– Вы побывали в медучреждениях Татарстана, что скажете об уровне системы здравоохранения в республике?
– Я побывал в районной амбулатории в Лаишево и в крупной Республиканской клинической больнице.
Мне кажется, что как раз здесь, в Татарстане, уровень медицины довольно высокий. Здесь сравнительно меньше жалоб, чем в других регионах. Те же, что есть, типовые для всей страны в целом. Они касаются прежде всего дефицита личного контакта, очередей, отсутствия и доступности узких специалистов.
– Есть что-то, чему, на ваш взгляд, могли бы поучиться другие регионы?
– Безусловно, можно и нужно поучиться отношению к выстраиванию всей системы управления здравоохранением. Я говорю о системе амбулаторий, центральных районных больниц и больших республиканских.
Телемедицина – хорошая вещь, но тут есть проблема. В РКБ консилиум собрался, проконсультировал районных врачей по пациенту, проблема решена в пределах ЦРБ, но формально услуга оказана в Казани. А финансирование осталось в районной больнице.
То есть система телемедицины у вас выстроена по полноте услуг, но не выстроена еще ее организационно-финансовая сторона.
Можно поучиться у вас техническому оснащению, конечно. Системе подготовки кадров. В ваших симуляционных и образовательных центрах учатся врачи с разных регионов – это отлично! В этом смысле Казань – центр обучения врачей разного профиля.
– Что вызывает недовольство населения согласно исследованиям общественного мнения?
– Фиксируется, что уход государства из социальной сферы воспринимается негативно. Очень многие вещи сейчас в действительности только платные, количество бесплатных услуг сокращается со страшной силой.
С другой стороны, конечно, в обществе растет понимание новых возможностей медицины. Лечатся многие болезни, которые раньше даже не начинали лечить, потому что не знали как. Это население тоже чувствует – это факт. Если раньше что-то было фатально, то сейчас врачи дарят надежду и вылечивают больных.
– Как вы считаете, татарстанский проект по созданию мобильных поликлиник будет тиражироваться по стране?
– Знаете, все новое – хорошо забытое старое. Как раз в советские времена были мобильные флюорографы, которые приезжали прямо на предприятия. Я помню, как приезжал здоровенный автобус и в течение недели весь большой коллектив предприятия проходил обследования. А теперь все снова запускают. В любом случае это рабочая система, ее надо развивать.
– Как вы считаете, будущее российского здравоохранения стоит за страховой зарубежной системой или за советской системой? Что показывают результаты опросов? За какую из систем выступают жители нашей страны?
– Такие исследования есть, но я, честно сказать, отношусь к их результатам плохо. Почему? Потому что это некорректное сравнение. Потому что довольно большая часть населения в принципе не жила в советское время. Она не может сравнить советскую медицину с нынешней или зарубежной, она ее не видела просто.
А те люди, которые знакомы с советской системой, переносят свои впечатления из прошлого в сегодня. Тогда они были здоровее, врачи им не особенно нужны были, они не сталкивались с теми проблемами, с которыми сталкиваются сейчас.
Также и с зарубежной системой: мало кто знаком с ее организацией. Поэтому я считаю, что это очень некорректное сравнение.
– Как вы считаете, как решать проблему нехватки врачей?
– У меня по этому поводу радикальная точка зрения. Когда говорят про то, что надо выучивать больше специалистов, платить врачам больше, я думаю по-другому.
Я, скорее бы, пошел бы по-другому пути: надо уменьшать количество больных. Если мы будем развивать здоровый образ жизни, прививать его повсеместно, то обращений к врачам должно стать меньше. По моему мнению, экстенсивный путь развития – «давайте больше денег, давайте больше людей», а люди будут больше и больше болеть – это все-таки не есть решение.
Нет комментариев-