Девятнадцать дней назад в Казани в РКБ у Дианы и Андрея Крыловых родился сын. Мальчик появился на свет раньше положенного срока – на 36-й неделе. Спустя пять дней новорожденного перевели из роддома РКБ в отделение анестезиологии и реанимации для новорожденных №3 ДРКБ.
«Мы здесь уже неделю. Малыш сам дышит, правда, пока с маской. Сколько здесь пробудем, не знаем, да и никто не знает. Но, на мой взгляд, мы уже потихоньку пошли на поправку. Получилось так, что на 33-й неделе у меня перестали поступать воды к плоду, и малыш перестал расти. Естественно, я ничего не знала. На 36-й неделе на плановом УЗИ врачи заметили это и в срочном порядке сделали кесарево. И вот мы уже здесь. На самом дела я счастлива, что мы рожали в РКБ. Слава Богу малыша не пришлось куда-либо везти. Никаких лишних транспортировок из другого роддома. Кормим пока пятьдесят на пятьдесят: смеси и молоко. Молоком пока только два раза, но и это уже очень хорошо, я думаю», – рассказывает Диана Крылова.
Посещать в реанимации новорожденных врачи разрешают в течение двух часов – это время мамы и папы стараются быть рядом со своими малышами. Кто-то просто сидит возле кувеза – бокса, в который помещают недоношенного или заболевшего новорожденного, в него автоматически подается кислород и поддерживается оптимальная температура, а кому-то уже разрешают взять свое чадо на руки.
В этом отделении 6 палат на 19 коек. В каждой реанимационной находятся аппараты, фиксирующие параметры жизнедеятельности каждого малыша. Сначала недоношенного ребенка помещают в кувезы, которые сверху накрываются специальным покрывалом, защищающим малышей от попадания солнечных лучей. В этом «боксе» новорожденный находится в схожих с утробой матери условиях, пока не наберет нужный вес и не стабилизируется.
Потом кувезы открывают, малютки продолжают находиться в реанимации, но уже в специальных кроватках, в которых предусмотрены разные функции, например, подогрев.
За тремя новорожденными следит одна медсестра, а палатный врач сразу за шестью маленькими пациентами. Кроме того, в составе каждой мини-бригады есть врач анестезиолог-реаниматолог.
«Мы принимаем детей со всего Татарстана: глубоко недоношенных детей с массой тела и менее 500 граммов, и детей с хирургической патологией. В эти кувезы подается питание. Здесь темно, тепло и хорошо, то есть, как у мамы в утробе. А это наши герои – наши сестры. Наблюдение за малышами идет круглосуточно. И даже если у меня выходной, я всегда на связи, как и любой наш врач. На выхаживание влияет очень много факторов. Очень многое зависит от срока гестации, то есть от того, на каком сроке ребенок родился. Чем меньше этот срок и масса ребенка – тем соответственно сложнее. Тем не менее, у нас есть совсем крохи, массой менее 500 граммов, и, в общем-то, они достаточно успешно у нас лечатся и переходят на следующий этап – в отделение патологии новорожденных», – рассказывает первый заместитель главного врача ДРКБ по медицинской деятельности, заслуженный врач РТ Лилия Басанова.
Сегодня в отделении реанимации находится 21 малыш – нет, лимит не превышен. По словам врачей, реанимация готова наблюдать сразу 22 новорожденных – дополнительные кувезы и аппаратура позволяют. Как отмечают специалисты, за год через реанимационное отделение проходит приблизительно 550-600 детей – шесть сотен разных историй семей ежегодно.
Отдельная категория – это хирургические патологии новорожденных . Таких малышей, по словам врачей, в год бывает примерно до 450. Некоторые небольшие операции проводятся прямо в реанимации – оборудование позволяет.
Есть и отдельная стандартная операционная. А вот кардиологические и нейрохирургические операции врачи проводят на других этажах ДРКБ – эти операции требуют специальных аппаратов. К примеру, чтобы провести операцию на сердце, необходимо его «отключить». Функция кровообращения в это время выполняется при помощи специального аппарата, который находится в этих операционных. По словам Лилии Басановой, в год таких операций проводится около 1500.
«В большинстве случаев о патологиях известно еще до рождения малыша. Медицина настолько развита, что мы уже сейчас предупреждаем о развитии какой-то аномалии во время протекания беременности. И во время перинатального периода, когда мама еще вынашивает плод, мы уже здесь ждем таких детей и после рождения перевозим их в нашу реанимацию», – объясняет первый заместитель главного врача ДРКБ по медицинской деятельности.
Все палаты реанимационного отделения сообщаются друг с другом: есть прозрачные окна-перегородки или двери. По словам медиков, это сделано для того, чтобы в случае внезапного ухудшения состояния маленького пациента, вся бригада сконцентрировалась возле этого малыша.
По словам Лилии Басановой, случалось, что родители отказывались от операции, которая была необходима для спасения жизни их малыша. Тогда больнице приходилось лишать родных пациента родительских прав на время проведения операции.
Приемный покой для детей недоношенных располагается отдельно, то есть они поступают в ДРКБ отдельно от всего потока пациентов. Сюда из любого района Татарстана малышей доставляют медсестра и доктор-реаниматолог на специально оборудованных реанимобилях.
Внутри этой чудо-машины находится авиатор – это оборудование, сродни инкубатору с идентичными утробе матери условиями. Здесь есть все необходимые аппараты, в том числе и ИВЛ.
«Мы выезжаем в любой район Татарстана. Здесь есть кислородные баллоны, запасом на 6-7 часов. Поток кислорода мы регулируем. Да, конечно, у ДРКБ есть санавиация. Но новорожденных мы перевозим только в реанимобилях, потому что, как показывает практика и статистика, перевозка на вертолетах – травмоопасна для малышей. А благодаря тому, что дороги все-таки хорошие, ребенок оказывается в нашем отделение достаточно быстро», – поделилась врач-реаниматолог анестезиолог отделения реанимации новорожденных № 3 Миляуша Хабибуллина.
По ее словам, не всегда сразу можно транспортировать ребенка в Казань. Например, при активном кровотечении или с резкой нестабильностью гемодинамики, которые требуют поддержки сердечной деятельности, ребенка оставляют хотя бы на сутки в реанимации роддома. И как только новорожденного стабилизируют, его сразу же перевозят в ДРКБ.
Абсолютно все движения реанимационных автомобилей координирует реанимационно-консультативный центр. Пока новорожденного везут в ДРКБ, врач-реаниматолог постоянно докладывает казанским медиком о состоянии малыша. Уже по дороге в больницу спасатели в белых халатах определяют, в какое отделение доставить малыша.
Иногда ребенок, минуя реанимацию, сразу попадает в палату интенсивной терапии. Их четыре и расположены они в соседнем с реанимационном отделении патологии новорожденных и недоношенных детей. Здесь находятся стабилизированные малыши.
В этом же отделении, которое рассчитано на 65 коек, находятся палаты «Мать и дитя» – последний этап перед выпиской. Чуть подальше – так называемое общежитие для иногородних мам, чьи дети находятся в реанимации или в палатах интенсивной терапии.
«У нас все создано для комфорта мам и их малышей. В этом кабинете мамочек обучают элементам детского массажа, рассказывают им о лечебном питании. Там подальше кабинет для сцеживания молока. Мы встречаемся с нашими пациентами после выписки периодически. Они очень любят приходить к своим докторам. Например, 17 ноября – в день недоношенного ребенка многие выписавшиеся когда-то приходят поздравить и поблагодарить своего доктора. Мы собираемся все вместе, родители делятся успехами своих малышей», – улыбаясь рассказывает Лилия Басанова.
Время посещения для всех общее, а срок нахождения малыша в реанимации или палатах интенсивной терапии – индивидуален. Мама малышки Юли два дня назад впервые взяла ее на руки.
«Мы в реанимации уже две недели. Дочка родилась на 28-й неделе всего. Каждый день приходим, врачи кормят ее уже молоком, но пока через зонд. Роды внезапно начались, никаких отклонений в беременности не было, кроме того, что плод расположен низко. Не знаю почему так рано, может из-за нагрузок каких-то, может из-за стресса, не знаю. Прогнозов врачи не дают никаких и никому, но мы видим, что дети здесь и по три-четыре месяц лежат. Будем молиться и надеяться на лучшее», – поделилась мама Юли Ольга Андреева.
По словам главного врача ДРКБ Рафаэля Шавалиева, только за прошлый год в отделении патологии новорожденных пролечили более 1000 детей.
«За 2016 год в отделении патологии новорожденных пролечено 1217 новорожденных, из них 780 малышей – недоношенные, в том числе и 38 детей весом менее 1 килограмма. А за пять месяцев 2017 года в нашем отделении пролечено 420 новорожденных, 258 из которых появились на свет раньше срока», – отметил Рафаэль Шавалиев.
Когда мы уже покидали отделение, на реанимобиле в ДРКБ привезли новорожденного из Сабинского района. Малыш родился на 28-й неделе всего за несколько часов до этого. Врач-реаниматолог передала его в руки врачей из отделения анестезиологии и реанимации для новорожденных №3. Теперь там, на втором этаже ДРКБ квалифицированные специалисты будут бороться за его жизнь – впереди у малыша длинный путь, по которому вместе с ним и его родными пройдут спасатели в белых халатах.
Нет комментариев-