимо. Когда надо сказать по-мужски, жестко, как может только сказать отец сыну.

А так я в рабочий процесс без необходимости не вмешиваюсь. Команда мне говорит: «Вот трибуна, вот кафе, чай. Сидите, пейте, только Рустаму не мешайте». В каких-то вещах он уже больше, чем я, разбирается.

За два-три года в автоспорте он сделал большой профессиональный рывок. Рустам практически не выходит из тройки призеров. Опыт большой, и вмешиваться в тренерскую работу и установки мне не нужно. Для мотивации подарил ему сумку с надписью «Главное – победа, а не участие», я считаю это правильно. Во время Великой Отечественной войны было принято на фюзеляже самолета ставить звездочки по количеству сбитых машин врага. Так вот, у Рустама на машине уже одна звезда, нарисована, четыре еще в запасе. Но я думаю в этом году вторую, бог даст, нарисуем. Обязаны. Не в этапе, а в чемпионате в целом.

Гонки смотрите, переживаете?

– Мама практически не смотрит, она читает намаз, и когда до финиша остается метров 50, я звоню и говорю результат. Я же помню каждую секунду, пока сын на трассе. Сопровождаю сына перед стартом. Поцелую, обниму.

«Мама изначально была против гонок»

Рустам, чья инициатива была стать пилотом автогонок?

– Инициатива стать пилотом автогонок – только моя. Мама изначально была против гонок. Папа и сейчас к этому не очень хорошо относится, хотя как наставник играет очень большую роль в моей подготовке. Но только потому, что это мое большое желание, поддерживает и помогает.

Вы готовитесь к сопернику? Отсматриваете его манеру езды?

– Да, конечно. Огромное внимание уделяем стилю езды предполагаемого противника. Как стартует, как входит в поворот. Это мне очень помогло на последнем этапе, я увидел частые ошибки соперника в одном сложном повороте и воспользовался этим.

В какой-то момент на вираже, буквально в 4-5 метрах от меня, возник жесткий контакт между машинами. Массовое столкновение. Но я увидел маленькое окошечко в этом хаосе и проскочил. В итоге выиграл этап.

А вообще, подготовка идет ежедневная. Особенно к чемпионатам России. Машину тоже ежедневно готовят. Подбирают настройки. Увеличивают мощность двигателя. Команда подобралась грамотная. Делает все, что необходимо для достижения максимального результата на трассе.

А вам, Салават Закиевич как зрителю и профессионалу понравилось, как сын проехал последний этап?

– Да. Это, наверное, самый зрелищный момент чемпионата. Все знают, насколько Рустам сильный пилот. Но он стартовал с шестой позиции. Почему? Правила кольцевых гонок таковы, что при распределении позиций на старте первую десятку как бы переворачивают. И если в прошлом заезде приехал первым, то ты можешь стартовать и 6-м, и 7-м, и 9-м. Делают тяжелее условия гонки для тех, кто выиграл, и дают шанс более слабым гонщикам победить.

Когда гонщик едет вторым…

Рустам, можете описать свое психологическое состояние, когда проигрываете? А когда выигрываете?

– На самом деле, у меня перед стартом практически нет волнения. Есть только неприятная мысль: «Я не хочу быть не первым». Огромное желание победить. Стараешься исключить даже мысль, что может быть по-другому. Бывает, но редко, ты во время гонки понимаешь, что тебе уже не светит не первое, не второе. Тогда начинаешь анализировать причины, что бы в дальнейшем их исправить. Ну и задачу ставишь всегда одну – попасть на подиум.

Значит, для вас на пьедестале почета есть только одно место – первое?

– Когда гонщик едет вторым, он хочет быть первым. Когда он едет четвертым – он мечтает попасть на пьедестал. Вот эти – второе и четвертое места, самые обидные для самолюбия пилота.

Трассы отличаются друг от друга?

– Конечно. Причем прилично. Бывают трассы практически без перепада высот. А на каких-то буквально по холмам едешь. У каждой трассы есть особо опасный поворот. Для того, чтобы все это учитывать, мы заранее приезжаем и готовимся уже непосредственно на данной трассе.

Ближайшие планы?

– Надо выигрывать первый этап Чемпионата Татарстана. Готовиться ко второму этапу Чемпионата России. Но все это будет возможно только при поддержке спонсоров. Автогонки – это дорогой вид спорта и без поддержки спонсоров участие в нем практически невозможно. Поэтому в ближайшее время будем заниматься этим вопросом, ну и готовиться, конечно.

Что значит для тебя – представлять республику Татарстан?

– Детский автоспорт в Республике недостаточно развит. Мало юных спортсменов Татарстана представляют его флаг в других регионах России. Я почти единственный, кто участвует от Татарстана в российских стартах. Я чувствую эту ответственность. Стоя на подиуме, у меня появляется чувство гордости, что все видят флаг Татарстана. Все знают, что лучший пилот гонок из Татарстана, и это ни с чем несравнимое чувство.