2020 год. Доставщик еды. Заработок не менее 2300 рублей в день
— Я уже в прошлом году развозил еду на велосипеде, когда остался без клуба. Тогда стеснялся этого, никому не рассказывал. Сейчас же считаю, что в профессии нет совершенно ничего зазорного. Получаю удовольствие. Люди бесплатно на велосипедах катаются, а мне за это еще и платят. Общение с разными интересными персонажами, знакомства — кайф. Я сам себе хозяин. Хочу — выезжаю на заказы, нет — занимаюсь своими делами. Нет начальников, никто никуда не гонит. Но если решил отдохнуть, то ничего и не заработаешь.
В день у меня получается не меньше 2300 рублей, рекорд — 3160 рублей. Кручу педали по 12 часов в сутки. Физическая нагрузка — ого-го. Футболистам такое и не снилось. И финансово выгоднее — в моей последней команде, ростовском СКА, получал 43 тысячи рублей. Курьером же реально и 90 тысяч заработать. Было бы желание.
2010 год. Дубль «Динамо». 60 тысяч рублей в месяц
— В 12 лет из Тулы перебрался в академию московского «Локомотива». В 15 лет перешел в «Динамо», а в 16 подписал первый профессиональный контракт — на 60 тысяч рублей на три года.
Если парень в возрасте 17 лет забивает 18 голов и его не подпускают к главной команде, это очень странно. Независимо от того, какие нападающие есть в наличии. Пусть даже Кураньи, с которым мы одного плана. В Европе на это смотрят иначе, тем более, в «Динамо» я был своим воспитанником. Но Сергей Силкин дал мне всего один раз потренироваться с основой. Уже позже, когда пришел Дан Петреску, начали подпускать к занятиям. Румын не понимал, почему я был не в главной команде, а в дубле. Сыграл даже в двух товарищеских матчах — с харьковским «Металлистом» и со «Строгино». Против российского клуба Кураньи за 80 минут забил один гол, я за 10 минут сделал дубль. Выиграли 3:0.
Тогда у меня был самый реальный шанс попасть в основу. Петреску хотел меня взять на сборы, забрал загранпаспорт оформлять визу. Но какой-то человек из руководства рассудил иначе, мне сказали: «Нет, мальчик, мы с тобой контракт продлевать не будем. Путешествуй по миру».
2014 год. «Нефтехимик». 63 тысячи рублей в месяц
— Буду рассказывать только легальные истории (улыбается). Я попал в первую лигу в «Нефтехимик». С шикарной базы в Новогорске ты приезжаешь в Нижнекамск, о существовании которого даже не знал, для тебя это диковато, огромный контраст. Там клуб вылетел в ПФЛ, я непонятным образом в 10 матчах забил 11 голов, меня начали восхвалять и названивать. Из ЦСКА, другие тренеры-селекционеры, называли лучшим. Получал 70 тысяч рублей «грязными», то есть около 63 «чистыми». И столько же — премиальные.
2015 год. «Рубин». 80 тысяч в месяц
— Поступило конкретное предложение из ФНЛ, но я выбрал вариант за меньшие деньги с «Рубином-2», чтобы получить шанс вернуться в РПЛ. И сделал это буквально за месяц. Меня увидел Ринат Билялетдинов, сказал: «Давай-ка, иди с нами тренируйся!» В Казани мне сделали зарплату 80 тысяч «чистыми». Обещали улучшить условия до 300 тысяч, если хорошо себя проявлю.
Из Татарстана пришлось уехать. Моя большая ошибка, что не играл в «Рубине-2» с мужиками. Получилось, что подтянули к основе, тренировался с ними, выступал же за дубль, а это детский сад. В 21 год против 18-летних пацанов — для меня пользы уже не было.
О дебюте за основу «Рубина»
— Получилось прикольно. Когда попал в главную команду «Рубина», начал очень много тренироваться — утром и вечером нон-стопом. Но на игры меня не ставили. Мне это надоело, думаю: «Пошли все нафиг!» Пошел в ночной клуб, жестко напился. Потом пришел на тренировку, и стал там лучшим — всех отвозил. Мне говорят: «Готовься, ты в стартовом составе с ЦСКА». Это что-то паранормальное.
Но я не перед игрой напился, а за четыре дня до нее. Это 29-й тур, ответственный матч, мы с «Динамо» боролись за еврокубки. Если честно, меня трясло за три дня до игры, во время матча и неделю после него. Накануне вообще почти не спал. Не помню, как добрался до стадиона и как переодевался, потому что очень сильно нервничал. В итоге просто не воспользовался своим шансом. Тогда я второй раз понял, что такое настоящий футбол. Первый раз это случилось, когда за «Динамо» вышел против «Металлиста» в Харькове — на трибунах было 23 тысячи зрителей. Все остальное, что было у меня в России — по мне это не футбол.
2016 год. «Санта Клара» (Португалия). 1200 евро в месяц
Сначала отправили во вторую лигу в ульяновскую «Волгу». Это был самый депрессивный переход в карьере. В мае выходил против ЦСКА, а в конце июня — начале июля — против команды из Сызрани. Представляете, какой контраст! Как ни странно, там забивал в каждой игре и стал лучшим бомбардиром ПФЛ.
Мне опять начали звонить всякие псевдоагенты и псевдоруководители. Говорить: «Я вот вчера с Моуринью разговаривал позавчера с Гвардьолой… Сейчас тебе сделаю супертрансфер». Я понимал, что это мой шанс и надо что-то делать. В России ловить было нечего. Сказал: «Кто первый найдет мне клуб в Европе, с тем подпишу контракт». Тогда все засуетились, и два порядочных агента отыскали вариант в Португалии — «Санта-Клара» из первой лиги. Я там ходил с недовольной славянской гримасой из-за того, что меня не ставят в состав. Хотя надо было спокойненько полгода тренироваться, адаптироваться и учить язык. Это очень классный опыт, в Европе реальный футбол.
Мне платили 1200 евро, премиальных не предусмотрено. Плюс клуб снимал апартаменты. Понятно, что в деньгах я потерял. В «Рубине» зарабатывал 80 тысяч плюс премиальные. В Португалии — 100 тысяч рублей, но мне хватало. Первое время со всеми общался, учил язык, а потом ко мне приехала девушка. Отдалился от команды, подумал: «Я ведь русский человек, зачем мне учить язык?» Там выдавали машину либо одному, либо с одноклубником. Мы с защитником Диашем постоянно ездили на пляж. Он мне как папка был, постоянно рассказывал — что, как и когда.
2017 год. «Патро Эйсден Масмехелен» (Бельгия). Зарплату не получил
— Там мне сделали 3,5 тысячи евро. Плюс давали на апартаменты 800 евро. Плюс премиальные — 500 евро. И что самое классное, там был президент китаец. У него есть еще клуб во второй французской лиге, а также в третьей английской. Когда туда переходишь, ты больше чем на полгода в клубе не задерживаешься. Играешь, на тебя смотрят и куда-то отправляют — во Францию, в Англию.
Для меня это был просто нереально крутой вариант. Но, к сожалению, в этот момент меня депортировали. Потому что граждане Португалии — такие ленивые люди, что забыли мне сделать рабочую визу. Я семь месяцев находился в Португалии нелегально. А это судебное дело. Но я не знал об этом. Думал, что в клубе все оформили, как полагается. А ничего не сделали. Из Бельгии меня отправили в Россию делать визу. В Бельгии провел две недели. Не сыграл ни одной игры, не получил зарплаты, только тренировался. После Бельгии возвращаться в Россию оказалось очень тяжело.
2017 год.
«Волгарь». 72 тысячи
«Волга». 150 тысяч
— Попал к замечательному тренеру. Именно к тренеру с большой буквы — Юрию Газзаеву в «Волгаре». Конечно, контраст между Европой и Россией мне очень тяжело дался. Я успел стать европейским мальчиком, убил в себе русского человека. А тут снова эти косые взгляды: кто ты, что ты, зачем сюда приехал. Мне очень повезло, что попал именно к Газзаеву. Это космос какой-то! Для меня его уровень стал открытием. Хотя был у Юрия Фарзуновича на просмотре, когда еще в ульяновской «Волге» играл.
В «Волгаре» у меня не получилось. Я за 9 матчей забил 1 гол. Долго перестраивался. Пытался из «Волгаря» летом уехать в Европу — агенты не нашли вариантов. И тут поступило предложение из Ульяновска. Я сказал: сделайте мне 150 тысяч рублей — поеду. Они сделали — я поехал. Зарплата была, наверное, самая большая во второй лиге.
А в «Волгаре» было 72 тысячи. Но премиальные 60 тысяч, а в «Волге» — 30 тысяч.
2018 год. «Тракай» (Литва). 1500 евро
— Нелегально туда попал из-за депортации. Не буду говорить, как. У меня остались связи в Европе. Я позвонил человеку и сказал: слушай, не хочу оставаться в России. Найди мне любой клуб в Европе, потому что здесь начинаю гнить, как футболист. Он ответил: дай мне один день — найду тебе клуб. На следующий день мне звонит и говорит: прилетай. Вот так работают агенты. Прилетел, затем одна тренировка, подписание контракта, на следующий день матч чемпионата Литвы. Еще через два дня — встреча Лиги Европы. «Тракай» из Вильнюса — то ли третье место, то ли четвертое в чемпионате. Зарплату мне там сделали полторы тысячи евро.
Там я очень хорошо себя проявил. У нас был тренер-испанец, работал в академии «Реал Сосьедад». Это мое. Чемпионат Литвы мне тоже понравился. Но там провел только два матча, потому что меня посадили после игры Лиги Европы. За то, что документы подделал. И все, на этом история закончилась. Мы встречались с какой-то командой из Уэльса, летели из Ливерпуля в Литву. Хотя меня заприметили еще тогда, когда улетали из Вильнюса. Сказали: что-то ты какой-то странненький. А вот когда обратно летел, они уже все поняли. За руки меня — и в изолятор. Семь суток. Посидел с грузинами там. До сих пор с ними общаюсь. Изолятор прямо в аэропорту. Хочешь есть — тебя чуть ли не за руку ведут в кафе. Там дают минуту, ты покупаешь еду, а потом обратно в изолятор идешь. История — на книгу, реально. Минимум два дня рассказывать. Я ведь в эту камеру несколько раз попадал.
Эта депортация в базе данных. Мне сказали: либо ты вылетаешь в Россию, либо сядешь на полтора года в литовскую тюрьму. Дали два часа, чтобы купить билет. Денег не имел — занял у одного человека. И быстро полетел в Москву. Но это еще не конец с «Тракаем». Мне предлагали сделать прикольную вещь. У них был матч следующего квалификационного раунда Лиги Европы с какой-то казахстанской командой. Говорят: давай мы сейчас договоримся, засунем тебя в фуру к дальнобойщику. Так тебя довезут до Казахстана. Сыграешь — таким же образом в Литву переправим. Останешься.
В итоге литовцы не рискнули проделывать эту штуку. Мне-то по барабану было, а они парились из-за контракта. Решили его разорвать в итоге. Я сказал: без проблем.
2019 год. ФК СКА. 43 тысячи рублей в месяц
— Сначала годичный отпуск без футбола, который дался очень тяжело. Узнал, что это такое — остаться без игры в 24 года. Понимаю, что чувствуют люди, когда заканчивают карьеру. Это сейчас уже по барабану, а на тот момент на два месяца впал в депрессивное состояние. Ни с кем не разговариваешь, не ешь… Потом пошел в СКА. Но после Лиги Европы… Приезжаешь во ПФЛ, смотришь на это все. Да, вернулся в футбол, но мотивации — просто ноль. Финансово — 43 тысячи рублей. Курьер в два раза больше получает. Это смех просто. Хотя первый месяц еще было желание: ой, я же в футбол вернулся. А потом — нет.
Но, я никогда не отбывал номер, всегда выкладывался по максимуму. Просто огня в глазах не было, без него сложно. А Панченко очень благодарен за то, что протянул руку в сложный момент.
О талантах, с которыми играл
— Давайте пойдем по клубам. В «Динамо» номер один был Александр Ильин. Талантище. Никто и близко не стоял. Он дебютировал в 18 лет, выйдя на замену вместо Воронина, однако карьера не сложилась. Позже, выступая за питерских одноклубников, стал виновником страшной аварии, стоившей жизни двум человекам, и сел в тюрьму. С Сашей мы на связи — переписываемся, перезваниваемся. Еще отбывает срок.
В «Нефтехимике» таких не припомню. В «Рубине» — Ахметов, он и выстрелил. В «Волге» — Миша Дрязгов, у которого все было для РПЛ. Он заиграл бы, сто процентов. Но из Ульяновска куда-то уехать очень сложно, особенно, когда еще и тренеры не дают себя проявить. Все есть — скорость, техника, удар, но якобы молодой, шансов не давали, так и не раскрылся. Если говорить о Португалии, то там любой из «Санта-Клары» выступал бы в нашей высшей лиге. В Бельгии пробыл слишком мало. В «Волгаре» есть один феномен — Тимур Букия. Как Кокорин и Смолов. Не знаю, почему выше ПФЛ и ФНЛ не может пробиться. В большом порядке. Как-то нас поставили в упражнение один на один. Тимур меня изуродовал, все позвонки выкрутил. Дальше снова Ульяновск. Там был Костя Павлов. Работоспособнее футболиста не встречал в жизни. Сейчас уже за тридцать, так его никто и не рассмотрел, во второй лиге всю жизнь провел. Последняя остановка — ростовский СКА. Там есть два отличных молодых парня — Филипп Кундрюков и Даниил Иванков. Мягкие, пластичные, работа с мячом. Получается, за всю карьеру в России встретил семерых футболистов — талантов от бога.
О надежде вернуться в футбол
— Я сейчас заявлен на КФК за команду СШ-75. Организация процесса — клубы ФНЛ, не говоря о ПФЛ, позавидуют. Проводим онлайн-тренировки, на сборы ездили на Кипр в отель, где жил «Урал». А тренер по физподготовке — вообще пушка! Он ездил на стажировку в «Манчестер Сити», я такого уровня работы нигде не встречал. Думаю, клубы РПЛ должны воевать за него. Так что получаю удовольствие в этой команде, отношение замечательное. Хотя деньги, конечно, смешные — восемь тысяч рублей в месяц. Одна тренировка в неделю, одна игра в субботу. Если говорить о более серьезном уровне, то уже есть сомнения. Кто-то предложит 150 или хотя бы 100 тысяч рублей — поеду. А меньше — не вижу смысла.
По материалу «Спорт-Экспресса»
Нет комментариев-