Муфтий на татами: обладатель коричневого пояса джиу-джитсу Камиль Самигуллин

О спортивной борьбе как рекомендации ислама, о том, почему в традиционном исламе приветствуются занятия борьбой, и об условиях для выбора стиля борьбы верующими рассказал в ходе тренировки журналисту ИА «Татар-информ» обладатель коричневого пояса по джиу-джитсу муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.
– Что изначально вас привело в зал джиу-джитсу? Вы начали заниматься боевыми искусствами до того, как стали мусульманским религиозным лидером Татарстана?

– В детстве я два года занимался греко-римской борьбой и немного тхэквандо. Что привело?  Мы знаем историю Шихабутдина хазрата Марджани, который был прекрасным борцом , владел стилем «каракаплан», Сегодня мы плохо представляем себе этот стиль, но знаем, что он был хорошим борцом и никогда не проигрывал. Акмулла (Акмулла Мифтахетдин, поэт и просветитель. – Ред.) писал, что Шихабутдин хазрат не знал поражений.

В сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится о том, какой спорт для мусульманина является самым подходящим. Который подходит верующим на 100 процентов и не вызывает нареканий. Это, безусловно, дзюдо, где закрыты все постыдные места. Нет ударов в лицо, что запрещено нашей религией. В самбо возникают некоторые проблемы в связи с короткими шортами. Подходит также джиу-джитсу и татарская национальная борьба. 

Это основные подходящие виды спорта, и было немножко трудно выбирать. Выбор пал на классическое джиу-джитсу – это японская борьба, полностью подходящая традициям ислама.  Сам пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, успешно занимался борьбой. Есть такая история. Когда в местности Бадха Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с Руканой, который пришел туда с отарой овец. Рукана в то время был чемпионом Мекки по борьбе и предложил побороться.  Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, согласился и спросил: «Что ты мне дашь за это?» Рукана ответил: «Я дам тебе барана». Рукана проиграл несколько поединков, каждый раз предлагая в качестве приза барана. Рукана не мог понять, как религиозный человек может победить его, чемпиона Мекки. После последнего поединка Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвратил овец.  Рукана тогда сказал: «Если бы Господь тебе не помог, ты бы никогда не выиграл у меня». И после этого принял ислам. Отсюда мы понимаем, что заниматься борьбой – это есть сунна пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.


– Ислам и джиу-джитсу – как они совмещаются? Противоречит ли идеология восточных боевых искусств, основанных на буддизме, традициям ислама?

– Джиу-джитсу, если мы обратимся к истории, – это борьба самураев. Здесь нет никаких земных поклонов своему сопернику, здесь практически отсутствуют какие-либо медитации. Есть разминка, отработка технических приемов. Ничего более, кроме техники борьбы, нет. Здесь ты совершенствуешь свою технику. Побеждаешь свои страхи, потому что перед тобой есть соперник. И это, несомненно, пригодиться человеку в жизни. 

– Что значат лично для вас занятия джиу джитсу?

– Человек приходит в зал, два часа идет тренировка. Сосредотачиваясь на ней, ты забываешь о каких-то житейских трудностях. Это некая разгрузка для человека. Вообще очень трудно заставить самому себя заниматься. Вот пришел ты в фитнес-зал, что ты будешь делать? Постоянно отвлекаешься. Кто-то написал тебе SMS, кто-то – в WhatsApp, ты попил воды… И получается, что из двух часов ты, может быть, максимум полчаса что-то делал. Здесь же тренер не смотрит на твой статус. В этом зале занимаются много имамов. Мы занимаемся наравне, все вместе, без исключений. Тренируясь, ты чувствуешь себя полным сил. У тебя ничего не болит, и это прекрасно.   


– А по канонам ислама может ли мусульманка заниматься единоборствами? 

– Может, но есть определенные условия для этого. Не должно быть тесного контакта мужчины с женщиной. Девушка не должна обниматься с мужчиной. Нужно следить за одеждой. Закрывать все недозволенные места. И если все условия соблюдены, то проблем нет. 

– А есть виды спорта, которые рекомендует ислам?

– Мы опять же обращаемся к хадисам Пророка. Он рекомендовал учить своих детей стрельбе из лука, плаванью, верховой езде, борьбе. Исходя из этого, мы видим, что спорт – это очень важная вещь в жизни каждого человека. Как говорил пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует: «Сильный верующий человек более любим Господом, нежели слабый верующий».

– Вы болельщик? За какими видами спорта следите? Смотрите ли Олимпийские игры?

– Слежу постольку-поскольку – нехватка времени. Лично меня больше интересуют личностные виды спорта (борьба, например), а не командные виды. Потому что в командном виде спорта очень сложно себя проявить. 

– У вас коричневый пояс по джиу-джитсу, который дает право на преподавание этого боевого искусства. Нет желания набрать учеников?

– Пока такой мысли даже не было. И времени на это не хватает, и я сам еще чувствую себя учеником в этом виде спорта. Буду развиваться дальше. 


– Учащиеся медресе как-то вовлекаются в занятия единоборствами?

– У нас, даже в этом зале, есть шакирды медресе, в том числе и медресе «Мухаммадия». Они несколько раз в неделю тренируются. Мы организовали для шакирдов группы в спортивном комплексе «Москва». Два раза в неделю туда приходит тренер, и они занимаются борьбой. 

– Возможно ли создание групп единоборств в Болгарской исламской академии?

– Пока мы об этом не говорили. Но если будет желание со стороны студентов, то мы, конечно, поможем это организовать. 


– Что бы вы сказали молодым людям, которые хотят заниматься восточными единоборствами, но сомневаются, разрешает ли это ислам?

– Мы уже в самом начале говорили о соблюдения необходимых традиций ислама при занятиях спортом.  Кроме того, занимаясь спортом, человек прежде всего должен развиваться физически и уметь защитить себя. Не для нападения и уничтожения кого-то, а только для защиты.