Проект для инвалидов и импортозамещение: как будет развиваться парусный спорт в Татарстане

Почему Федерация парусного спорта Татарстана планирует закупать только российские лодки, где спортсмены будут искать спонсоров для тренировочных сборов у моря и смогут ли инвалиды сесть за штурвал парусника, рассказал президент Федерации парусного спорта в Татарстане Альберт Садыков в интервью ИА «Татар-информ».

«Наши ребята остаются пока на вторых ролях»: финансовые сложности в парусном спорте Татарстана

С какими проблемами сталкиваетесь, что мешает развитию парусного спорта в РТ?

Безусловно, существует проблема с финансированием, необходимы деньги и на поездки сборных команд, и деньги на приобретение материальной части. У нас спорт все-таки высокотехнологичный, должны быть лодки.

У нас в профессиональном спорте, к сожалению, на данный момент нет возможности детям и взрослым, занимающимся выехать на учебно-тренировочные сборы. У нас очень короткое лето. Если заниматься только летом, мы теряем те возможности, которые есть в Краснодарском крае, в Крыму. Они могут тренироваться круглый год, мы этого сделать не можем. Нам для того, чтобы ребята накатывались, нужны выезды, сборы, участие в крупных международных соревнованиях. Без этого наши ребята остаются пока на вторых ролях.

Есть поддержка всероссийской Федерации парусного спорта, в этом году достаточно серьезная, и мы смогли провести, я считаю, грандиозное для РФ событие.

Мы впервые за время существования Всероссийской Федерации парусного спорта смогли собрать всех руководителей региональных федераций в Казани, чтобы понять проблемы, которые мешают развитию парусного спорта в России. И было принято действительно очень много интересных решений, которые были оформлены в меморандум. Надеюсь, что это позволит в этом году сделать серьезный скачок в развитии парусного спорта в России.

Обучение специалистов парусного спорта и работа с международными спонсорами: нововведения для парусников в 2020 году

Какие нововведения в 2020 году ждут парусный спорт Татарстана?

Одно из главных решений, я считаю, это то, что была принята программа обучения специалистов парусного спорта, чего до сих пор не было. То есть среди всех специалистов, которые занимались у нас, только тренеры имели какую-то подготовку, и то только те, которые окончили специальные профилированные вузы. Ни руководители федераций, ни секретари, ни установщики дистанций, ни организаторы соревнований — к сожалению, все всё делали, кому как придет в голову. На самом деле это неправильно, должна быть системная работа, должно быть обучение. Это очень серьезно.

Решается ли вопрос финансирования парусного спорта? Как справляться с нехваткой денежных средств?

Всероссийская федерация в лице исполнительного директора Павла Александровича Соболева сделала очень большой шаг, повернулась лицом к региональным федерациям, заинтересовалась теми проблемами, которые есть в региональных федерациях, а они существуют. Это тоже даст положительный сдвиг в плане того, что наконец появится связь, что и каким образом надо решить.

Региональными федерациями было высказано — научите, как нам работать со спонсорами, чтобы привлекать средства, как привлекать федеральные средства, каким образом можно получить эти средства, каким образом надо отчитываться, что для этого необходимо, что надо сделать.

Это непростая работа, я это по себе вижу, нам достаточно много вещей приходится делать с нуля, но это возможно и нужно делать. Я думаю, что Татарстан в этом плане достаточно продвинутый регион, и при поддержке нашего правительства мы сможем это сделать. Это действительно позволит работать со спонсорами.

Например, есть такая компания «Внешторгсервис», которая занимается поставкой судов, обеспечением оборудования. До этого момента, к сожалению, региональные федерации с ними мало работали. Это компания, которая обеспечивает сборную нашей страны спортивными судами. Им интересно работать с региональными федерациями, но региональные федерации, к сожалению, не знают, как с ними работать.

Потом у нас появилась договоренность в рамках этого же семинара с Федерацией парусного спорта Турции, и я надеюсь, что получится договориться с Turkish Airlines. Они готовы помогать нам, отправлять наших спортсменов в Турцию, где хороший воздух и ветер и где спортсмены смогут заниматься.

Лодки от татарстанских производителей и новая секция в Болгаре

Как с инфраструктурой, где можно заниматься в Татарстане парусным спортом?

На данный момент возможность заниматься есть в нескольких городах Татарстана — Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Чистополе, Нижнекамске, Зеленодольске.

В этом году открылась еще одна секция в Болгаре, там появился тренер. На этом семинаре наши спонсоры вручили новую детскую парусную лодку секции. Это тоже прекрасно!

Сейчас у вас происходит импортозамещение?

Этот вопрос нас очень волновал. Импортные лодки дорогие, у нас нет возможности скупать такие лодки, ни у нашей спортшколы, ни у федерации.

В рамках семинара и круглого стола была проведена достаточно серьезная работа. Мы совместно с руководителем всероссийской Федерации парусного спорта проехали по производственным площадкам Татарстана. Было затрачено достаточно много времени. Сейчас мы прорабатываем три производственные площадки. У нас есть заказ, есть интерес. Площадки очень хорошие. Это зеленодольский завод имени Горького, компании «Вельвет Марин» и АО «БЕТАР» г. Чистополь.

Например, часы, которые представила компания «Восток-Тайм», очень интересные. Многие федерации захотели их закупать как наградную атрибутику с эмблемами региональных или всероссийских федераций. Я думаю, что в ближайшее время заказы спортивных судов будут размещены на территории Татарстана.


Доступный парусный спорт для инвалидов

Планируете заниматься со спортсменами с ограниченными возможностями?

В этом году совместно с всероссийской Федерацией парусного спорта хотим запустить проект по работе с инвалидами. Существуют специальные лодки, на которые может сесть человек с ограниченными возможностями по движению. К сожалению, мы пока не можем выставлять спортсменов из России на Паралимпиаду.

В России такого практически нет. Запускать проект собираемся в Казани.

Какие силы для этого нужны?

Мы сейчас совместно с всероссийской федерацией прорабатываем вопрос закупки таких судов. Они все-таки имеют некоторые отличия, либо там надо ставить некоторое оборудование. Также нужно найти желающих заниматься этим.

В Татарстане такие лодки будут производиться?

Нет, такие лодки у нас не производятся. Нероссийское оборудование.


Соревнования по парусному спорту в Татарстане станут семейными праздниками для привлечения массовости

Насколько востребован сейчас парусный спорт среди жителей Казани?

Мы видим, что парусный спорт недостаточно востребован. К сожалению, мало было освещения, что он у нас вообще есть.

Очень часто слышим: «А как к вам попасть? Мы и не знали, что у нас такое существует». Поэтому мы сейчас в большей степени пытаемся привлекать людей, делать какие-то проекты семейные, чтобы на наши мероприятия люди могли прийти всей семьей и дети могли позаниматься в детской секции. Взрослые тоже могли бы попробовать себя на воде на более крупных лодках.

На берегу программу сделаем более интересней, там можно будет и покушать, и поиграть в настольный теннис, чтобы вся семья могла отдохнуть на берегу.

У нас есть великолепные реки Волга, Казанка, акватория озера Кабан. Есть где отдохнуть.

В этом году при поддержке Правительства республики и министра Альберта Каримова будет закуплена часть лодок. Четыре лодки будут стоять у отеля «Ривьера» на пирсе для того, чтобы любые желающие могли прокатиться. Вплоть до того, что мы предполагаем, чтобы в четверг любая семья могла бесплатно час кататься на лодке с инструктором, просто чтобы понять, насколько это хорошо, насколько им это интересно.

На сегодня сколько занимающихся в РТ?

По Татарстану 300 детей, а в общем где-то 1000, включая взрослых и крейсерский спорт.

Какие проекты готовит федерация в 2020 году?

Во-первых, у нас восемь крупных всероссийских мероприятий, из них шесть крупных соревнований уровня первенства и чемпионата России. Два будет проводиться в Набережных Челнах, остальные в Казани, в акватории отеля «Ривьера» и озера Кабан. И один в Лаишево, который будет проводиться в девятый раз, — соревнование «Камское море».

Существенное отличие от предыдущих соревнований, как я уже говорил, будет в том, что большое значение будет придаваться береговой программе, там, где люди могли бы всей семьей отдыхать.

Больше будет направленность на то, чтобы дети могли полазить, сфотографироваться, поиграть во что-то. К сожалению, до этого не было таких программ. Думаю, это позволит придать массовость нашему спорту, показать, что у нас есть интересные проекты, в которых могут участвовать все, вне зависимости от уровня подготовки и материального достатка.

В прошлом году сколько соревнований провели?

В прошлом году было три мероприятия — семинар, чемпионат России в классе «Микро» и первенство России в классе «Европа».


На международную студенческую регату в Казани приедут команды из четырех стран мира

Какие цели на этот год?

Мы хотели бы серьезно увеличить количество людей до 5 тысяч, которые участвуют в мероприятиях за счет семейного привлечения, за счет того, что мы сможем показать всем, что, даже не имея громадных финансовых возможностей, можно прийти и бесплатно заниматься как во взрослых, так и в детских секциях.

В этом году у нас начинает работать студенческая Федерация парусного спорта РТ. Сейчас создаются команды, которые будут участвовать в соревнованиях. Здесь же мы проведем международную студенческую регату. Тоже серьезное движение.

Какие вузы войдет в парусную федерацию? Вузы будут подключать по всему Татарстану?

Больше задействованы вузы Казани, но будут и Челны, и Чистополь. Сейчас у нас задействованы КХТИ, КФУ, Медуниверситет и КАИ, в которых уже 30 лет есть своя парусная секция, где я сам занимался в свое время.

Поволжская академия спорта входит в студенческую федерацию?

Мы ведем переговоры с ними по подготовке тренерского состава. У нас сейчас четыре тренера учатся по программе подготовке молодых тренеров, предоставленной республикой.

Расскажите про студенческую регату. Сколько команд ожидается, приедут ли иностранные участники?

Ожидается четыре экипажа из-за рубежа и три-четыре российских. Гостей мы ожидаем из Китая, Турции, Белоруссии. Сейчас прорабатываем вопрос об участии ирландской команды, они приезжали в прошлом году, посмотрим, смогут ли они в этом. Регату планируем провести в июле, дату точнее не могу назвать.